Искусствовед, профессор славистики университета Тулейна в Новом Орлеане (США) Уильям Брумфилд рассуждает о значении культуры для преодоления стереотипов
Уильям Брумфилд известен в Вологодской области: о его путешествиях по нашей земле ходят легенды. Но лучше всего о любви американца к русской глубинке...
Уильям Брумфилд на Вологодчине Фото:Алексей Колосов
Уильям Брумфилд известен в Вологодской области: о его путешествиях по нашей земле ходят легенды. Но лучше всего о любви американца к русской глубинке свидетельствуют, конечно, работы Брумфилда: замечательные фотоповествования, можно даже сказать, светопись. Этот свет, убежден Уильям, должен сопровождать отношения народов двух стран, которые в последнее время, к сожалению, нельзя назвать добрыми - отдельное "спасибо" политикам и алчным "мегаменеджерам". То ли дело - спокойный, добрый разговор где-нибудь в Череповецком районе. У печки в избе. За столом и чаем. Welcome, проще говоря. ИА "СеверИнформ" приводит беседу профессора для портала Православие.Ру:
– Уильям, где вы были в этот раз? Что видели? Что вас, знающего Россию вдоль и поперек, может быть, поразило по-доброму в этот раз?
– Я побывал в старой доброй вологодской глубинке, в Череповецком районе. Поразило – нет, скорее порадовало – то, что своими глазами видел плоды неравнодушия: возрождаются древние храмы. Причем возрождаются своими собственными силами. Да, медленно, да, не хватает денег, но – и это главное – люди сами начали заботиться о своей святыне, переживать о ней. А такая забота о святыне – это очень по-русски. Вроде бы думали, что потеряли церковь полностью, что нет уже никакой надежды на возрождение, – так нет: откуда ни возьмись появляются у людей любовь, воля, сила, надежда…
– Чем объяснить, на ваш взгляд, возвращение разрушительного противостояния Запада и Востока? Чувствуете ли вы последствия этого противостояния на себе? Как сегодня к вам и вашей работе относятся в России и США?
– Здесь столько вопросов, сложностей, проблем, что даже не знаешь, с чего начать. Есть сложная международная обстановка, которая всем известна. Но я не обращаю на нее никакого внимания, потому что просто незачем. Это грустное явление, вызванное многими причинами, и всё становится хуже. Привычные правила и системы больше не действуют в мире. Но, мне кажется, не действуют они особенно у нас, на Западе. Но я не хочу об этом говорить, потому что я не политолог и это не мое дело. Просто констатирую: старые, привычные правила взаимоотношений государств в мире больше не работают. И это имеет свои последствия не только для политической жизни в мире.
Что меня особенно возмущает, поражает, так это отчуждение западных ученых от визуальной русской стороны, и особенно русской православной культуры. Я это вижу всё яснее и яснее. Думаю, что наши искусствоведы вообще ничего не понимают в России – не понимают и не хотят понимать. Им не нужна Россия: они ее не изучали и откровенно не понимают, зачем этим надо вообще заниматься. Искусствознание на Западе – это ренессанс, готика, романский стиль, конструктивизм – и всё. Я не скажу, что это откровенная русофобия – скорее просто незнание, неумение и полное отсутствие интереса. Даже когда они благосклонно относятся к моей работе («Ах, какой хороший снимок!», «Ах, как интересно!» и т.д.), в действительности им нет до России, до ее узнавания ни малейшего дела. Это факт, и в ближайшее время, я убежден, мало что изменится.
– Но это же признак невежества…
– Разумеется. Но никто не смотрит на это как на невежество. «Мы любим балет, русскую литературу, но какая такая русская архитектура, да еще православная? Нет, это что-то странное». А я уверен, что и архитектура является выражением, ярким признаком духовной силы страны. Следовательно, отсутствие интереса к православной архитектуре России свидетельствует о том, что, на мой взгляд, люди не видят главного – того, что сделало Россию Россией, то есть Православия, христианства. Это не входит в их понимание науки. Просто нет такой структуры – умственной, интеллектуальной, которая воспринимала бы русскую духовную культуру. Я протестант, но смотреть на Россию, не видя главного значения Православия для формирования, становления вашей страны, было бы, на мой взгляд, глупейшей ошибкой – не только для ученого, но и для любого вообще человека.
С другой стороны, слависты. Они в основном филологи по образованию – лингвисты, литературоведы; занимаются только текстами. Есть, конечно, маленькие исключения – специалисты по живописи, но эта живопись рассматривается в контексте лингвистических теорий – авангард, например. Кстати, авангард занимает огромное место в восприятии русского искусства, и, с одной стороны, замечательно, что на Западе так ценят русский авангард. И русские искусствоведы в этом заинтересованы. Однако в России авангард существует в историческом и искусствоведческом контексте, а на Западе этого контекста нет. В общем, западные ученые не интересуются русским искусством XVII, XVIII и XIX веков, церковным искусством и зодчеством. Я тоже интересуюсь авангардом, но я требую познакомить моих соотечественников с другими видами русской живописи, включая русское средневековое церковное искусство и зодчество. Рублева-то знать мы обязаны! Получается так, что авангард заслоняет собой даже вечные шедевры, чуть ли не выпихивает их на обочину. Проще говоря, мы мало что знаем о России. Позорно мало: огромный, смыслообразующий, многое объясняющий пласт русской культуры, не только духовной, просто не видим. Прибавьте ко всему этому чуть ли не презрительное невнимание к визуальной стороне русской культуры, особенно духовной культуры, в историческом контексте.
– Пока я знаю только одного человека на Западе, который вплотную занимается архитектурным наследием России: это Уильям Брумфилд.
– Но его одного мало! Иногда я выступаю на научных конференциях, но и там встречаю невежество в отношении Церкви, Православия, России. Не занимаются русскими фресками, другими произведениями и, как следствие, не знают о них ничего. «Слона-то я и не приметил», получается. И никто не хочет задавать хотя бы наводящие вопросы, свидетельствующие о стремлении твоего кругозора к расширению. Наоборот: «Зачем ты нам это показываешь?»
– Как-то грустно, профессор.
– Но есть и обнадеживающее. Недавно в Вашингтонском университете в Сиэтле открылась моя фотовыставка о Русском Севере, был представлен мой архив. И тамошние молодые ученые говорили мне: «Ваш архив нас вдохновляет! Мы уже начинаем задаваться вопросами!» Одна из тех ученых сейчас получила докторат, действительно заинтересовалась русской архитектурой. Пусть она смотрит на нее всё еще через этот ренессанс – со временем, если будет упорной, все призмы уйдут, – лишь бы был разбужен серьезный научный интерес! Так что радостные моменты все-таки есть, но это именно моменты, маленькие части по сравнению с монолитным равнодушием и непрофессионализмом.
– Вспоминаются слова Пушкина, сказанные с горькой досадой, даже недоумением: «Европа в отношении России была столь же невежественной, сколь неблагодарной». Похоже, речь сегодня идет не только о Западной Европе…
– Совершенно верно. Невежество, неблагодарность и глупая надменность. И в это болото еще пытаются – с переменным успехом – затащить и науку, внушив ей идиотское представление о России: мол, это «что-то опасное, непокорное и дикое». И если не знать о культуре, искусстве этой страны, этого народа, то такое преступное, на мой взгляд, мнение будет только усиливаться.
– Но над этим стереотипом, помнится, мы все дружно смеялись еще в школах и институтах. Не могли представить себе, что снова будем восприниматься «братьями по разуму» как какие-то опасные инопланетяне, если честно.
– Так вот и требуется возвращение такого здорового смеха! Причем по обе стороны океана. Вот поэтому мы с вами и должны разговаривать, смотреть друг на друга. И не только седой дед Брумфилд должен ездить взад-вперед из США в Россию и обратно, но и все остальные нормальные люди тоже должны узнавать культуру и веру соседей. Надо открыто говорить об этом, желательно постоянно и не в одиночку: «Мы мало знаем Россию – хотим узнать ее по-настоящему».
«Кто умножает познания, умножает скорбь», – сказано у Экклезиаста (1: 18), но плохие и маленькие знания, а также агрессивное невежество, нежелание преодолевать собственные злые стереотипы превращают скорбь в жуткую муку. Что лучше: светлая скорбь по Богу Экклезиаста или геббельсовская пропаганда, основанная на лжи, полузнаниях и чувстве заведомого превосходства? Я бы предпочел первое.
– Ваши пожелания России сегодня: какие они?
– Помнить о своих корнях. Без них – и вы не русские, и остальные лишаются возможности узнать и полюбить то, что любимо вами.
Беседовал Петр Давыдов |
16.03.2018 14:44 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
В день православной книги в Куркино читали о немецком драконе
«Передайте, пожалуйста, Николай Алфеевич, мою искреннюю благодарность Вашим односельчанам внимание, интерес и небезразличие. Большое им и Вам спасибо!...
«Передайте, пожалуйста, Николай Алфеевич, мою искреннюю благодарность Вашим односельчанам внимание, интерес и небезразличие. Большое им и Вам спасибо! С такими людьми можно (и нужно) противостоять "оптимизации" всякого рода с верой в победу здравого смысла».
- Вот такое краткое, но ёмкое по смыслу мы получили сегодня сообщение от Петра Давыдова, вологодского публициста. Встреча с этим интересным вологодским писателем прошла в уютной и гостеприимной библиотеке села Куркино в День православной книги. Темой встречи ее участники выбрали такую: «Есть ли в христианстве место для улыбки?»
Пётр Михайлович познакомил участников встречи со своей книгой «Там, где всё настоящее», изданной в этом году в издательстве Сретенского монастыря под редакцией Марии Жуковой, дочери маршала Победы Георгия Константиновича Жукова.
Это была первая встреча автора с читателями в Вологодской области.
Интересным получился разговор о том, что же такое православная книга. И вообще - стоит ли выделять из всех направлений литературы отдельным направлением понятие православной литературы? Говорили о добрых книгах советского периода, на которых были воспитаны несколько поколений присутствующих.
Автор рассказал о встречах и беседах с разными людьми - епископами, священниками, монахами и совершенно "обычными" людьми с очень необычными судьбами как в России, так и в других странах мира. Путешествия, если они имеют добрую цель, считает Давыдов, помогают преодолевать не только многочисленные стереотипы людей в отношении друг друга, но и увидеть в людях, поступающих по совести, по-христиански, прекрасный пример для подражания. Это и есть, по его словам, источник вдохновения, идей для историй, рассказов, бесед, с которыми он знакомит читателей.
Одна из главных мыслей встречи – добро и любовь присутствуют в нашей жизни на каждом шагу, они есть повсюду, надо только стараться их увидеть, "не хмуриться". Эта тема читается в каждом рассказе книги. Пётр Михайлович прочитал свой рассказ «Дракон Хельга» о строгой, требовательной и законопослушной старушке-немке, которая в итоге оказалась необыкновенно добрым и отзывчивым человеком. По мнению участников встречи, беседа была интересной и полезной.
Зрители попросили приезжать в Куркино почаще, "потому как не избалованы мы подобными встречами", - пишут жители Куркино порталу ИА "СеверИнформ". |
16.03.2018 11:16 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
Культура и история - и в воздухе, и на воде: в Кирилло-Белозерском монастыре прошли необычные выходные
В праздничные выходные в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике проходили необычные культурные мероприятия. Туристы смогли увидеть монастырь с высоты...
На озере Сиверском. Фото Е. Мазилова.
В праздничные выходные в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике проходили необычные культурные мероприятия. Туристы смогли увидеть монастырь с высоты птичьего полёта - так и называлась экскурсия, проходившая на колокольне.
Экскурсанты услышали рассказ об истории монастыря и осаде его в XVII веке польско-литовскими интервентами.
На территории Нового города проводилась культурно - развлекательная программа "Весенний калейдоскоп". Взрослые и дети катались с горки, играли в традиционные игры - лапту, "зарю" и другие.
На берегу Сиверского озера экскурсовод музея Андрей Цветков устроил для всех желающих мастер-класс "Ловись, рыбка, большая и маленькая!" Ловлю рыбы зимней удочкой Андрей Валерьевич сопровождал увлекательным рассказом о жизни средневекового монастыря и случаях чудесной помощи святого Кирилла рыбакам. В Трапезной палате вниманию публики был представлен выносной Пасхальный фонарь XIX века, - сообщает ИА "СеверИнформ".
Кирилловский музей-заповедник уделяет большое внимание привлечению интереса путешественников и туристов. Помимо сугубо научной работы здесь проводятся фестивали. Несколько лет, например, сотни посетителей погружаются в историю как Вологодчины, так и всей России, принимая участие в военно-историческом фестивале "Кирилло-Белозерская осада". Здесь и доблестные защитники крепости, и польские захватчики, и пушки, и стычки, дым, картечь - впечатлений много. Главная же цель таких фестивалей (кстати, следующий должен пройти 11-12 июня этого года) - пробудить интерес к изучению родной истории. Как говорят родители, приведшие на праздник детей, интерес действительно пробуждается.
Официальный статус Кирилловский музей получил при советской власти, в 1924 году, когда обитель уже была разорена большевиками, но попытки сделать музей в действующем монастыре предпринимались и ранее. Так, попытку устроить музей ("древлехранилище") в стенах Кирилло-Белозерского монастыря предпринял в 1906-1908 гг. иеромонах Антоний (Александров). Но его начинание не нашло поддержки у властей монастыря. С 1917 по 1921 год в монастыре хранились материалы Государственного архива, эвакуированного из Петрограда. В 1919 году в монастыре начались ремонтно-реставрационные работы. Ученые – архивисты, архитекторы, реставраторы, представители местной власти и общественности города Кириллова делали неоднократные попытки организовать в Кириллове музей памятников старины и искусства, но они увенчались успехом только в конце 1924 года. Правда, тогда на территории монастыря, кроме музея, размещались детский дом, квартиры, хранилища зерна, соли, дров, сена.
С укреплением советской власти основным направлением в работе стало краеведение, показ "достижений социалистического строительства", что явно не соответствовало ни характеру памятников, ни прежнему содержанию коллекций. Изменилось содержание экспозиции музея, подходы в комплектовании фондов, экспедиционная работа свелась к обследованию колхозов и совхозов, к изучению «естественных производительных сил края». Выставка 1934 года носила уже явно идеологический характер. Она, по замыслу устроителей, должна была раскрыть «реакционную сущность монастыря-феодала».
В 1938 году под настойчивым давлением местных властей в церкви преподобного Кирилла появилась антирелигиозная выставка. Деятельность музея находилась под жестким контролем со стороны партийных и советских органов. В районной газете периодически появлялись статьи о работе музея, они содержали резкую и необъективную критику. Например, автор статьи «За монастырской стеной» отмечал, что руководство музея отнеслось к созданию антирелигиозной выставки формально, обвинял работников музея в "политической близорукости", требовал «проверить аппарат музея, очистить его от проходимцев и врагов народа…, потребовать от них четкой и добросовестной работы». Последовавшая за ней формальная проверка привела к отстранению директора музея от должности, а затем дело на него было передано в суд. Подверглись репрессиям и другие сотрудники. Основным «недостатком» в деятельности музейщиков было то, что они "недостаточно занимались пропагандисткой деятельностью, а сосредоточили основное внимание на памятниках».
Высокий статус музея-заповедника музей получил в 1969 году, началась активная экспозиционная, собирательская, хранительская работа его высококлассных специалистов, не прекращающаяся по сей день.
Главные усилия музея направлены на формирование и развитие музейного собрания, обеспечение безопасности музейных ценностей и создание оптимальных условий для их хранения. Приоритетным направлением деятельности музея стала экспозиционно-выставочная работа. Музей активно участвует в зарубежных выставочных проектах. Важной остается и реставрация движимых и недвижимых памятников. Одним из основных направлений деятельности музея является научно-исследовательская и издательская работа.
Ежегодно по итогам научной работы проводятся научные конференции в музее. Издательская деятельность музея направлена на публикацию результатов научных исследований, популяризацию памятников истории и культуры, привлечению в музей посетителей широких кругов населения. Научно-просветительская работа музея направлена на популяризацию памятников музея, его коллекций, и на работу по привлечению в музей посетителей. Посещаемость Кирилло-Белозерского музея-заповедника составляет около 260 000 человек в год. |
12.03.2018 15:32 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
Чагодощенский район примеряет "Ожерелье"
Региональный проект "Серебряное ожерелье России" включает в себя и сеть туристических маршрутов различного уровня по Чагодощенскому району: их участники...
Региональный проект "Серебряное ожерелье России" включает в себя и сеть туристических маршрутов различного уровня по Чагодощенскому району: их участники узнают, открывают для себя такие места, как село Мегрино, известное с XV века, историко-археологический и природный комплекс, в котором представлены все этапы заселения края с эпохи мезолита до раннего средневековья, видят и реликтовые сосны, возраст которых доходит до трехсот лет, храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Синозерская Благовещенская пустынь и другие святыни православия.
Чагодощенский район - одно из уникальных муниципальных образований Вологодского края. Как сообщает "Вологдареставрация", на территории района насчитывается более ста древних поселений и могильников разных исторических эпох, есть много памятников археологии.
Чагодощенская земля примечательна и многочисленными памятниками архитектуры, в связи с этим неслучайно, что район вошел в список исторических поселений Вологодской области.
Главные объекты культурного наследия - это церкви и часовни, выдающиеся памятники не только культурного, но и духовного наследия, история которых начинается с XVI века. Знакомство с их красотой, историей, традициями входит в разработанные туристические маршруты по Вологодчине.
Если обратиться к древней истории, то, согласно исследованиям, заселение территории современного Чагодощенского района относится к эпохе мезолита – VIII-V тыс. до нашей эры. Поселения той эпохи вызывают особый интерес, прежде всего, как памятники первоначального освоения Русского Севера у археологов и других исследователей.
Проект "Серебряное ожерелье России", напоминает ИА "СеверИнформ", — межрегиональный туристский проект, состоящий из комплекса маршрутов, объединяющих исторические города, областные центры, крупные населенные пункты Северо-Запада России, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, а также природные объекты, в том числе включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
"Ожерелье" объединяет 11 субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации: г. Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Мурманскую, Псковскую, Новгородскую области, Республики Карелия и Коми и Ненецкий автономный округ. Знакомство путешественника - будь то обычный турист в отпуске или ученый, ведущий исследования в своей области, - с Чагодощенской землей, несомненно, поможет ему лучше узнать и полюбить Россию.
Проект реализуется при поддержке Управления информационной политики Правительства Вологодской области. |
06.03.2018 16:55 СЕВЕРО-ЗАПАД Читать в новостях...Подробнее... | |
Вологодская картинная галерея сделает выходные спокойными, красивыми и добрыми
Во время праздничных дней Вологодская областная картинная галерея предлагает вологжанам и гостям города убедиться в том, что огромный и прекрасный...
Во время праздничных дней Вологодская областная картинная галерея предлагает вологжанам и гостям города убедиться в том, что огромный и прекрасный мир искусства открыт для всех - нужно лишь переступить порог картинной галереи.
Так, в "Доме Корбакова" проходит мини-выставка «Резец и цвет» известного мастера народных художественных промыслов Вологодской области Евгения Курочкина (панно, игрушки из дерева).
Сегодня есть возможность сделать подарок своими руками - например, поздравительную открытку–коллаж к празднику: интерактивное занятие "Как прекрасен этот мир, посмотри!" пройдет в картинной галерее.
В сам День защитника Отечества картинная галерея проводит День открытых дверей во всех зданиях, предлагая вологжанам яркую палитру новых выставок, которые познакомят и с работами современных вологодских художников, и с произведениями классического изобразительного искусства.
Так, «Дом Корбакова» радостно удивит представленными из фондов галереи произведениями живописи и разнообразием тем выставкой «Мост культур. Уфа – Вологда: Александр Пантелеев, Михаил Копьев, Ян Крыжевский». 23 же февраля пройдет арт-квест «Баллада о доблестном рыцаре и прекрасной даме», в ходе его работы можно побывать даже на рыцарском турнире. В нижних залах «Дома Корбакова» на выставке художественной фотографии «Люди земли Вологодской» приятно увидеть знакомые лица и почувствовать силу фотоискусства.
Новая тематическая выставка «Очаровательные франты минувших лет» в Шаламовском доме, представляя мужские портреты разных эпох, дает прекрасную возможность погрузиться в историю мужской моды и мир увлечений мужчин, чему способствуют элегантные предметы эпохи. В мемориальной мастерской А.В. Пантелеева можно посетить выставку произведений вологодских художников «С любовью к женщине…».
24 февраля можно побывать на лекции заведующего МТЦ «Дом Корбакова» Светланы Корбаковой «Вспоминая Владимира Корбакова. Защитник Отечества» с просмотром фильма.
В праздничные дни вологжане смогут найти в калейдоскопе выставок и мероприятий Вологодской областной картинной галереи что-то свое, созвучное сегодняшнему настроению и мировосприятию. Надеемся, что и настроение, и мировосприятие с помощью наших художников будут исключительно добрыми и спокойными, - передает ИА "СеверИнформ". |
22.02.2018 10:59 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
Краевед из Великого Устюга Ольга Зенкова представила в Центральной библиотеке две новые книги
Они называются «Морозовица» и «Святыни Морозовицы», - сообщает газета "Советская мысль".
– Надеюсь, что мои новые книги помогут и любознательному...
Морозовица. Фото Уильяма Брумфилда
Они называются «Морозовица» и «Святыни Морозовицы», - сообщает газета "Советская мысль".
– Надеюсь, что мои новые книги помогут и любознательному туристу, и паломнику, да и местному жителю пополнить свои знания по истории Великого Устюга, а кому-то и открыть для себя Россию, не ту, что изучали по школьным учебникам, а совершенно другую, близкую нам, настоящую – отметила автор.
Новый труд краеведа – результат исследований последних лет об истории деревни Морозовица: первая книга «Морозовица: История. Природные достопримечательности. Были и небылицы» и вторая книга «Святыни Морозовицы: Церковь Спаса Нерукотворного. Церковь и источник Иоанна Праведного, Христа ради юродивого, устюжского чудотворца. Часовня Иоанна Праведного». Обе книги с рисунками и большим количеством фотографий.
– История Морозовицы, как и большинства деревень Русского Севера, несмотря на то, что насчитывает много веков, до сего дня остается практически не изученной, – говорит краевед.
По мнению исследователя, путешественники, к сожалению, не уделяют достаточного внимания этой деревне. Причиной тому, считает Ольга Зенкова, - отсутствие необходимой информации для туристов.
А посмотреть в Великоустюжском районе есть что, и многое. К примеру, знаменитые Опоки, геологическое обнажение на Сухоне, вряд ли кого-то могут оставить равнодушным - красота, по словам путешественников, прибывающих сюда даже на плотах, просто неописуемая. К природным красотам относятся также мыс Бык, артезианская скважина, бьющая фонтаном у деревушки Братское, великолепные сосновые боры вдоль берегов Сухоны.
Если брать историческое наследие, то интересующимся имеет смысл познакомиться, например, с недавней - трагичной для России - историей: на самом острие мыса рядом с Опоками находится поклонный крест с надписью "Невинно страдавшим". Здесь в советское время находился крнцлагерь "Опокстрой" с 1100 заключенными, которые строили плотину через Сухону для поддержания высокого уровня воды на перекате. Рубили ряжи из лучшего леса, засыпали в них камни и землю, обивали железом. В апреле 1947 года весенним паводком и ледоходом была разрушена водосливная плотина, через проран хлынула вода, погубив множество заключенных - суровая память о страшных годах большевистского террора.
Ольга Зенкова родилась в Великом Устюге. Окончила исторический факультет Ленинградского Государственного университета. Около 15 лет работала в Великоустюгском музее-заповеднике.
Ольга Борисовна – энтузиаст-исследователь, историк-краевед, влюбленный в родной город, посвятивший свои творческие поиски открытию новых страниц в его истории. Ее научные статьи вошли в самые популярные книги по истории Великого Устюга, такие как «Альманах Великий Устюг», историко-краеведческий сборник «Бысть на Устюзе…», «От Русского Севера к Русской Америке: Великий Устюг в истории Сибири и Аляски». Она участница многих научных конференций. Положила начало изданию серии материалов «Святые и святыни Великого Устюга», также вышли такие ее книжки и буклеты, как «Святой Иоанн Праведедный, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец», «Погореловская Пятницкая церковь», «Троице-Гледенский монастырь». Автор исследовательских работ о происхождении имен, прозвищ, фамилий устюжан, материалов о спецпереселенцах в годы репрессий, - сообщает ИА "СеверИнформ". |
20.02.2018 11:57 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
По снегу - в историю
Дом-музей Петра I устроил снежную акцию для вологодских школьников. В течение нескольких часов ученические команды украшали сквер на Советском проспекте...
Петр I снова в Вологде
Дом-музей Петра I устроил снежную акцию для вологодских школьников. В течение нескольких часов ученические команды украшали сквер на Советском проспекте снежными скульптурами.
По сообщениям из Вологодского музея-заповедника, организатора мероприятия, снежные фигуры получились самые разные, но потрясающе красивые. Так, ученики 11 класса из школы №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья соорудили из снега самый настоящий кактус. Школьники сказали: "Раз Петр Великий первым привёз эту колючку в Россию, то пусть она будет и на улице. Мало ли, что зима - кактусы из снега и льда ничем не хуже тех, которые у нас на подоконниках цветут!"
Ребята из Вологодского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей №2, построили корабль, за штурвалом которого гордо стоит сам император.
Пятиклассники из 4-й школы сделали черепаху Тортиллу и построили крепость, а учащиеся из Центра образования № 23 «Созвучие» слепили снежного ёжика. Среди фигур появились и Олимпийские кольца в знак поддержки наших спортсменов на Зимних Олимпийских играх в Южной Корее.
Очень ярким снежный праздник сделали ученики подготовительной группы Детской художественной школы имени В.Н. Корбакова: они раскрасили несколько скульптур.
Всего в снежной акции Дома-музея Петра I приняли участие 72 человека, - сообщает СеверИнформ".
Участники снежного путешествия в историю
|
Напомним, Дом-музей Петра I — одноэтажное каменное здание со сводчатым потолком и двумя голландскими печами, украшенными изразцами XVII века — памятник архитектуры XVII века. Дом интересен и как самостоятельный объект показа, и как место, связанное с неоднократным пребыванием Петра I в Вологде. Экспозиция музея содержит около 100 экспонатов. К числу уникальных относится одежда Петра I, посмертная маска императора, кубок генералиссимуса Александра Меньшикова, стулья голландской работы с датой «1704», «било» с петровским вензелем, «зерцало» с императорскими указами, солдатская фляга с надписью «Пей вино анисовое, да ума не пропей», оружие — стволы пушек, мушкет и ружьё с ударно-кремневым замком, бронзовая отливка руки Петра I, герб над входом с инициалами H. R. S. (Голландские Республиканские Штаты). Музей - одна из "визитных карточек" туристической Вологды, пользуется неизменной популярностью у туристов и местных жителей. |
15.02.2018 10:57 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
Выставка «Куклы ручной работы и тканые изделия» открылась в Вологде
Традиционные обереговые куклы Русского Севера, современные куклы-тильды и игрушки из текстиля, а также антикварные Барби, матрешки, Буратино из частных...
Выставка «Куклы ручной работы и тканые изделия» открылась в Вологде
Традиционные обереговые куклы Русского Севера, современные куклы-тильды и игрушки из текстиля, а также антикварные Барби, матрешки, Буратино из частных коллекций представлены на выставке в Вологде.
27 мастеров области поделились с посетителями своим творчеством. Кукол они делают в самых разных стилях и техниках. На выставке можно увидеть изысканную в платье с рюшами и с бантом Мальвину и ее сентиментального спутника Пьеро. Их автор Ольга Межакова состоит в региональном отделении Союза пенсионеров России и ведет кружок мягкой игрушки. Ее куклы выполнены в технике «скульптурный текстиль» из капроновых колготок и синтепона. Внутри Мальвины спрятан каркас из проволоки и электрического шнура. Игрушечный Пьеро держит в руках букет для возлюбленной благодаря скелетному каркасу. Ноги, руки, пальцы этих кукол гнутся, им можно придать любое положение. Наверное, поэтому внучкам Ольги Межаковой так нравится с ними играть.
Маргарита Кузнецова отдает дань традициям, но при этом не боится экспериментировать, искать новые средства выразительности. В одной из работ, которая называется «Полет», она позволила себе «похулиганить» и длинноволосую ведьмочку в откровенном наряде посадила верхом на метлу. Ее сказочные персонажи Лель и Снегурочка, как настоящие. «Я им когда булавки втыкаю, так всякий раз извиняюсь. У каждой куклы свой характер, им только глаза сделай, и начинаются муки выбора: волосы эти или другие, одежда подойдет или нет. Например, Лелю у меня было приготовлено три разных рубашки. Если кукле сделать не ту внешность, которую она «хочет», то она будет выглядеть безликой», – рассказала Маргарита Григорьевна. Про себя мастерица шутит: «Я и сапожник, и парикмахер». Кукол она обувает в кожаную обувь на твердой подошве – настоящие сапожки маленького размера. Прически тоже делает сама. Кстати, волосы у Леля и Снегурочки натуральные. Это трессы, которые используются для женских париков, их можно расчесывать, завивать и закреплять прическу лаком. «Я в кукол вкладываю душу, а они нам дают свою харизму», – считает мастерица.
Воспоминаниями поделилась Людмила Грицай: «Пять с половиной лет назад мне настойчиво стали сниться куклы и ангелы... Как наваждение! Дело в том, что шить я не люблю, а в рисовании полная бездарность. Тогда в интернете я нашла выкройки тильд, они проще, не надо изображать лица. Попробовала, и оторвать меня от этого занятия уже невозможно. Творю в основном ночами, когда никто не мешает и не отвлекает. Когда «рождались» первые куклы, я поверить не могла, что это сделано моими руками. Не представляю себя без них, для меня это попадание в сказочный мир. Они все живые, я с ними общаюсь. Я сделала уже 1120 кукол. Они находят друзей и становятся для них помощниками».
Также на выставке представлены коллекционные куклы Барби: здесь и хрупкие японки с «фарфоровыми» лицами и темнокожие представительницы жарких стран – все в национальных нарядах. По соседству – куклы и пупсы советских времен немецкого производства, хоровод расписных матрешек и добродушный Буратино.
Выставка «Куклы ручной работы и тканые изделия» проводится в Фонде поддержки гражданских инициатив в рамках проекта «Практика малых дел», получившего в 2017 году президентский грант. Её организаторами выступили фонд «Земля Вологодская» и Фонд поддержки гражданских инициатив. Выставка работает в Фонде поддержки гражданских инициатив (Вологда, Советский проспект, 35а) до 24 февраля, - сообщает ИА "СеверИнформ". |
15.01.2018 16:50 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
Более 250 собак соревновались в гонках под Тотьмой
Международная квест-гонка на собаках «Русский север — 2018» прошла в Тотемском районе. В ней приняли участие более 30 спортсменов и более 250 собак из...
Более 250 собак соревновались в гонках под Тотьмой
Международная квест-гонка на собаках «Русский север — 2018» прошла в Тотемском районе. В ней приняли участие более 30 спортсменов и более 250 собак из России и Белоруссии.
На базе школы путешественников Федора Конюхова соревновались аляскинские маламуты, сибирские хаски, ездовые метисы и другие породы собак.
Гонки проходили в три этапа. В субботу награды были разыграны на двух трассах — 24 километра и 14 километров. Также в субботу прошел ночной этап гонки. Еще две медали были разыграны накануне.
«За два дня более 2 тысяч человек посетили это мероприятие. В нем приняли участие спортсмены из Тюменской, Ленинградской, Вологодской областей, Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля и Минска, - рассказал заместитель губернатора области Олег Васильев. - В Тотемском районе очень хорошие условия для проведения подобных соревнований – качественная трасса, проходящая по красивым местам – зимнему лесу и берегу Сухоны, высокий уровень подготовки организаторов, интересная культурная программа. Это привлекает не только тех, кто профессионально занимается спортом, но и зрителей».
В официальном открытии мероприятия участвовали начальник Департамента физкультуры и спорта Вологодской области, олимпийский чемпион по конькобежному спорту Сергей Фокичев, руководитель Центра спортивной подготовки сборных команд области Александр Мартюков, глава Тотемского района Сергей Селянин.
Сергей Фокичев: «Такая гонка – большая честь для Вологодской области, уверен, что этот проект продолжится. Думаю, этот вид спорта будет развиваться на Тотемской земле, и в следующем году мы увидим участников соревнований из дальнего зарубежья».
Приветствие участникам проекта направил путешественник Федор Конюхов: «Отрадно, что соревнования пользуются популярностью как у спортсменов в области ездового спорта, так и у зрителей. Проведение гонок в Тотьме обусловлено исторически».
По итогам всех трех этапов лучшее время показал Михаил Фатеев из Тюмени. На втором месте представитель Подмосковья Юрий Горюнов. Представляющий Тулу Андрей Носиков взял «бронзу». Вологжанин Сергей Кузнецов оказался лишь пятым, - сообщает ИА «СеверИнформ». |
15.01.2018 09:29 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
Культурный год Вологодчины
Начальник департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский в интервью газете «Красный Север» рассказал о том, что ждет культурную...
Культурный год Вологодчины
Начальник департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский в интервью газете «Красный Север» рассказал о том, что ждет культурную сферу Вологодчины.
– Владимир Александрович, какое направление работы департамента станет приоритетным в 2018 году?
– Думаю, нам нужно вынести на более высокий уровень блок вопросов, связанных с образовательными учреждениями в сфере культуры, уделить большее внимание проектам, которые реализуются в таких учреждениях. Например, конкурсу духовых и ударных инструментов «Северная рапсодия», который проходит на базе Череповецкого училища искусств и ремесел; творческим конкурсам на площадке Вологодского колледжа искусств; методической работе по подготовке сельских работников культуры и специалистов сферы туризма Кирилловского колледжа культуры и туризма; подготовке к юбилейным событиям Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И. В. Бабушкина и Вологодского областного колледжа искусств, которым в 2019 году исполнится по 100 лет.
– Планируется ли продолжение работы по реставрации Вологодского кремля, который занимает музей-заповедник?
– Да. Часть из них будет проводиться в 2018-2019 годах за счет областного бюджета, часть – за счет федеральной целевой программы «Культура России».
– Как обстоят дела со зданием картинной галереи на улице Мира, 34?
– Проектно-сметная документация прошла необходимые экспертизы. В начале года объявим конкурсную процедуру на проведение ремонтных работ по приспособлению здания под нужды «картинки». В ход событий могут вмешаться различные нюансы конкурсного характера, может подвести погода – рабочим предстоит обновить фасады и кровлю. Но, думаю, к концу 2018 года основной фронт работ удастся выполнить.
– Назовите крупные даты, которые отметим в 2018 году.
– Самый главный юбилей – 100-летие архивной службы Российской Федерации и 100-летие архивной службы Вологодской области. Юбилейные мероприятия пройдут в течение года в каждом из архивных учреждений области, запланированы интересные выставки рассекреченных документов и научные конференции.
Главной литературной датой региона станет празднование 105-летия со дня рождения Александра Яшина.
В течение всего года будет вестись подготовка к празднованию 100-летия двух крупных учреждений области – Областной библиотеки и колледжа искусств (бывшего музыкального училища).
– Что ждать вологжанам от проекта «Фестивальное лето»?
– В 2018 году он будет включать четыре крупных фестиваля: «Покровские встречи», театральный фестиваль «Голоса истории», фестиваль молодого европейского кино VOICES и фестиваль народного творчества «Деревня – душа России».
– Началась ли работа по подготовке театрального фестиваля? Какова будет его концепция?
– Нам понятна его финансовая составляющая. Планируется, что объемы финансирования из областного бюджета на реализацию проекта по сравнению с 2016 годом будут увеличены. Надеемся и на помощь Министерства культуры.
Отбор спектаклей в программу фестиваля начнется в конце января. Есть идея расширить фестивальную афишу за счет кукольных и музыкальных театров. Думаю, вологжане вновь увидят запоминающиеся спектакли, в том числе в исполнении именитых столичных театральных коллективов.
Концепция фестиваля останется прежней – показы спектаклей на открытом воздухе в архитектурно-исторической среде Вологды, Череповца и Кириллова. Не исключено, что в 2018 году фестиваль «Голоса истории» сможет освоить и другие площадки.
– Продолжатся ли изменения в сфере туризма Вологодчины?
– Рост приема гостей показывают такие признанные туристские центры, как Кириллов, Вологда, Великий Устюг, Тотьма, Сизьма. Наблюдается рост стоянок теплоходов в Череповце, чему немало способствует реализация туристско-рекреационного кластера «Набережная города Череповца», открытие новых музеев – «Зеленая долина» на «ФосАгро» и металлургии при ПАО «Северсталь», новые проекты Череповецкого музейного объединения. Благодаря проекту «Корабелы Прионежья» активно развивается туризм в Вытегре. Здесь создана неплохая инфраструктура, подтянулся бизнес.
Большие надежды мы возлагаем на событийный туризм на родине Деда Мороза в Великом Устюге и в Вологде. Есть перспективы развития в регионе сельского и экологического туризма. Главное – не останавливаться на достигнутом. |
12.01.2018 12:12 Вологодская обл Читать в новостях...Подробнее... | |
ИНТЕРВЬЮ История против «лепсов»
В нескольких километрах от Кирилло-Белозерского монастыря, духовной и исторической жемчужины Русского Севера, находится место, которое, даже принимая во...
История против "лепсов" Фото:Петр Давыдов
В нескольких километрах от Кирилло-Белозерского монастыря, духовной и исторической жемчужины Русского Севера, находится место, которое, даже принимая во внимание совсем его недавнюю историю, справедливо можно назвать воротами, ведущими в историю древнюю. Ту самую, откуда мы можем черпать знания о собственной стране, о своем народе, его культуре и традициях. Речь идет об историко-этнографическом комплексе «Древнерусское поселение Сугорье», расположенном на землях Белозерского княжества, на левом берегу Шексны.
Возглавляет его Игорь Ручин, историк, реконструктор «и просто человек, кому небезразлична Россия», - улыбается Игорь Александрович.Игорь, как давно существует «Сугорье»?Сугорье фактически существует с 2011 года, но полноценные экскурсионные программы мы стали проводить после переезда из Белозерска, летом 2013 года.Чем вызвано появление этого историко-этнографического комплекса в Белозерье? Только ли интересом? Только ли наивным желанием заработать на туризме?Появление «Сугорья» вызвано многими причинами, главная из которых- возможность самореализации. Планы появления подобного объекта вынашивались очень давно, со времен нашего приезда в Белозерск, но, к сожалению, там эта идея так и осталась на бумаге. Нам было очень тесно и в пространственном, и, главное - в творческом отношении в наших белозерских объектах. Поэтому предложение питерского инвестора было для нас настоящим подарком. Что касается творческой самореализации, то в «Сугорье» она практически безгранична, хватит и нашим детям, и внукам.Как вы охарактеризуете знания по истории людей, которые приезжают в ваш историко-этнографический комплекс?Знания гостей Сугорья в абсолютном большинстве очень поверхностные, иногда просто катастрофически скудные. Подавляющее большинство находятся в плену исторической мифологии: «меч весил два пуда, кольчуга три, викинги были двухметрового роста и носили рогатые шлемы» - эти и им подобные мифологические клише мы и стараемся порушить.
Иногда просто доходит до смешного. Так, один весьма солидный мужчина с жаром уверял меня, что в древности на территории Вологодчины жили ... ЛЕПСЫ! Не смейтесь. Я пытался ему объяснить, что жили даже не вепсы, а их предшественники из племени весь - все было бесполезно. Жили «ЛЕПСЫ»! И пели, вероятно, свою народную песнь: "Только рюмка водки на столе..." в качестве гимна. Конечно, к счастью, встречаются и люди знающие, интересующиеся, у которых удается подчерпнуть новые знания и нам самим, что очень радует.Многие ли хотят приехать снова? Вообще, какова реакция большинства на визит?Очень многие из наших гостей были у нас несколько раз, и, по их словам, каждый раз они открывали для себя новые страницы истории и неизменно получали яркие эмоции. О впечатлениях наших гостей лучше всего судить по их же отзывам, оставленным как в гостевой книге, так и странице «Сугорья» в «Вконтакте».Чем порадовал прошлый год? Каковы планы на текущий?Хоть прошлый год и был очень сложный - и погода, и экономика, и обвал детского туризма, он оставил добрые воспоминания. Прежде всего, мы смогли удачно провести очередной фестиваль, несмотря на целый вал проблем. У нас побывало много ярких, интересных гостей, мы начали осуществление наших новых планов - строительство кемпинга, организацию постоянной ярмарки на летний сезон с выступлениями творческих коллективов, появление собственного оборудованного пляжа. Будем решать нашу главную задачу по существенному увеличению количества туристов круизных теплоходов.Несмотря на все прелести текущего кризиса и т.п. - почему вы, крепкая дружина (не хочу употреблять иноязычные слова «коллектив» или «команда» в древнерусской усадьбе) единомышленников, держитесь?В самые сложные моменты нашей жизни всегда выручала поддержка семьи, жены, в - первую очередь. Когда у мужчины полностью прикрыт и обеспечен тыл, говоря военным языком, он просто обязан двигаться только вперед, к победе. Да и не по-русски это — опускать руки или работать плохо. И не по-русски — не знать свою историю, не любить свой народ. Мы же все-таки все родственники. По крайней мере, должны бы чувствовать родственную связь друг с другом.
Добро пожаловать в "Сугорье"
Фестиваль в "Сугорье"
Историко-этнографический комплекс
Историко-этнографический комплекс в Белоозере
|
28.02.2018 14:19 Читать в интервью...Подробнее... | |
|
|