Проект "Открытое мнение" завершился и публикует предварительные результаты исследования общественного мнения россиян. Результаты исследования любезно предоставил ИА REGNUM центр маркетин-говых и социальных исследований "Форис".
Напомним, основная задача проекта "Открытое мнение" заключалась в получении достоверной, надежной и общедоступной исследовательской информации о состоянии общественного мнения в России.
Публикуемые в настоящем Приложении данные основаны на результатах репрезентативного оп-роса россиян, имеющих мобильный или домашний стационарный телефон, в возрасте от 18 лет и старше, проведенного методом телефонных интервью на выборке 3358 человек. Период проведе-ния полевых работ исследования - с 10 по 19 февраля 2012 г. В выборку, построенную методом случайного отбора телефонных номеров по всей стране, попали респонденты из 82 регионов РФ. Статистическая погрешность данных не превышает 2,6%. В таблице приведены распределения ответов на вопросы анкеты в % от общего числа опрошенных.
Некоторые предварительные выводы по электоральной ситуации на основе анализа данных опроса населения в рамках проекта "Открытое мнение" сде-лал руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин:
"Проект "Открытое мнение" вышел на финишную прямую. На сайте Sociologos.ru опубликованы предварительные результаты опроса населения и первичный массив данных (последнее - беспрецедентная открытость для элек-торальных исследований). Прежде всего, следует сказать, что опрос по методи-ке "Открытого мнения" обладает тремя очевидными плюсами относительно других опросов, с другой стороны у него есть и один минус.
Плюсы таковы:
а) большой объем выборки (3358 человек), в два раза превышающий обычный "гэллаповский" стандарт,
б) очень высокая региональная представительность (в выборку попали респонденты из 82 субъектов РФ из 83), недостижимая в рамках традици-онных поквартирных опросов,
в) 100% контроль поля, можно смело сказать, что в данных опроса нет ни одной рисованной анкеты.
Минус же в этом проекте такой: в силу телефонного способа достижения респондентов и интервью даже при том, что генеральная совокупность охватываемая методом составляет примерно 93-95% взрослого населе-ния РФ, есть смещение в пользу городского населения. Таким образом, данные опроса следует интерпретировать с учетом выше указанных об-стоятельств. Итак, что же можно сказать об основных результатах опроса по электоральной тематике (в анкете опроса затрагивались и другие те-мы, но в настоящий момент мы их комментировать не будем).
1. Если использовать простые модели прогнозирования электоральной ак-тивности (например, коэффициент 0,75-0,80 от числа заявивших о готов-ности прийти на выборы), то по данным опроса "ОМ" ожидаемая явка 4 марта составляет 65-67%.
2. Декларируемая электоральная активность сторонников разных кандида-тов примерно равна (чуть выше у зюгановцев, чуть ниже у жириновцев). Для грубого прогноза ее можно принять равной. Декларируемая уверен-ность в неизменности выбора (показатель консолидированности электо-рата) самая высокая у сторонников Путина, самая низкая у избирателей Миронова и Прохорова (электораты этих двух политиков самые рыхлые).
3. С учетом декларируемой электоральной активности и уверенности в не-изменности выбора результат ВВП в первом туре можно прогнозировать в диапазоне 60%-70% в зависимости от поведения неопределившихся: 70% в случае распределения неопределившихся аналогично уже сделав-шим выбор (модель трансляции поведения сделавших выбор), 60% в слу-чае более оппозиционного поведения неопределившихся. Данный ре-зультат хорошо согласуется с прогнозом первого тура от Левады-центра (65%). Радикальный сценарий, когда весь неопределившийся электорат уходит к оппозиционным кандидатам, и Путин получает примерно 50% голосов в первом туре, практически не вероятен.
4. Довольно неожиданным кажется на первый взгляд низкий уровень под-держки Зюганова (6% от всех респондентов), ведь за КПРФ проголосовало на выборах в декабре около 12% всех избирателей РФ. Возможно, это связано с "пониженным содержанием" в выборке опроса сельских рес-пондентов. Вместе с тем, как показал совместный анализ ответов на во-просы, менее 40% электората КПРФ собирается голосовать за Зюганова, при этом около 20% готовы выбрать Путина. Таким образом, следует при-знать, что многие избиратели, голосовавшие за КПРФ по разным мотивам (в т.ч. просто в качестве оппозиции ЕР), не склонны поддержать лично Зю-ганова.
5. Надо сказать, что только избиратели ЕР очень консолидированно под-держивают своего лидера - 77% из них собираются голосовать за Путина. Лидеры других партий не удерживают их электораты. Довольно много избирателей, голосовавших в декабре за СР (треть электората партии) и ЛДПР (25%), в марте собираются голосовать за Путина.
6. По многим основаниям можно назвать выборы 4 марта всенародным ре-ферендумом по вопросу о продлении лидерства В.Путина. Фактически для очень многих избирателей вопрос стоит не "за кого голосовать", а го-лосовать за Путина или против него. В этих условиях электорат Путина имеет большие шансы консолидироваться, нежели какой-то другой, сре-ди которых нет явного лидера. Анализ возможной электоральной мигра-ции и вопроса о потенциальном втором туре показал, что ни один из оп-позиционных лидеров не имеет шансов стать центром консолидации оп-позиционного электората. Напротив, в настоящее время все 4 оппозици-онных кандидата играют роль спойлеров друг для друга".
Более содержательные выводы требуют анализа.