20 июня 1872 года, 135 лет назад, состоялось открытие движения по железной дороге от Вологды до Ярославля, сообщает пресс-служба Вологодского отделения СЖД.
Разрешение на постройку узкоколейной линии от Ярославля до Вологды протяженностью 196 верст было получено 24 июня 1870 года. Данный вопрос обсуждался в официальной прессе широко и задолго до самого строительства, с того момента как "20 февраля 1869 года Государь - Император по докладу Министра внутренних дел соизволил: Разрешить директорам правления общества Московско-Ярославской железной дороги надворному советнику Федору Васильевичу Чижову и Почетному гражданину Савве Ивановичу Мамонтову произвести за собственный счет изыскания для железной дороги от Ярославля до Вологды".
Строительство дороги велось в два этапа. Первая очередь Ярославль-Данилов протяженностью в 61,5 версты, была сдана в эксплуатацию 8 января 1872 года. Строительные работы на участке от Данилова до Вологды протяженностью 129,6 верст продолжались до 20 июня 1872 года.
Открытие движения состоялось в 5 часов утра, а в 6.00 первый поезд от станции Вологда отправился в Ярославль.
В тот же день в 18 часов прибыл обратно поезд из Ярославля, на котором приехали Ф.В.Чижов и С.И.Мамонтов.
Савва Иванович выступил с речью, где выразил надежду на то, что железная дорога не останется без должного грузопотока и принесет немалые доходы. Значение вновь построенной линии было огромно. Железная дорога соединила главный естественный транспортный путь России – Волгу – с Северодвинским бассейном и Мариинской водной системой. Дорога также связала Вологду со всей сетью железных дорог России.
В начале 90-х годов прошлого столетия правление Московско-Ярославской дороги приняло решение продлить железнодорожную линию до Архангельска.
Строительство узкоколейной дороги на Архангельск было начато в 1894 году, а 17 ноября 1897 года в Архангельске состоялось ее открытие.
1 января 1907 года царское правительство присвоило всем этим железнодорожным линиям название Северные железные дороги.