Воскресенье,
16 июня 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 21 августа 2012 г. 13:16
ПОЛИТИКА

Дмитрий Семушин: Почему церковь оказалась беззащитной перед кощунством "Бешеных маток"?

Креститель Руси святой и благоверный князь Владимир дал Русской православной церкви Устав, в котором он предоставил этому учреждению право церковного суда. Церковному суду по всему возможному кругу преступлений подлежали т. н. "церковные люди" - игумены, игуменьи, черное и белое духовенство, члены семей последнего, весь причт, проскурницы, пономари, вдовы, странники, хромцы и слепцы, лекари, вольноотпущенники. Эти категории выводились из подсудности князьям и, фактически, ставились под церковную защиту социально слабые - вдовы, инвалиды и вольноотпущенники.

Помимо этого, по Уставу Владимира, церковному суду подлежали все подданные князя по некоторым вопросам семейного права и преступлениям против церкви, морали и нравственности. Перечислим эти случаи: разводы, прелюбодеяния, кровосмешение, похищение невест, ссоры между мужем и женой с рукоприкладством, побои отца и матери детьми, бытовые ссоры и драки, колдовство, ведовство, еретичество, а также еще, если "крест посекут или на стенах режют... или ино, что неподобно церкви подеет". (1) К последнему виду "церковного преступления" в квалификации Устава Владимира и следует отнести содеянное 21 февраля 2012 года бесшабашными девицами из группы "Бешеные матки" (англ. Pussy Riot).

Отметим, что в Уставе Владимира не существовало конкретного определения меры наказания за "неподобно подеянное". Это означало, что церковный судья мог сам произвольно определить ее в зависимости от конкретной ситуации.

Мы специально указали на Устав Владимира, чтобы продемонстрировать ту глубину русской традиции, на которую замахнулась сейчас столичная либеральная публика в России в критике судебного процесса над "Бешеными матками". В государственном уголовном процессе над хулиганками они усматривают "средневековые мотивы", изначально определяя традицию мнимым состоянием неполноценности. Разумеется, это не так, и традиционное общество обладает некоторыми очевидными преимуществами, которые общество современное утратило. Абстрактный нигилизм либеральствующей общественности в данном случае неуместен, поскольку речь идет о слишком серьезных вещах.

Между тем, переход от традиционного общества к современному в России сопровождался сужением компетенции церковного суда, передачей его статей в государственное право. Первый прецедент - это Судебник великого князя Ивана III (1462-1505). Из компетенции церковного суда была изъята статья о "церковной татьбе" и переведена в государево уголовное право. Наказание "церковному татю", т. е. крадущему из церкви, было тогда весьма строгим - смертная казнь. (2)

Прошло полтора века и в новом законодательстве царя Алексея Михайловича (1645-1676) - его Соборном уложении 1649 года появляется глава 1 "О богохульниках и церковных мятежниках". Вот, к примеру, статья 1 из этой главы: "Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь". Жестокость наказаний по отношению к этой категории преступников в законодательстве середины ХVII века связана со специфическим переходным характером эпохи, которая выразилась, в частности, в тяжелых религиозных конфликтах того времени. "Бешеных маток" по Соборному уложению 1649 года весьма точно определили бы, как "церковных мятежников" - особо опасная, по мнению законодателей того времени, категория государственных преступников.

Модернизация России, преодоление традиции в конкретной сфере права выражалось в переводе статей церковного суда в общеуголовное законодательство Империи. Из состояния симфонии сосуществования с государством РПЦ была огосударствлена в Синодальный период своей истории. К 1917 году в компетенции церкви по отношению к мирянам оставался только контроль за семейно-брачными отношениями через ведение метрических книг. Декрет от 20 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый большевистским Советом Народных Комиссаров, изъял у церкви и метрики.

Конкуренция советской официальной идеологии с прежней религиозной традицией оставила церковь беззащитной перед светским кощунством в период революционного богоборчества 1920-х годов. Нынешний инцидент с группой "Бешеные матки" выявил унаследованные от советской эпохи недостатки отечественного уголовного законодательства в части защиты религиозных общин и чувств верующих. Надо отметить, что все конкретные прецеденты подобного рода "кощунственных" преступлений содержались уже в древнем церковном законодательстве Русской православной церкви, что мы и продемонстрировали Уставом князя Владимира. Религиозные конфессии в современном российском законодательстве отделены от государства. РПЦ еще в Новое время лишилась права церковного суда по отношению к мирянам и не может сама себя защищать. Это касается и ислама с его традиционными нормами шариатского суда.

В настоящее время эта законодательная брешь определена противниками российской государственности. Поэтому существует настоятельная потребность совершенствования российского уголовного права с введением в него в самое ближайшее время конкретных статей за кощунственные действия по отношению к зарегистрированным религиозным общинам, их культовым зданиям и предметам, священным книгам, глумление над духовенством. Нынешнее судебное решение по делу Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич можно было бы использовать как конкретный прецедент для определения нормы уголовной ответственности. Совершенствование уголовного законодательства на этом направлении и будет развитием правового государства, способствующим становлению гражданского общества в России. Это станет достойным ответом нашим зарубежным критикам и противникам.

Дмитрий Семушин

Источники:

(1) Древнерусские княжеские уставы. ХI-ХV вв. Изд. Я.Н.Щапов. М., 1976. С. 23.

(2) Судебники ХV-ХVI вв. Под ред. Б.Д. Грекова. М., 1952. С. 20.

(3) Соборное уложение 1649 года. М., 1961.

©СеверИнформ, 2012 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Воскресенье, 16 июня 2024 г.
17:04 Вологодская обл
 

Ремонт ГДК идет и под дождем

15:46 Вологодская обл
 

От удара молнии загорелся чердак

14:56 Вологодская обл
 

Федералы оплатят вологодский Кремль

14:42 РОССИЯ
 

Госдума предложила освобождать от учебы студентов доноров

12:54 Вологодская обл
 

Строительство здания лицея не помешает лыжной трассе на «Локомотиве»

12:29 Вологодская обл
 

Череповчанка «дарила» прописку приезжим

11:26 Вологодская обл
 

Мама с 5-летним сыном спасалась от дыма на балконе

10:48 Вологодская обл
 

Вологодский Отелло сядет на 9 лет и заплатит родственникам убитого

10:16 Вологодская обл
 

9-классник покончил с собой из-за результатов ГИА

10:01 Вологодская обл
 

На Некрасовском мосту начали устанавливать пролет

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования