Пятница,
5 декабря 2025 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Пятница, 26 июня 2015 г. 12:40
ПОЛИТИКА

Русская Арктика и преподавание отечественной истории в Болонской системе

Историческое знание остается важнейшим инструментом консолидации российского общества и конструирования нашего общего будущего. В апреле 2015 года Российское историческое общество сообщило, что в ближайшее время примет решение, какие из новых учебников истории рекомендовать Министерству образования и науки для изучения этого предмета в школе в рамках нового историко-культурного стандарта. В рамках единой концепции школьной истории планируется не один, а три учебника. В мае глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что новые учебники по истории России, написанные на основе единой концепции, появятся в школах уже с 1 сентября этого года.

Однако вызвавший широкое общественное обсуждение и дискуссии вопрос единого учебника — лишь одна сторона сложной комплексной проблемы. Так, например, проблемным остается соотношение общенациональной истории и местных региональных комплексов. Кроме того, после преодоления советской централизации подготовки научно-педагогических кадров, преподавание истории в средней школе в регионах тесно связано, как с подготовкой в регионе учителей истории средних школ, так и научно-преподавательских кадров для региональных учреждений Высшей школы. Последние готовят в регионе учительские кадры и новое поколение себе на смену.

Реформа единого учебника предполагает разделение прежде единой линейки преподавания истории в советской школе на два комплекса: с 5 по 9 классы и в 10−11 классах, т. е. преподавание истории будет предполагать два уровня освоения материала.

Ранее прошла реформа Высшей школы с переходом на Болонскую систему с разделением преподавания истории в Высшей школе на два уровня: на бакалавриат и магистратуру, т. е. два уровня наблюдается и здесь. Воплощение реформы в области преподавания истории в Высшей школе мы наблюдаем на частном примере Института социально-гуманитарных и политических наук Северного Арктического Федерального университета (ИСГиПН САФУ) в Архангельске.

При создании федерального университета в Архангельске в 2010 году свое историческое образование в составе двух кафедр — Отечественной истории и Всеобщей истории ИСГиПН САФУ унаследовал от Исторического факультета Поморского университета — до 1991 года Архангельский Государственный педагогический институт. Первый набор бакалавриата в счет общего перехода на Болонскую систему был произведен еще на историческом факультете Поморского университета в 2009/2010 учебном году. Старая форма обучения историков под названием «специалист» оставалась в качестве временной для перехода к двухступенчатой бакалавр-магистр системе обучения. В настоящее время ИСГиПН САФУ при новых ежегодных приемах студентов полностью перешел на Болонскую систему.

Сейчас, в июне 2015 года, ИСГиПН САФУ начал прием студентов по программам бакалавриата и магистратуры.

По существующим правилам, в магистратуру ИСГиПН САФУ принимают абитуриентов с дипломами бакалавров и специалистов по следующим специальностям:

1) Зарубежное регионоведение (41.04.01) — 10 бюджетных мест;

2) История (46. 04. 01) — 10 бюджетных мест;

3) Культурология (51.04.01) — 7 бюджетных мест;

4) Социология (39.04.01) — 19 бюджетных мест.

Итого: 46 бюджетных мест для обучения по программам магистра по направлению гуманитарных наук в ИСГиПН САФУ.

При приеме в ИСГиПН в 2015 году 118 бюджетных мест на бакалавриате (+15 бюджетных мест для заочного обучения на бакалавриате) соответствуют 46 бюджетным местам в магистратуру и 10 бюджетным местам в аспирантуру. Соотношение: 133 бакалавриат, 46 магистратура и 10 аспирантура.

Историческое образование в двух видах — классическом, педагогическом и в направлении регионоведения на бакалавриате ИСГиПН по приему 2015 года будут получать на бюджетной основе по специальностям:

1) зарубежное регионоведение (46.03.01) — 10 мест;

2) международные отношения (41.03.05) — 10 мест;

3) история, педагоги общеобразовательных школ (44.03.01) — 20 мест + 15 заочно;

4) история (46.03.01) — 10 мест;

Итого: историки бакалавры — 50+15 заочников, т. е. примерно половина гуманитарного бакалавриата — это «историки». Это демонстрирует важность исторической дисциплины в гуманитарном направлении САФУ.

В аспирантуру по историческим специальностям выделяется четыре места: политические науки и регионоведение — одно место (41.06.01), исторические науки и археология — три (46.06.01). Если примерно половина магистратуры отдана «историкам», то относительно аспирантуры — это всего лишь одна треть бюджетных мест. Таким образом, соотношение бюджетных мест «историков» в линии бакалавриат—магистратура—аспирантура выглядит как: 55/20/4. Пропорция соотношения бакалавриат—магистратура—аспирантура показывает, что на выходе подготовки научно-педагогических кадров для Высшей школы в аспирантуре к «историкам» предъявляются повышенные требования. Такова бюджетная образовательная политика.

Чисто внешне обучение в магистратуре ИСГиПН САФУ можно сравнить с аспирантурой. Отличие — в магистратуре имеется значительно большая, чем при обучении в аспирантуре аудиторная нагрузка с более коротким сроком обучения — 2 года (4 семестра) с недельной аудиторной нагрузкой в 14−16 академических часов в неделю. Экзаменационные сессии магистратуры необременительны по числу экзаменов и зачетов. При этом занятия в магистратуре САФУ строятся так, что позволяют студенту сочетать учебу с постоянной работой. В этом отношении маленьким бонусом учебы в магистратуре является стипендия, как дополнительный скромный доход к основному заработку на стороне, и получение диплома более высокого уровня, чем у бакалавра. Самое главное — в рациональном отношении учеба в магистратуре имеет смысл, поскольку дает возможность для поступления в аспирантуру. Из бакалавриата прямо в аспирантуру поступать нельзя.

Напомним, что продолжительность учебы для бакалавров четыре года, для магистров — два года, для аспирантов — три.

В целом, система в звене «бакалавриат—магистратура» выглядит как более экономная по сравнению с предшествующей советской по возможности выбора кадров, способных к научной деятельности. Это рационально. Здесь надо учесть и особенности студенчества в провинциальном университете, когда самые способные из местной молодежи в основном отправляются для учебы в столицы. По нашим наблюдениям, примерно 60% студентов в группе по своему уровню не соответствуют требованиям обучения в университете. Связано это не только с общеобразовательным, но и культурным уровнем. Но даже и при этом условии примерно каждый десятый из студенческой молодежи обладает способностями, которые можно развивать для получения на выходе специалиста, способного к научной деятельности.

Принцип соотношения между бакалавриатом и магистратурой выглядит нормальным и вполне разумным, но только до тех пор, пока мы не начнем разбираться с содержательной стороной образовательного процесса в магистратуре ИСГиПН САФУ.

Летом 2015 года по специальности «зарубежное регионоведение» (41.04.01) кафедра регионоведения и международных отношений ИСГиПН САФУ в магистратуре предлагает модуль «Европейские исследования: арктический вектор», что интересно, с преподаванием на английском языке. Модуль «Европейские исследования» посредством «арктического вектора» планирует обзорные лекции по истории и актуальной политике скандинавских стран с ключевой опорой на «сотрудничество» с норвежцами в Баренц-Евроарктическом регионе (БЕАР).

По специальности «история» (46. 04. 01) кафедра всеобщей истории ИСГиПН САФУ в 2015 году предлагает абитуриентам два модуля: «История и культура стран циркумполярного мира: сравнительные исследования» и «Международное сотрудничество и соперничество в Арктике: история и современность».

Модуль «История и культура стран циркумполярного мира» содержит следующие дисциплины: структуры циркумполярного мира, малые народы циркумполярного мира (очевидная ошибка, речь должна идти о «коренных народах»), научная мастерская историка Северной Европы, история культуры стран циркумполярного мира. Все дисциплины идут в ключе «история и современность».

Модуль «Международное сотрудничество и соперничество в Арктике: история и современность» предлагает следующие дисциплины: новая и новейшая история скандинавских стран, актуальные проблемы исследований по истории стран циркумполярного мира, история и актуальные проблемы международного сотрудничества и соперничества в Арктике.

Очевидно, что магистерские программы ИСГиПН САФУ для специальностей «зарубежное регионоведение» и «история» дублируют друг друга в точке Баренцев регион, «скандинавистика» и «циркумполярный мир». Отмеченное дублирование связано с процессом встраивания в прошлом системы влияния «мягкой силы» Норвегии в структуры преподавания и науки в Поморском университете ректором Владимиром Булатовым. Одним из этих центров с 1990-х годов стала кафедра Всеобщей истории с проф. Андреем Репневским, переквалифицировавшим себя с скандинависты на старте Баренц-сотрудничества в Поморском университете (АГПИ).

Другой центр, занимающийся сейчас магистратурой по направлению Севера Европы в ИСГиПН — кафедру регионоведения и международных отношений ИСГиПН САФУ получил из ликвидированного в июле 2012 года Института управления и регионологии (ИУиР) САФУ. ИУиР в составе Поморского университета под начальством проф. Юрия Лукина был создан в 1993 году его личным другом — ректором Булатовым для научного и идеологического обслуживания региона и Баренц-сотрудничества с норвежцами. Именно ИУиР стал центром т. н. «архангельской школы регионоведения», кружка научных деятелей, создавших поморскую этническую и региональную концепцию, ставшей официальной в Архангельской области. Все пришедшие из ИУиР в ИСГиПН профессора нынешней кафедра регионоведения и международных отношений — проф. Владислав Голдин, проф. Флера Соколова, проф. Сергей Шубин отметились в той или иной мере в работе на этом направлении.

В общем, разница в «скандинавистике» и «циркумполярных мирах», которую будут преподавать в ИСГиПН САФУ магистрам по двум специальностям, будет в том, что по одной группе будет работать бывший проректор по науке у ректора Булатова историк проф. Владислав Голдин, а по другой — бывший заведующий кафедрой у Булатова историк проф. Андрей Репневский. И тот, и другой оба тесно связаны с норвежским Баренцевым секретариатом и главным норвежским арктическим университетом в Тромсё.

Всего, как указали мы выше, прием в магистратуру в ИСГиПН идет по четырем специальностям. И положение с норвежским влиянием «мягкой силы» в преподавании в концептуальном плане в магистратуре на ИСГиПН после рассмотрения двух исторических направлений выглядит совсем удручающе, если мы еще возьмем и третье — культурологию (51.04.01). Здесь кафедра культурологии и религиоведения ИСГиПН САФУ предлагает поступающим в этом году две магистерские программы «Культурное измерение Арктики / Cultural Dimension of the Arctic». Преподавание предполагается вести опять же на английском языке. Авторы магистерской программы «Культурное измерение Арктики» заявляют, что это междисциплинарный образовательный проект в области современного культурного измерения Арктики. Разумеется, междисциплинарность предполагает и в культурологии использование исторических дисциплин в преподавании и научном исследовании. Руководителем программы является проф. Николай Теребихин — известный создатель трансграничной концепции «поморской культуры», «исследователь» этнокультурных ландшафтов «Поморья» и Баренцева региона. До последнего времени проф. Теребихин руководил ежегодным семинаром «Поморские чтения по семиотике культуры».

Одна из основных тем предлагаемого магистерского модуля Теребихина — тема «коренных народов» в выгодной для США и Норвегии трактовке «защиты интересов коренных народов Арктики через институты гражданского общества». В трактовке проф. Теребихина, все население Архангельской области до 1917 года — это «коренной народ». Другой предлагаемый проф. Николаем Теребихиным магистерский модуль — «Прикладная культурология» ориентирован «на особенности развития культуры Европейского Севера России и Баренцева Евро-Арктического региона».

Отметим главную особенность отмеченных нами магистерских программ ИСГиПН САФУ — это трактовка отечественной истории исключительно через призму «циркумполярного мира» и норвежской Баренцевой трансграничности. При этом история России в подобном свете — это лишь одна очень маленькая тема в многообразии разных национальных, этнических и культурных субъектов «циркумполярного мира». Полноценная отечественная история, действительная, а не баренцева история исчезает из преподавания и исследования в магистерских программах ИСГиПН САФУ.

Подобная ограниченность тематики отечественной истории в магистерских модулях ИСГиПН САФУ может направить на мысль, что эту тему в магистратуре могла бы освоить в ИСГиПН кафедра отечественной истории под руководством проф. Михаила Супруна. Однако общей научно-исследовательской темой этой кафедры с 2015 года является «Россия в истории и культуре Евро-арктического региона», т. е. при освоении магистерской программы и здесь будет поднята тема трансграничности, БЕАР и Скандинавии. Повсюду, куда ни кинь, получается, в ИСГиПН в преподавании истории столкнешься с циркумполярщиной, баренцевой трансграничностью, «коренными народами» и скандинавистикой. Подобная ситуация совершенно ненормальна, как в научном, так и образовательном плане. Отечественная история, как самостоятельная тема, устранена из магистерских программ ИСГиПН САФУ.

При нынешней организации преподавания истории в магистратуре САФУ с баренцевым трансграничным уклоном просматривается целый ряд фундаментальных негативных последствий.

1. Здесь нужно понять, что магистратура ИСГиПН САФУ будет формировать при существующей системе местные научные кадры с базовой установкой на трансграничность в духе «циркумполярного мира». Это сугубо идеологическое видение, вредное России в ситуации борьбы за Арктику. Идея «циркумполярности» уводит от сути колонизационных процессов в Арктике, когда освоение шло с продвижением отдельных цивилизаций и наций в меридиональном направлении с юга на Север.

2. При организации дела по болонской системе магистратура в карьерном плане, как мы указывали, будет важна, как ступенька к аспирантуре. При нынешнем виде магистратуры 100% кадров местной аспирантуры будут комплектоваться с ориентацией на зарубежную историю и сопутствующие ей житейские бонусы в виде внешних грантов и «научного туризма». И то, и другое отбивают способность к содержательной научной работе. Кроме того, нацеленность магистратуры исключительно на скандинавистику будет ориентировать и бакалавров на эту область. Сейчас, надо понимать, система преподавания баренц-истории замкнулась и началось ее самовоспроизводство.

3. На примере предлагаемых в этом году магистерских курсов прослеживается стремление перевести преподавание в магистратуре ИСГиПН на английский язык. При этом условии почти наверняка за основу преподавания курсов на английском языке скоро будет принят норвежский учебник истории для Баренц-региона на английском языке — The Barents History Book.


О проекте «The Barents History Book» см.:

http://barentshistory.eu/

http://www.regnum.ru/news/polit/1793416.html


Чем придумывать самим, преподавателям легче взять за основу этот готовый на английском языке текст. По замыслу авторов этого проекта, учебник будет использоваться в учебном плане в университетах в Баренцевом регионе, в том числе, в России, а также в совместных транснациональных образовательных проектах, вроде программы подготовки «российских бакалавров циркумполярных наук» в университетах Архангельска и Тромсе. Учебник транслирует идеи «асимметричного соседства» — новой идеологии сотрудничества и соперничества Норвегии с Россией. Отметим здесь и то обстоятельство, что ведущий преподаватель в магистратуре по специальности «зарубежное регионоведение» проф. Владислав Голдин принимал прямое участие в написании этого учебника.

4. Учеба магистрантов по достаточно общей проблематике в магистратуре ИСГиПН САФУ не способствует развитию научных компетенций. Здесь достаточно взглянуть на состояние научных дел у самих скандинавистов — преподавателей магистерской программы. Дефицит монографий налицо. Подобный результат порожден причиной, определяемой прежним расхожим советским научным термином — «мелкотемье». Иначе и быть не может, поскольку отношения со Скандинавией не были актуальны для центров Архангельской губернии в ХVII веке. Для ХIХ века они имели третьестепенное значение, а фактор важной для идеологии современного «баренцева сотрудничества» «поморской торговли» между Архангельском и Норвегией, как недавно было выяснено, был крайне преувеличен в местной историографии 1990-х годов.

Самое главное. Концепция классического университета в России с момента их создания предполагала, что преподаватели университета занимаются научной деятельностью и попутно этому учат студентов, готовят через аспирантуру опять же посредством научной деятельности новые кадры. Главное в университете — это научная деятельность, попутно идет образование, или само образование идет через научную деятельность. Так должно обстоять дело в идеале. В подобной системе центральное место в обучении занимает специальный семинар, а дополнительное научно-педагогическое воздействие на студентов осуществляет сама личность преподавателя его ведущего — профессора. Темой спецсеминара является текущее научное исследование профессора. В такой университетской системе роль ассистента сводится именно к «ассистентированию» профессору в проведении его спецсеминара. Что касается доцента, то он занят подготовкой к выходу на уровень спецсеминара. Студенты получают поручения по теме спецсеминара. Спецсеминары известных профессоров становятся общественным и культурным явлением, украшением и гордостью университета.

На практике существующая в ИСГиПН САФУ система, унаследованная в гуманитарной своей части от исторического факультета Поморского университета из Архангельского педагогического института (АГПИ), сводится к дидактическому преподаванию посредством «часов» — аудиторных занятий, лекций и семинаров. Подобное преподавание было бы сколько-нибудь оправдано в пединституте, который готовил кадры для средней школы, но никак не в университете. По существу, сейчас в ИСГиПН САФУ в форме преподавания в бакалавриате воспроизводится не университет, а гимназия. Что касается магистратуры, то она по части аудиторных занятий превращена в некий аналог вечерней школы. Спецсеминара, как сердцевины учебного университетского процесса, нет ни там, ни там.


©СеверИнформ, 2015 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
Яндекс.Метрика