Архангельский закон о штрафах для перевозчиков оказался бесполезным
Архангельский областной закон о миллионных штрафах для нелегальных перевозчиков на автобусных маршрутах общего пользования просуществовал недолго: утвержденные в 2010 году санкции отменены. Верховный суд РФ счел, что у региональных парламентариев нет права таким образом бороться с "левыми" "пазиками" на улицах городов. Тем более что, по мнению многих участников рынка, за это время никакого эффекта в наведении порядка законодатели не добились.
Принятый Архангельским областным Собранием депутатов документ касался не только так называемых нелегалов: речь шла о значительном увеличении штрафов для всех участников рынка. Наказывать их предполагалось не только за отсутствие необходимых документов для работы на городских автобусных маршрутах, но и за нарушение других правил перевозки пассажиров, включая случаи неэтичного поведения кондукторов и водителей, нарушения графиков движения и т. д.
Но главным камнем преткновения стала статья о штрафах до 1 млн рублей для юридических лиц при повторном пренебрежении областными законодательными нормами. Результатом применения закона стало возбуждение 169 дел об административных нарушениях, общая сумма штрафов превысила 6 млн рублей (по официальной статистике). Эти меры убедили 30 перевозчиков, в основном в Архангельске и Северодвинске, "выйти из тени" и заключить официальные договоры с муниципалитетами.
"Нам была поручена разработка и сопровождение этого закона, - рассказывает председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым вопросам Станислав Вторый. - Основным предметом спора стали санкции за так называемую нелегальную перевозку пассажиров". Согласно определению регионального законодательного органа, "нелегалы" - это те, кто выходит на маршруты, не имея договора с муниципальными органами власти. Принятию закона предшествовали встречи депутатов с представителями администраций Северодвинска и Архангельска, "легальными" и "нелегальными" перевозчиками.
"В словах "нелегальных" перевозчиков просматривалась во многом обоснованная, на мой взгляд, обида на порядок проведения конкурсов, которые дают право оказывать эти услуги. Мягко говоря, они проводятся... непрозрачно. А по утверждению оставшихся "за бортом" предпринимателей, - в интересах фирм, "приближенных" к местным органам власти. Судебная практика, в частности антимонопольного ведомства, это подтверждает. Представители городских администраций чувствовали себя неуютно: возразить, по существу, было нечего", - продолжает депутат.
Среди "нелегальных" есть и перевозчики, имеющие более 10 автобусов, хорошую материально-техническую базу, возможность проводить предрейсовый технический и медицинский осмотры.
"Получается странная ситуация: предприниматели не без причин считают, что загнаны в угол и поэтому имеют "моральное право" нарушать закон. Кстати, они готовы обсуждать снижение тарифов - на несколько рублей. В Ивановской области, Мурманске и Санкт-Петербурге, к примеру, власти пошли по такому принципу: конкурсы выигрывает тот, кто наряду с другими условиями, гарантирует 10-20%-процентное снижение цены на перевозку пассажиров. Ни в Северодвинске, ни в Архангельске такое не практикуется. К сожалению, создается только видимость рынка", - считает Станислав Вторый.
С другой стороны, задачу по борьбе с нарушениями на общественном транспорте никто не отменял. На момент принятия областного закона в России не существовало ни одного судебного прецедента по отмене штрафов за осуществление пассажирских перевозок без договора с муниципалитетами. Аналогичные санкции для "нелегалов" были введены в Калининграде. Юридической практикой Архангельской области тоже стали интересоваться другие регионы.
"Но тут, к сожалению, появился прецедент уровня Верховного суда - по обращению предпринимателя из Брянской области. Формально в Кодексе об административных правонарушениях ничего не сказано о том, что для организации пассажирских перевозок требуется договор с местными органами власти. Достаточно лицензии. Этот правовой пробел и послужил для Верховного суда основанием для отмены аналогичного закона в Брянске. Мы решили не дожидаться обращений прокуратуры и в апреле 2012-го отменили ряд санкций", - поясняет Станислав Вторый.
На этом региональные законодатели успокаиваться не собираются. Уже на сентябрьской сессии облсобрания комитет планирует внести в Госдуму РФ законодательную инициативу о дополнениях в федеральное законодательство, предусматривающих спорный момент: владельцы транспортных средств, занимающиеся перевозкой пассажиров, в обязательном порядке должны иметь договор с муниципалитетами.
К слову, уже уплаченные по областному закону штрафы предприниматели теперь могут вернуть, если не истекли сроки давности. "Да мало кто "залетел" на миллион. Были совместные рейды профильного министерства правительства области и ГИБДД - но это так, разовые вылазки. Каждый день более сотни сторонних автобусов спокойно выходят на улицы городов и возят людей, не опасаясь наказания. Штрафы не помогут кардинально решить проблему, в частности потому, что сами муниципалитеты почему-то не очень активно используют этот инструмент влияния", - добавляет Вторый.
По оценке начальника управления транспорта и связи департамента городского хозяйства мэрии Архангельска Анатолия Смирнова, до внесения изменений в федеральное законодательство полномочия муниципалитета в борьбе с нелегальными перевозчиками невелики. "Соответствующий федеральный закон внесен с Госдуму РФ еще в 2007 году, но так и не был рассмотрен. Между тем только за восемь месяцев текущего года на территории Архангельской области произошло около 100 ДТП с участием автобусов и, как правило, среди нарушителей преобладают именно нелегальные перевозчики", - отмечает чиновник.