С «очаровательными франтами» познакомит выставка в Шаламовском доме
Посетители выставки увидят мужские образы, запечатленные в русской и западноевропейской живописи и графике XVIII – XX веков из коллекции областной картинной...
С «очаровательными франтами» познакомит выставка в Шаламовском доме
Посетители выставки увидят мужские образы, запечатленные в русской и западноевропейской живописи и графике XVIII – XX веков из коллекции областной картинной галереи. Здесь зрителей встретят не только «герои своего времени» в гражданской и военной форме, включая бравых гусар, но и творческие личности: поэты, писатели, художники, а также галантные щеголи, сдержанные денди, элегантные кокеты… Их называли еще пижоны, петиметры, макарони, пшюты, ферты, фаты, в общем – модники. Они «форсили», ходили «козырями» и «гоголями». «Ходит франтом – сапоги с рантом» – говорил про таких народ.
Каждая эпоха имела свои представления о канонах мужской красоты. Художники то подчеркивали в этих образах героическое начало, мужественность, величие и благородство, то наполняли их грациозностью, изяществом, утонченным аристократизмом, искренностью и чувствительностью.
«Модники были во все времена. В истории костюма много примеров того, как мужчины тратили на свои туалеты целые состояния. В эпоху барокко мужской костюм часто по обилию декора и пышности превосходил женский, а сам персонаж был напудрен, нарумянен и напомажен», – рассказывает искусствовед Любовь Кербут.
Со сменой стиля жизни в XIX веке одежда стала гораздо удобнее, мужчины отказались от камзолов из парчи и шелка, начали носить сюртуки, перешли на узкие облегающие панталоны, а затем и на брюки. В связи с изменением идеалов мужской красоты силуэт костюма становился более вытянутым и строгим. Военные, в особенности гусары, во многом благодаря своей эффектной форме пользовались популярностью и большим успехом у дам. Очень выразителен парадный портрет кисти Н. Сверчкова «Лейб-гусар на коне» (1870), на котором изображен вологодский помещик К. Дружинин. По выходе в отставку ему в качестве подарка от однополчан была преподнесена масштабная акварель М. Зичи «Гусарская пирушка» (1873), на которой он изображен среди офицеров своего полка.
В начале XX века героем своего времени стал деловой человек, для которого главным в одежде было удобство. В моду вошли костюм-тройка, пальто, котелки, а цилиндры стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Фабрики готовой одежды сделали ее более доступной и распространенной, костюм стал универсальным, его могли носить и скромные чиновники, и аристократы.
Особым артистизмом отличаются показанные на выставке образы известных литераторов, живописцев, актеров (Т. Райт «Портрет А. С. Пушкина» (1837); М. Стариков «Портрет Карла Брюллова» (1859); П. Борель «Портрет художника Ф.П. Толстого» (1864 – 1869); И. Пожалостин «Портрет К.Н. Батюшкова» (1883) и др.)
Благородную ноту изысканности и галантности привносят в экспозицию гравюры западноевропейских мастеров, посвященные темам преданной дружбы. Особый раздел выставки включает произведения современных российских художников в стиле ретро. В экспозицию вошли и предметы мужского обихода из собрания Вологодского музея заповедника, - сообщает ИА "СеверИнформ". |
12.01.2018 10:39 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
Тотемский фестиваль колокольной музыки стал международным
Уже во второй раз в городе русских мореходов прошли мероприятия фестиваля колокольной музыки «Рождественский благовест». Даты мероприятия – 6 и 7 января...
Тотемский фестиваль колокольной музыки стал международным
Уже во второй раз в городе русских мореходов прошли мероприятия фестиваля колокольной музыки «Рождественский благовест». Даты мероприятия – 6 и 7 января – определены не случайно. Именно в один из самых значимых православных праздников – Рождества Христова, а также в рождественский сочельник колокольные звоны не просто раздаются над городом, но и становятся своеобразным символом тёплого семейного праздника.
Идея проведения фестиваля имеет исторический контекст. Еще с XVIII века Тотьму считали городом меценатов. Купцы-мореходы, возвращавшиеся из дальних промысловых экспедиций с территорий североамериканского континента, вкладывали вырученные средства в строительство храмов. Традиции меценатства сильны и по сей день. По инициативе уроженца Тотьмы, потомка купеческой династии Арсаковых Владимира Глазачева, проживающего ныне в Калининграде, начал развиваться проект «Колокольный звон Тотьмы». Владимир Глазачев, а вместе с ним и жители Тотемского района и других территорий, оказали неоценимую спонсорскую помощь, и в Тотьме на звонницах Входоиерусалимской и Успенской церквей вновь появились колокола.
В фестивале «Рождественский благовест» в этом году приняли участие одиннадцать звонарей: Никита Петров из Череповца; Мария Вотрогова, Наталия Олисова, Анна Петрова из Санкт-Петербурга; Сергей Власов и Антон Крехалев из Каргополя Архангельской области; Тихон Бучкин из Рязани, Наталья Архипова из Пскова; Анна Сологуб и Дмитрий Петров из Парижа; Андрей Новиков из Тотьмы.
Особым мероприятием стал концерт гостя из Каргополя, преподавателя Каргопольской детской школы искусств Сергея Власова.
В рамках мультиинструментальной программы «Звук – источник красоты» мастер продемонстрировал виртуозную игру на фортепиано, гуслях, флейте, глюкофоне и оркестровых колоколах. Публика, которая до отказа заполнила камерный зал музея церковной старины, тепло приветствовала исполнителя.
В рамках фестиваля 7 января в стенах Тотемской библиотеки состоялся приветственный завтрак для звонарей с участием главы района Сергея Селянина. После знакомства участников фестиваля с основными направлениями развития Тотьмы и района состоялось обсуждение перспектив фестиваля. Гости предложили немалое число идей, включая активизацию предварительного освещения фестиваля в православных медиа, совмещение парадов колокольных звонов с массовыми мероприятиями для жителей и гостей города у колоколен, проведение новых концертных программ в рамках фестиваля, - сообщает ИА "СеверИнформ". |
09.01.2018 13:44 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
ИНТЕРВЬЮ История против «лепсов»
В нескольких километрах от Кирилло-Белозерского монастыря, духовной и исторической жемчужины Русского Севера, находится место, которое, даже принимая во...
История против "лепсов" Фото:Петр Давыдов
В нескольких километрах от Кирилло-Белозерского монастыря, духовной и исторической жемчужины Русского Севера, находится место, которое, даже принимая во внимание совсем его недавнюю историю, справедливо можно назвать воротами, ведущими в историю древнюю. Ту самую, откуда мы можем черпать знания о собственной стране, о своем народе, его культуре и традициях. Речь идет об историко-этнографическом комплексе «Древнерусское поселение Сугорье», расположенном на землях Белозерского княжества, на левом берегу Шексны.
Возглавляет его Игорь Ручин, историк, реконструктор «и просто человек, кому небезразлична Россия», - улыбается Игорь Александрович.Игорь, как давно существует «Сугорье»?Сугорье фактически существует с 2011 года, но полноценные экскурсионные программы мы стали проводить после переезда из Белозерска, летом 2013 года.Чем вызвано появление этого историко-этнографического комплекса в Белозерье? Только ли интересом? Только ли наивным желанием заработать на туризме?Появление «Сугорья» вызвано многими причинами, главная из которых- возможность самореализации. Планы появления подобного объекта вынашивались очень давно, со времен нашего приезда в Белозерск, но, к сожалению, там эта идея так и осталась на бумаге. Нам было очень тесно и в пространственном, и, главное - в творческом отношении в наших белозерских объектах. Поэтому предложение питерского инвестора было для нас настоящим подарком. Что касается творческой самореализации, то в «Сугорье» она практически безгранична, хватит и нашим детям, и внукам.Как вы охарактеризуете знания по истории людей, которые приезжают в ваш историко-этнографический комплекс?Знания гостей Сугорья в абсолютном большинстве очень поверхностные, иногда просто катастрофически скудные. Подавляющее большинство находятся в плену исторической мифологии: «меч весил два пуда, кольчуга три, викинги были двухметрового роста и носили рогатые шлемы» - эти и им подобные мифологические клише мы и стараемся порушить.
Иногда просто доходит до смешного. Так, один весьма солидный мужчина с жаром уверял меня, что в древности на территории Вологодчины жили ... ЛЕПСЫ! Не смейтесь. Я пытался ему объяснить, что жили даже не вепсы, а их предшественники из племени весь - все было бесполезно. Жили «ЛЕПСЫ»! И пели, вероятно, свою народную песнь: "Только рюмка водки на столе..." в качестве гимна. Конечно, к счастью, встречаются и люди знающие, интересующиеся, у которых удается подчерпнуть новые знания и нам самим, что очень радует.Многие ли хотят приехать снова? Вообще, какова реакция большинства на визит?Очень многие из наших гостей были у нас несколько раз, и, по их словам, каждый раз они открывали для себя новые страницы истории и неизменно получали яркие эмоции. О впечатлениях наших гостей лучше всего судить по их же отзывам, оставленным как в гостевой книге, так и странице «Сугорья» в «Вконтакте».Чем порадовал прошлый год? Каковы планы на текущий?Хоть прошлый год и был очень сложный - и погода, и экономика, и обвал детского туризма, он оставил добрые воспоминания. Прежде всего, мы смогли удачно провести очередной фестиваль, несмотря на целый вал проблем. У нас побывало много ярких, интересных гостей, мы начали осуществление наших новых планов - строительство кемпинга, организацию постоянной ярмарки на летний сезон с выступлениями творческих коллективов, появление собственного оборудованного пляжа. Будем решать нашу главную задачу по существенному увеличению количества туристов круизных теплоходов.Несмотря на все прелести текущего кризиса и т.п. - почему вы, крепкая дружина (не хочу употреблять иноязычные слова «коллектив» или «команда» в древнерусской усадьбе) единомышленников, держитесь?В самые сложные моменты нашей жизни всегда выручала поддержка семьи, жены, в - первую очередь. Когда у мужчины полностью прикрыт и обеспечен тыл, говоря военным языком, он просто обязан двигаться только вперед, к победе. Да и не по-русски это — опускать руки или работать плохо. И не по-русски — не знать свою историю, не любить свой народ. Мы же все-таки все родственники. По крайней мере, должны бы чувствовать родственную связь друг с другом.
Добро пожаловать в "Сугорье"
Фестиваль в "Сугорье"
Историко-этнографический комплекс
Историко-этнографический комплекс в Белоозере
|
28.02.2018 14:19 Читать в интервью...Подробнее... | |
|
|