Финансовая политика Архангельска эмоциональна и субъективна: интервью с депутатом горсовета
Прогнозируемый дефицит Архангельского городского бюджета составит 345 669 тыс. рублей. Общий объем доходов городского бюджета - 5498 785 тыс. рублей, объем расходов бюджета - 5844 454 тыс. рублей. Таковы основные параметры бюджета города Архангельска на 2008 год. О том, насколько качественно сформирован бюджет города и о финансовой политике в Архангельске, корреспонденту ИА REGNUM рассказал депутат городского Совета Александр Иванов.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете финансовую политику, которая на данный момент проводится в Архангельске?
Вопрос финансовой политики города точно регламентируется правовыми актами. Сегодня в бюджетном законодательстве есть такое понятие, как "финансовая политика", и оно должно быть оформлено в виде городского правового акта. В городе, в соответствии с действующим законодательством, должен быть правовой акт о финансовой политике мэра и мэрии на ближайший период. Такой акт в Архангельске существует, в нем порядка 10 страниц. Меня этот документ не устраивает на 80%. Все, что там написано, не обосновано и базируется на нелогичных выводах, эмоционально и субъективно.
ИА REGNUM: По вашему мнению, что нужно изменить в финансовой политике города?
Я считаю, что нужно сначала изменить состав разработчиков городской финансовой политики. Этим должны заниматься люди, которые разбираются в городской финансовой политике не как в вопросе распределения денег, а в плане формирования перспектив города при помощи денег. Я даже не знаю, кто занимался разработкой существующей политики. Но тот, кто это делал, отнесся к этому вопросу весьма формально. Если это формальное исполнение закона, то все понятно: закон предписал необходимость постановления мэра о городской финансовой политике - оно выпущено. И это нормально с нашей российской точки зрения. А если кто-то хотел действительно разработать политику города, имея благие намерения по отношению к городу, то этот человек либо некомпетентен, либо болен.
ИА REGNUM: Достаточно ли, на ваш взгляд, 37 миллионов рублей в год на обеспечение кредитов?
Если мы вменяемые люди, то понимаем, что весь мир сейчас, кроме нашей страны, живет в кредит. И это не потому, что в мире нет денег, а потому, что, используя банковскую систему, можно более грамотно планировать свое развитие. Если сегодня планировать развитие, исходя из того, сколько будет получено доходов, то это убогое планирование. Оно будет зависеть от того, как будет складываться ситуация с доходами, и это приведет к значительному перерасходу средств, выделяемых на реализацию какой-то задачи. Нерегулярное финансирование всегда приводит к рискам. А раз есть риски, то, соответственно, будет более высокая цена. Если мы используем при планировании кредитный ресурс, то в результате точно знаем, когда, в какой срок и какая сумма придет. Тогда планирование становится очень легким и цена финансирования, даже включая процент за кредит, будет значительно ниже, чем без кредита. Мы еще этому научимся и будем жить в кредит, будем формировать бюджет таким образом, чтобы он учитывал оплату кредитов, которые мы будем получать на исполнение функций города. Поэтому 37 млн. рублей при 5,4 млрд. рублей расходов - настолько мало, что это просто ненормально. Если капитальный ремонт жилья финансируется за счет поступающих доходов, то происходит перерасход относительно себестоимости на 50%. А если бы то же самое было сделано за счет кредитов, то вместе с процентами на кредит перерасход составил бы 10-15%.
ИА REGNUM: Скажите, достаточно ли средств запланировано для резервного фонда мэрии, 54 млн. рублей?
Я бы сделал этот фонд в 10% от размеров бюджета города, то есть 500 млн. рублей. Мы пока не умеем правильно планировать расходы, не потому, что глупые, а потому, что ситуация с потребностями в финансировании меняется очень динамично. За 15 лет финансирование из городского бюджета претерпело несколько качественных переходов, и на коренным образом изменились методики финансирования. Если в таком темпе происходят изменения экономического и расчетного характера, то мы должны быть готовы к тому, что неправильно примем какое-то количество своих решений. А раз неправильно, их надо корректировать, а для этого нужен резерв. Каждый год по-новому формируются доли в расходах, и в этих долях допускаются ошибки, и их надо править с помощью резерва. У нас, к сожалению, это пока еще не оформилось в систему. Мы все время жили с нищим бюджетом, которого хватало только на заработную плату. Мы не привыкли иметь какие-то резервы, в случае нехватки средств просто запрещали некоторые расходы и закрывали тему. Но сегодня, когда денег стало чуть больше, надо бы отказываться от прежней практики и дорабатывать те статьи расходов, на которые не хватило денег. Это на сегодняшний день абсолютно новая методология расходования бюджета и то, что сегодня заложено в виде бюджета, - это очень мало.