Поворот всей вузовской системы начнется с юристов: интервью с ректором Санкт-Петербургского госуниверситета
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Ассоциации юристов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Николай Кропачев ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM Новости
ИА REGNUM Новости: Президент РФ - выпускник и доцент юрфака петербургского университета - недавно посетовал, что качество юридического образования в России катастрофически упало, и в тоже время выпускают столько юристов, что непонятно, где все они работают.
Встреча Президента РФ с Ассоциацией юристов России показала, на мой взгляд, что ориентироваться надо на требования работодателя. А начать процесс резкого поворота вузовской системы к реальности можно с юристов. Я абсолютно убежден, что на стандарты образования должен влиять работодатель: минимальный образовательный стандарт должен быть сформирован в вузе, а затем утвержден у учредителя (для государственных вузов это - федеральные органы власти) и - обязательно! - в профессиональной ассоциации. Затем каждый вуз может наполнять этот стандарт дополнительными предметами, но на выходе, получая диплом о юридическом образовании, студент не получает автоматический доступ к профессии - он должен сдать экзамен в профессиональной ассоциации и только получив сертификат, обрести право работать по специальности.
ИА REGNUM Новости: Но у учителей или инженеров в России нет таких сильных и влиятельных профессиональных объединений, как у юристов.
Мне трудно говорить о других профессиях, но в Ассоциации юристов мы договорились начать это дело, и при активной поддержке Дмитрия Медведева, думаю, за год-два сдвинем все с мертвой точки. И ничего нет странного в том, что все начнется с юристов: именно юриста призывает государство разрешать общественные конфликты, ведь вы можете выбрать, у какого врача лечиться или в какую школу отдать ребенка, но судью или прокурора вы не выбираете - их назначает государство.
ИА REGNUM Новости: В Кремле прозвучало и другое предложение - просто сократив вузы и юридические факультеты. Я - противник репрессивных мер. Лучше идти по пути повышения требований к качеству образования и все встанет на свои места.
ИА REGNUM Новости: А как вы оцениваете общий процесс укрупнения вузов, который уже несколько лет идет по стране?
Я считаю его оптимизацией. Не буду говорить обо всей России, но в петербургском университете мы также идем по пути оптимизации использования общеуниверситетских ресурсов. Например, создан единый общеуниверситетский ресурсный центр нанотехнологий, в оборудование которого вложено более 150 млн рублей. Разумеется, это сделано не просто по приказу ректора, а по предложениям деканов, которые, кстати, становятся у нас все более самостоятельными.
Конечно. И процесс перехода к единому госэкзамену (ЕГЭ) при поступлении в вузы идет болезненно, но я считаю абсолютно правильным этот процесс, так как мы создаем систему, которую теперь можно улучшать до бесконечности.
Сейчас нет никакой цивилизованной системы отбора поступающих в вузы. Есть обстоятельства, в которые попадают абитуриенты и, как правило, их родители... И эти обстоятельства надо убирать из российской жизни. Поэтому я - сторонник ЕГЭ, а над улучшением вопросов по каждому предмету надо работать - вот и все.
ИА REGNUM Новости: А как же утверждение, что ЕГЭ заставляет школьников просто зубрить ответы на вопросы, а не системно мыслить?
Не ЕГЭ заставляет, а учителя в школах, и ничего хорошего в этом нет. Не надо бояться ЕГЭ, надо учить предмету, потому что если школьник системно и глубоко знает предмет, он ответит на вопросы госэкзамена.
ИА REGNUM Новости: Тогда почему 24 вуза в Росси, и среди них петербургский госуниверситет, сохранили систему собственных вступительных экзаменов?
Это - некий переходный период, уступка ярым противникам ЕГЭ, но она временная... Кстати, ЕГЭ - только один из шагов к открытости и прозрачности системы образования в России в целом. Например, сейчас обсуждается предложение публиковать полный текст научных диссертаций в Интернете - с согласия автора, конечно. При публикации и рассылке автореферата накануне защиты предлагается спрашивать диссертанта, согласен ли он на открытую публикацию, и его ответ фиксировать на титульном листе автореферата, чтобы все члены комиссии видели, готов ли диссертант к открытости. Тогда все будут понимать, что пишется в диссертациях и на каких аспирантов и какие темы тратит деньги российское государство, поддерживая аспирантуры.
Без науки нет вуза. Потому что делиться со студентами надо не чужими, а своими знаниями и достижениями.
ИА REGNUM Новости:То есть вузовская наука должна поддерживаться государством? Или грантами?
Поддержка государства - это те же гранты. Я выступал и выступаю за то, чтобы были разработаны и опубликованы четкие критерии, на что выделяет деньги государство любому вузу. Если на научные разработки, то на какие? Какого результата мы ждем? Когда все будет открыто и понятно, отпадет большая часть нынешних вопросов и упреков в сторону российского высшего образования.
ИА REGNUM Новости: А вы сторонник так называемого "Болонского процесса"?
Конечно. Потому что участие российских вузов в "Болонском процессе" вписывает наших студентов в европейскую систему вузов, дает возможность ездить по миру, сравнивать и выбирать интересный им набор предметов и навыков для обучения, а в конечном счете с точки зрения широчайшего объема информации определять свое будущее место работы. А нашим преподавателям это позволяет быть в гуще общеевропейских научных и образовательных процессов, что невольно заставляет более творчески подходить к собственному предмету и преподаванию.
ИА REGNUM Новости: А как обеспечить эту мобильность российских студентов и преподавателей? В университете уже есть конкретные примеры?
Да, конечно: я предложил заключить договор с МГУ о мобильности студентов (с тем, чтобы студенты обоих вузов имели возможность выбирать какой курс и какую серию лекций им прослушать в каждом из этих вузов по своей специальности) - надеюсь, в самое ближайшее время мы его подпишем.
ИА REGNUM Новости: Когда российские дипломы начнут признавать в Европе?
Могу вам сказать, что, например, дипломы Санкт-Петербургского университета давно признается в Европе и в мире. Уже несколько десятилетий на многих факультетах мы выдаем своим лучшим выпускникам специальные сертификаты, подчеркивая, что они являются не государственными, и эти сертификаты котируются во всем мире. Как ректор, я неоднократно получал благодарности и от выпускников, и от их работодателей из разных стран, так что марка петербургского университета давно признана в мире и, надеюсь, таковой и останется.
Справка.
Николай Кропачев родился в 1959 году. В 1981 году окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию "Уголовные правоотношения". С 1985 года - ассистент кафедры уголовного права, старший преподаватель, доцент, с 2001 года по настоящее время - профессор кафедры уголовного права. В 2000 году избран заведующим этой кафедрой. С 1998 год по настоящее время - декан юридического факультета университета, с октября 2006 года - первый проректор, и.о. ректора университета. 21 мая 2008 года на Конференции трудового коллектива избран на должность ректора Санкт-Петербургского государственного университета. В 2000 году защитил докторскую диссертацию "Механизм уголовно-правового регулирования". Автор (соавтор) более 60 научных работ, включая 4 монографии, 7 учебников и учебных пособий.