"Постепенно ты становишься помором": как "мягкая сила" Норвегии ломает этническое самосознание русских на Русском севере
Мы продолжаем серию публикаций о политике "мягкой силы" норвежского Баренц-региона в Архангельске. На днях в местных архангельских СМИ появилось сообщение о том, что депутаты городской думы выбрали нового почетного жителя города Архангельска. Им стала профессор Северного Арктического Федерального университета (САФУ) Татьяна Буторина. Ректор САФУ проф. Елена Кудряшова лоббировала это решение. Ранее в своих публикациях мы касались темы "научного творчества" проф. Буториной. В частности, мы пришли к выводу, что директор Ломоносовского института САФУ проф. Татьяна Сергеевна Буторина (урожд. Моховикова) без малого четверть века фальсифицировала биографию великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.(1) В духе политики создания в норвежском Баренц-регионе трансграничной идентичности она продвигала идею, что Ломоносов - не русский, а "этнический помор". Пишущий эти строки при знакомстве с текстами Буториной неоднократно отмечал, что она - наш ведущий "ломоносовед" (надо же такое придумать!), не знает, тем не менее, о Ломоносове и его эпохе многих элементарных фактов.
Помимо Ломоносова, проф. Буторина уже два десятилетия занимается фундаментальной фальсификацией региональной истории и культуры. На этом поприще одно время она даже попыталась безуспешно для себя конкурировать с главным идеологическим "поморизатором" Архангельска - проф. Владимиром Булатовым.(2) Буториной, в частности, принадлежит идея проекта "Поморской энциклопедии", где в форме бесспорного знания для подрыва русской идентичности в Архангельском регионе в массовое сознание по крупицам внедряются идейные вирусы. Вот и на сайте "Культура Архангельского Севера" Буторина утверждает: "Поморы - коренной народ российского севера"... "В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура... Поморская культура, маргинальная относительно русской культуры центральных областей России, боролась за сохранение своей этнокультурной самоидентификации..." (3) И как, спросим мы, боролась? Культуру русского населения Русского Севера Буторина без всякого на то основания именует "поморской", отделяя ее от русской культуры, объявляя при этом еще маргинальной и иноэтнической. Под "этническими поморами" Буторина подразумевает не население прибрежных деревень и поселков Белого моря - Зимней Золотицы и Патракеевки, Лопшеньги и Яреньги, Пурнемы и Сумапосада, а все русское население Архангельской области. Поэтому заметим: творчество Буториной не имеет абсолютно никакой научной ценности. Ее идеи "региональной педагогики" несостоятельны, а теории "поморской семьи" и "поморской педагогики" базируются на фундаментальной фальсификации региональной истории и культуры. О воззрениях ведущего "ломоносоведа" можно судить по данному высказыванию Татьяны Сергеевны: "Почему, спрашивают меня иногда, вот, то, что было 300 лет назад, сегодня нам интересно. Да, потому что в генах наших это находится. Хотим мы того или не хотим, но на генетическом уровне мы проецируем многое из того, что когда-то было у нас здесь на нашем Севере в наших людях". По Буториной, получается, что региональная культура имеет опору на человеческой генетике! Подобный абсурд говорит главный редактор изданного в Архангельске четвертого тома "Поморской энциклопедии", посвященного региональной культуре! (4)
А начиналось все так. В период подготовки создания норвежского Баренц-региона осенью 1991 году по инициативе историка Татьяны Буториной в преобразованном из Архангельского педагогического института Поморском университете ректором Владимиром Булатовым была создана т. н. "Поморская лаборатория". Мероприятие было осуществлено Булатовым в рамках норвежской программы создания Баренцева региона. В 1992-1993 годах в Поморской лаборатории "исследовались" проблемы "Поморский этнос: историко-педагогический и образовательный аспекты" (доцент Рудольф Ханталин), "Поморская этнопедагогика" (доцент Татьяна Буторина), "Воспитание культуры речи учащихся в условиях поморских говоров" (доцент Татьяна Плешакова), "Социально-этнические особенности молодежи поморского Севера" (доцент Анатолий Семин), "Этнопсихологические особенности поморов" (Татьяна Соловьева). Как видим, работа Поморской лаборатории была изначально заточена на этничность и исходила из установки Баренцева региона, что русское население Архангельской области - это "этнические поморы". Тем самым, по-существу, в Поморской лаборатории под руководством Буториной велись работы по подготовке подрыва в регионе национальной идентичности. В 1992 году сотрудники Поморской лаборатории были приняты в штат Института национальных проблем образования Минобразования РФ. По заказу областного отдела образования Поморская лаборатория занялась разработкой национально-регионального образовательного компонента под проект формирования новой поморской этничности. Областная администрация, благодаря старым обкомовским связям Булатова, Ханталина и Буториной, поддержала начинания "поморских возрожденцев" и обеспечила частичное финансирование этого проекта. Наработки по "поморской этнической педагогике" нашли отражение в докторской диссертации Ирины Сковородкиной (сейчас директор Института педагогики и психологии САФУ) и в кандидатских диссертациях Светланы Щекиной и Татьяны Соловьевой. В 1995 году финансирование Поморской лаборатории было прекращено, но процесс создания национально-регионального образовательного комплекса был поставлен Буториной к тому времени на практическую основу.
В настоящее время проф. Буторина в Северном Арктическом Федеральном университете направляет два педагогических центра, занятых разработкой и апробацией программ по изменению русской этнической идентичности на поморскую этническую идентичность у детей школьного возраста: один находится в Северодвинске - руководитель доц. Ирина Полякова, кафедра дошкольной педагогики и психологии Гуманитарного института САФУ; второй в Архангельске - руководитель доцент Светлана Щекина, кафедра педагогики Института педагогики и психологии САФУ.
Доц. Полякова руководит разработкой, доведением и внедрением в школы области комплекса "Морянка", в котором детям младшего школьного возраста исподволь внушается, что они этнические поморы.(5) Программу регионального компонента "Морянка" в 1998 году начинала уроженец Узбекистана проф. Эльвира Николаева. В 1994 году она переехала из Узбекистана в Северодвинск. Что могла знать она в местной региональной истории и культуре? Николаева, однако, взялась за краеведение, используя фальсифицированную основу, поданную ей Буториной. В последние годы комплекс Поляковой "Морянка" в качестве регионального компонента внедряется в школах Архангельска (школы № 3, 22, 30, 45), Северодвинска (школы № 2, 8, 16, 24, 28, 30) и области. В предисловии "Морянки" мы читаем следующий адресованный младшему школьнику текст: "Постепенно ты становишься северянином - помором. А знаешь ли ты, какие они, поморы? Почему их так называют? Какими главными промыслами они занимаются и продолжают заниматься в сегодняшней жизни? Каким должен вырасти ты, чтобы и тебя называли гордым именем "помор"? Почему люди говорят о своих земляках "настоящий помор" или "настоящая поморка"?" (6) В школе № 45 Архангельска под влиянием "Морянки" учителя стали организовывать в начальных классах празднование псевдоэтнического праздника "Поморский новый год", а в школьном музее оформили стенд "Великие поморы".
В альтернативном центре в Архангельске в результате работы Щекиной для начальной школы был разработан учебно-методический комплект курса краеведения "Мы - поморы". Он включает в себя три образовательно-воспитательные программы: "Поморская душа", "Поморская семья", "Поморское братство", книгу для чтения "Поморские бывальщины" и "Поморскую азбуку". По заявлению доц. Светланы Щекиной, данные программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников и обеспечивают постепенное расширение смыслового пространства "от погружения через приобщение к присвоению" ценности "Поморского наследия". "Авторы рассматривают свою работу как вариант культурологического воспитания учащихся области на основе "погружения" в культурно-историческое наследие Поморья". "Проект "Поморская душа" рассчитан на учащихся 2-х классов и направлен на пробуждение у ребенка этнического самосознания через постижение особенностей поморского характера". Департамент образования и науки администрации Архангельской области выпускает подобного рода методички доц. Щекиной для учителей начальной школы для работы с детьми по переформатированию у них этнического сознания! (7) Занимающаяся этим "поморским пробуждением" у младших Светлана Щекина по образованию учитель математики, закончила Архангельский пединститут. Что делает она с благословения Буториной в местном краеведении своими "погружениями через приобщение к присвоению"? Глава программы "Морянка" доцент Ирина Полякова сейчас указывает на проф. Буторину, как главную заводчицу всем "поморским" экспериментам в начальной школе Архангельской области. Именно Буторина побудила Щекину и Полякову заняться практическими проектами по трансформации русского этнического сознания у детей школьного возраста.
Трудно представить более подлое дело на ниве педагогики, чем то, что делает в Архангельске с младшими школьниками Буторина. Создателя "научной" школы "Педагогическая регионология" Буторину надо не в почетные жители города сейчас выбирать, и, тем более, не держать в местной общественной палате и в советниках при губернаторе Орлове, а за все содеянное гнать с позором отовсюду и из федерального университета, в том числе. Она наносит прямой политический ущерб Российской Федерации. Ведь сотни учительниц начальной школы, направленных Буториной, сделают дело в Архангельской области лучше любого Мосеева.
А тем временем 27-29 ноября 2012 года в архангельской детской школе народных ремесел состоялся всероссийский семинар-практикум детских педагогов. С темой "Поморская семья: традиции и современность" выступила Татьяна Буторина. С темой "Образовательно-воспитательная программа "Мы - поморы" как способ формирования этнического самосознания младших школьников" выступила Светлана Щекина. (8) 28 февраля 2013 года на базе гуманитарного института филиала САФУ состоялись Юбилейные научно-методические чтения, посвященные 15-летию создания регионального учебно-методического комплекта "Морянка" для начальной школы.(9) Почетным гостем юбилейных научно-методических чтений стала губернаторша Татьяна Орлова, заявившая на них, что и ее сын в начальной школе Северодвинска учился по "Морянке", а дети у нее вообще "поморы".
Отметим, что регионализация образовательной системы Архангельской области под программы Баренцева региона является плодом политики "мягкой силы", проецируемой норвежским Баренцевым секретариатом. "Региональная этнопедагогика" Буториной прошла "научную" апробацию и получила полное одобрение на Женском форуме арктических стран (Тромсе, Норвегия, 1997), международных конференциях стран Баренц-региона (Финляндия, 1995, Норвегия, 1991, 1995, 1997, Швеция, 2002 и др.). Итогом деятельности Буториной на ниве педагогики и науки стало покушение на единство этнического самосознания русского народа на Русском севере и ослабление территориальной целостности Российской Федерации, совпадающее с норвежскими усилиями по созданию Баренцева региона.
Сейчас в Северном Арктическом Федеральном университете под управлением ректора Елены Кудряшовой и при ее полном одобрении Буторина продолжает педагогические эксперименты по "поморизации" населения Архангельской области. Более того, деятельность Буториной поощряется ректором. Сама Кудряшова публично объявила, что она - поморка и считает себя "ученицей Владимира Николаевича Булатова".10) Под влиянием личного общения с экс-министром иностранных дел Норвегии Торвальдом Столтенбергом и регулярного тесного общения с норвежскими консулами, ректор САФУ сменила свою этническую идентичность, когда подписывала в феврале 2011 года норвежское "Поморское соглашение".
Источники: 1. Дмитрий Семушин: "Поморство" Ломоносова - миф //http://regnum.ru/news/1521011.html
2. Здесь отметим, что "игры" с новой поморской этнической идентичностью в Архангельске в 1990-е годы позволяли себе деятели образования, тесно связанные своей карьерой с местным обкомом КПСС - Владимир Булатов, Юрий Лукин, Рудольф Ханталин. Сама Татьяна Сергеевна Буторина представляет из себя тот тип "ученой номенклатурной дамы", унаследованный нами от старого режима.
4. Об интеллектуальном уровне учеников Буториной, защитивших под ее руководством кандидатскую диссертацию, можно судить по "поморизатору" доценту Валерию Васильевичу Лисниченко (САФУ, Северодвинск), который в своем "труде", в частности, утверждает, что "поморы", т. е. жители Архангельской области, умнее русских потому, что привыкли есть клюкву и, что у поморов желудочно-кишечный тракт длиннее, чем у русских. См. Лисниченко В. В. Поморская мозаика. Архангельск, 2009. С. 241, 244.
5. Николаева Э.И., Полякова И.Ф. и др. Национально-региональный компонент содержания образования в начальной школе. Программа "Морянка". Часть 1.: Учебно-методические рекомендации - Архангельск: АОИППК РО, 1998 и мн. др. изд. Программа по краеведению "Морянка" для учащихся 2-4 классов. Отв. ред. И. Ф. Полякова. Архангельск, АО ИППК РО, 2010. Николаева Э. И., Полякова И. Ф., Раменский О. Е. Детская литература Баренц - региона. Хрестоматия. Учебное пособие. Архангельск, 2006.
6. Морянка. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах. Архангельск, 2010. С. 3.
7. См. анонс: Мы - Поморы: курс краеведения. Цикл 1: Поморская душа: образовательно-воспитательная программа, метод. рекомендации. 2 класс. С. С. Щекина и др. Архангельск, Департ. образов. и науки адм. Арх. обл. 2007 // http://library.narfu.ru/rus/TRResources/VirtualExhibitions/Pages/zhivye_istoki_Pomoriya.aspx
10. Собственно Елена Кудряшова является "ученицей" не Булатова, как она недавно утверждала в одном интервью, а доцента АГПИ Валентины Селивановой. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B4%D1%80%D1%8F%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0. Вспоминать это обстоятельство Кудряшова крайне не любит.