В Санкт-Петербурге снова можно увидеть весь Южный Кавказ
"Сегодня мы отдаем долги, - сказал, открывая экспозицию "Народы Южного Кавказа", директор Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге Владимир Грусман. - Ведь у нас несколько лет не было этой экспозиции, которая посвящена этому прекрасному региону". Об этом сегодня, 21 мая, сообщает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на городской комитет по культуре.
В экспозиции представлены как старые "коронные" сцены экспозиции, например, сцена в доме грузинского князя, так и новые экспонаты из коллекции Этнографического музея. "В новой экспозиции, посвященной народам Южного Кавказа, использован новый региональный подход, - сказал главный научный сотрудник Российского этнографического музея Владимир Дмитриев. - Прежде практиковался национальный
подход, при котором грузины, азербайджанцы и армяне экспонировались отдельно".
Также в новой экспозиции сотрудники Российского этнографического музея постарались показать половозрастные роли, как традиционные, так и непривычные, например, женское скотоводство: в Азербайджане, где людей не хватало, женщины занимались выпасом скота на дальних пастбищах.
Еще одна изюминка новой экспозиции заключается в том, что здесь можно увидеть все виды маслобоек, существовавших в традиционных культурах. "Нам пришлось преодолеть ментальное сопротивление некоторых наших коллег, и теперь каждую из экспозиционных частей мы начинаем с религии, - отметил Владимир Дмитриев. - И тем самым показываем религию, как фактор, создавший национальный характер. При этом надо отметить, что во многих культурах христианство и язычество уживались".
Но главное открытие новой экспозиции, посвященной народам Южного Кавказа - возвращение в экспозиции изначального принципа архитектуры этнографического музея. "Мы открыли арки, - пояснил Владимир Дмитриев. - Раньше мы закрывали их не от хорошей жизни: экспонатов было много, и чтобы все разместить, приходилось жертвовать арками. Но теперь арочные проемы видны через прозрачные витрины, в которых мы разместили важные этнические символы, отраженные в материальной культуре, например, грузинская керамика".
В одной из таких витрин выставлены керамические сосуды с множеством горлышек. Это традиционные чаши для грузинского пира, аналог братины, с той лишь разницей, что при питье из такого сосуда у каждого участника пира - свое горлышко, несмотря на то, что внутри сосуды сообщаются, и все пьют одно и то же вино. Существует и другой вариант подобного сосуда, с двумя горлышками, для побратимов. Хитрость в том, что при питье из такого "братского" сосуда нельзя выпить больше, чем положено по-братски - иначе просто обольешься. А в сцене на высокогорном пастбище можно увидеть на первый взгляд не примечательный бурый сосуд, вроде бы керамический, а на самом деле сделанный из горной травы, чей сок, застывая, образует гладкую, практически керамическую поверхность.
"В исламской части экспозиции представлены шииты, в то время как мы больше знакомы с суннитским вариантом ислама, - подчеркнул Владимир Дмитриев. - Шииты чтят день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле, когда шиитская оппозиция проиграла битву и погибли имамы. В этот день шииты режут себя саблями, проливают кровь, но, что интересно, шрамов не остается". В экспозиции также представлены такие важные для народов Южного Кавказа места, как баня и чайхана, где с 19 века получили распространение русские самовары и высокие столы. "Мы постарались не затрагивать никаких вопросов, которые могли бы являться основой для конфликтов, - подчеркнул Владимир Дмитриев. - Нам важно, как окружающая природа, история и религия сформировали национальное лицо каждого из народов".
Напомним, что Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге существует более 100 лет. Он расположен в здании, специально построенном по проекту архитектора императорского двора В.Ф. Свиньина для показа этнографических коллекций. У истоков создания Музея стояли крупнейшие ученые России: П.Н. Кондаков, А.Н. Пыпин, В.И. Ламанский, В.В. Радлов, П.П. Семенов-Тяньшанский, В.В. Стасов. Заложенные ими основы музейной научной деятельности живы и по сей день. В центре музейного здания расположен Мраморный зал, облицованный розовым карельским мрамором, - один из красивейших парадных залов Санкт-Петербурга.