Пятница,
3 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Пятница, 1 февраля 2013 г. 16:17
ПОЛИТИКА

Наталья Эфендиева: "Фильмогон" или как красиво потратить несколько миллиардов рублей

Министр культуры РФ Владимир Мединский на днях опять публично объяснялся по поводу проекта списка 100 отечественных фильмов, "рекомендованных для просмотра на факультативных занятиях в школах". Теперь он заявил журналистам, что список - только проект, а окончательный вариант будет утверждать Министерство образования РФ, и вообще стоит ждать списка 100 документальных фильмов и даже перечня мультфильмов "для школьников". Не говоря уж о готовящефся "разнарядке" по зарубежному кино. К чему вся эта бурная деятельность? У обозревателя ИА REGNUM - своя версия происходящего.

Кадры решают...

Когда в июле прошлого года кинорежиссер и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков предложил ввести в школьную программу новый предмет под названием "100 лучших фильмов", вряд ли можно было предположить, что этот посыл реализуют так быстро. Однако идею горячо поддержал министр культуры Владимир Мединский. И всего через полгода на сайте Министерства был выложен проект списка. 17 января уже два министра - культуры и образования - дали пресс-конференцию по поводу перспектив важного начинания. Кроме того, что для чиновников высшего ранга привлекательность нового факультатива несомненна (в чем они пылко убеждали присутствующих), иной и более конструктивной информации не поступило. Реалии же таковы, что министерским планам если и суждено сбыться, то в формах, увы, уже привычных для нашего госпланирования.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2011/2012 учебном году в России на 13 млн 356 тыс. учеников приходился 1 млн. 50 тыс. учителей и насчитывалось 45 тыс. 158 общеобразовательных школ.

Очевидно, что для введения кинофакультатива какому-то количеству учреждений среднего образования придется решать технические вопросы - докомплектовать имеющееся оборудование, либо, ввиду его отсутствия, приобретать все необходимое.

Для демонстрации фильмов нужно не так уж и много, но даже если закупки потребуются хотя бы половине школьных заведений, то и тогда расходы перевалят за несколько миллиардов бюджетных рублей. Скорее всего, будет объявлен конкурс на поставку оборудования за бюджетные деньги, а поскольку выигрываются такие конкурсы обычно по принципу "вы можете вскрыть конверт, но победит все равно тот, кого назову я", то и результат выйдет неудивительный и, боюсь, не слишком полезный для факультатива.

На той же пресс-конференции министры культуры и образования России вместе посетовали на то, что преподавать самое массовое из искусств некому. Решать кадровую проблему собираются с помощью курсов переподготовки. По словам министра образования Ливанова, их могут организовать при ВГИКе и других киновузах. Однако и здесь есть место сомнениям. Во-первых, вузы эти находятся в Москве и Петербурге, а вводить кинофакультативы предлагается во всех школах нашей большой страны.

А во-вторых, давайте еще посчитаем. В среднем, количество рабочих часов российского учителя - около 20 в неделю. Плюс проверка тетрадей, подготовка к урокам, классное руководство - время на новый предмет вряд ли найдется. Когда учителям литературы и истории (а именно на них, очевидно, ляжет большая часть нагрузки, ну, может еще физиков допустят) ездить на курсы, смотреть фильмы и готовиться к факультативу? Методика преподавания тоже пока не разработана. Без учета детской и подростковой психологии новый предмет рискует превратиться в бессмысленную "обязаловку" и унылые посиделки. Можно, конечно, положиться на то, что школьные директора проявят понимание, найдут возможности для занятий без ущерба для остальных предметов и не потребуют волочь детей в кинозал силой. Однако, вероятнее всего, демократичность подхода останется на словах да на бумаге. А в целом введение нового факультатива может оказаться просто фикцией.

Общий вид

Даже при беглом взгляде на список очевидно - какая-то непреодолимая сила тянет отборщиков назад, в прошлое. Со слов министра, в акции по предварительному киноотбору участвовали 40 тысяч человек - обычных пользователей Internet. Эксперты (имена которых на сайте Министерства не называют, а лишь указывают их институциональную принадлежность) выбирали из предложенного и корректировали на собственное усмотрение. В итоге, основной корпус реестра составили 60 картин, выпущенных в 1950-1970-х гг., из 1930-1940-х годов рекомендации удостоился 21 фильм, и совсем уж жалкое представительство немых фильмов (дореволюционных и советских) - 10. Из 1980-х годов отобраны 8 кинолент, из 1990-х - только "Утомленные солнцем". Получается, что картины, которые снимались в России в постперестроечный период, и, тем более, в нулевые годы вообще не рассматриваются в качестве художественного, исторического, визуального и какого угодно другого школьного материала. Вместе с ними отсекаются сразу два десятилетия новейшей истории страны.

Министр Мединский оправдывает это тем, что киносписок - не конкурс по выявлению лучших отечественных фильмов, а кино в разрезе истории страны. В таком случае взгляд на эту самую историю чрезвычайно сужен - такое вот трубчатое зрение получается.

И возникают неизбежные вопросы: а экспертов из указанных научных и учебных заведений допускали к обсуждению? И учитывалось ли, что больше 50 % фильмов из списка периодически показывают по телевизору? Зато в списке нет ни одной экранизации Чехова и Куприна, созданных Абрамом Роомом. Из всех совместных работ Леонида Трауберга и Григория Козинцева есть первая часть революционной трилогии о Максиме (почему лишь она?), но отчего-то отсутствуют "Шинель" и "Новый Вавилон". И так далее.

.... души прекрасные порывы!

Спору нет, идея воспитания будущих кинозрителей - благородная и даже в чем-то подвижническая. Особенно в условиях, когда нынешняя взрослая публика просто отказывается смотреть родную кинопродукцию. А на кинофакультативе дети приучатся к качественному кино, научатся его смотреть, а заодно проникнутся чувством глубокой привязанности к картинам отечественным. В идеале..

Но нежелание включать в список "100 отечественных фильмов" работы современных российских режиссеров Попогребского, Хлебникова, Балабанова, Звягинцева и других может привести к последствиям как раз не самым приятным для тех, кто всю имеющуюся изобретательность использует вроде бы для спасения родного кино. Дети, смотрящие старые советские картины (на факультативе) вкупе с современными европейскими и американскими (в кинотеатре, интернете и по телевизору) получат в высшей степени причудливое представление о кинематографе вообще. Мало того - сравнение с современным западным кино окажется не в пользу родного кинематографа. Хотя бы в силу отсутствия в 70-х годах прошлого века соответствующих технических приемов съемки и спецэффектов...

Так что намерения у наших чиновников вроде бы благие, но есть подозрение, что вся эта история с фильмами затевается не во имя детей, учителей и уж вряд ли ради реанимации реноме отечественного кино. А для того, чтобы в очередной раз сымитировать конструктивную деятельность, пошуметь и после признать, что "ввиду ряда недоработок и перегибов на местах" идею в полном объеме осуществить не удалось. И, рискну предположить, - чтобы "правильно" провести конкурсы и красиво потратить несколько млрд. бюджетных рублей.<br>Наталья Эфендиева, кинокритик.

©СеверИнформ, 2013 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Пятница, 3 мая 2024 г.
16:23 Вологодская обл
 

В Вологде построят полигон для снега

12:07 Вологодская обл
 

Мужчина вытащил из горящего дома жену и тещу

09:07 Вологодская обл
 

Глав районов оштрафовали за борщевик

11:58 Вологодская обл
 

Ветеранов осталось мало

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728123
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования