Петербургское такси: «белый» цвет не поможет против «черного» рынка
«Во всей стране регионального закона о такси не имеют только Петербург и Республика Саха. Рады, что наша исполнительная власть, наконец, озаботилась этим вопросом», — заявил директор по развитию ГК «Петербургское такси 068» Виктор Соловьев в ходе встречи, посвященной обсуждению недавней инициативы властей об установлении максимального количества легковых такси в Петербурге. На ней побывал корреспондент ИА REGNUM.
На сегодняшний день деятельность такси регламентируется Федеральным законом № 69 и, как рассказала начальник отдела организации пассажирских перевозок комитета по транспорту Петербурга Ольга Морозова, каждый субъект РФ может ввести ограничения на максимальное количество выдаваемых разрешений на перевозку и цветовое оформление такси.
«Мы считаем предложенный метод регулирования актуальным для Петербурга. При этом установление максимального количества не означает ограничение этого количества. Последующая выдача разрешений будет производиться посредством аукциона», — пояснила Морозова.
Как сообщили на днях комитете по транспорту, прорабатывается вопрос установления максимального количества легковых такси в Петербурге. «Расчет максимального количества легковых такси на территории Санкт-Петербурга планируется выполнить исходя из региональных нормативов градостроительного проектирования: 4 автомобиля на 1000 жителей. С учетом указанных нормативов и текущей численности населения Санкт-Петербурга — 5 197 114 человек, оптимальное количество легковых такси должно составлять 20 800 единиц», — подсчитали в комитете.
При этом на встрече с таксистами и экспертами представитель комитета по транспорту подчеркнула, что норма об ограничении «поголовья» такси в Петербурге, по сути, не начнет действовать до 2017 года. Дело в том, что комитет начал выдавать лицензии для такси сроком на пять лет в сентябре 2011 года, поэтому их действие истечет не раньше 2017 года.
Кроме того, по её словам, ранее Госдумой были приняты в первом чтении поправки в ФЗ № 69, предусматривающие не менее трех цветов для раскраски машин такси и исключающие возможность субъектов Федерации устанавливать количественные ограничения. Поэтому в настоящее время Смольный ждет принятия окончательного решения на федеральном уровне и лишь выражает готовность сразу же запустить свой законопроект о такси.
Впрочем, эксперты сошлись во мнении, что петербургскому бизнесу в сфере такси никакие цветовые или количественные ограничения всерьез не угрожают. «Будут куплены белые машины: такси «6 000 000» на них наклеят красную пленку, а представители «068» — свою рекламку с видами Петербурга. Формально закон будет соблюден: по документам машины белые, и автомобиль используется как рекламоноситель», — пояснил способы обхода «цветовых норм» член совета Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения «Всероссийского общества автомобилистов» Александр Холодов.
По мнению генерального директора компании «Такси 6 000 000» Алексея Эвентова, хорошо, что Смольный, наконец, проявил интерес к рынку такси, но взялись за него совершенно не с той стороны. Главной проблемой для Петербурга остается наличие большого количества нелегальных перевозчиков и деятельность посредников, уводящих, по мнению таксистов, деньги с этого рынка за пределы Петербурга и страны.
«Рынок такси, каким был 10 лет назад, таким и остался. Никто не понимает, что такое такси на самом деле и как оно должно работать. Покрасим такси, потратим деньги. Но с какой целью? Подоплека понятна: наверное, эти машины должны где-то пропускать, должны быть какие-то преференции. Но об этом же никто не говорит! Кто и что от этого получит? Сейчас же работает «черное» такси, являясь иностранным агентом, не платя налоги в Российскую Федерацию, ломает рынок. Вот эта ситуация критична», — считает представитель бизнеса.
Поясним, о чем идет речь: общественная организация «Реальные Питерские Таксисты» недавно обратилась к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с требованием запретить на территории города иностранный онлайн-сервис заказа такси Uber и его российские аналоги — Gett и «Яндекс.Такси». Как считают авторы обращения, бюджет Петербурга недополучает налогов от работы этих сервисов на сумму 350 млн рублей в год. В администрации Петербурга таксистам заявили, что у нее полномочий по запрету подобного бизнеса. Тогда общественники пожаловались уже президенту РФ Владимиру Путину.
Александр Холодов для наглядной иллюстрации проблем от нелегалов предложил обратить внимание на сегодняшнюю ленту новостей Петербурга, в одной из которых сообщалось, что таксист изнасиловал севшую к нему в машину пассажирку. «Вот это яркая ситуация, обрисовывающая то, что творится на этом рынке. С большой вероятностью можно говорить, что это частник, который каким-то образом легализовался», — считает эксперт.
Еще одним показателем опасности теневого сектора рынка является, по его мнению, так называемое «крышевание». «Ради эксперимента я прикинулся таксистом: через 10 минут мне предложили уйти, через 20 минут — «крышу». Это еще один пример того, как функционирует наш рынок такси. Каждая вторая машина — с нелегальным разрешением», — уверен Холодов.
Если тот или иной легальный перевозчик по причине не того цвета машин или лимита на количество такси не получит разрешение на работу от городских властей, то он уйдет в теневой сектор, и город столкнется с новыми проблемами, вызванными работой «бомбил», отмечает эксперт. По словам Холодова, необходимо в первую очередь разобраться с нелегальным сектором, а легальным перевозчикам — помогать.
«Если так будут гайки затягиваться в отношении «легалов», то буйным цветом будут расцветать нелегалы. Необходимо давать льготы. У нас есть возможность ездить по выделенным полосам. Нужно использовать метод пряника, тогда уже можно будет вести диалог. А сегодня, когда в одном месте такси предлагают «крышу», а в другом — таксист насилует пассажирку, говорить о необходимости перекрашиваться — нет смысла», — заключил эксперт.