Петербургская "Ночь музеев": От "Симфонии гудков" к концерту ноутбуков
Петербургская "Ночь музеев" с 18 на 19 мая была теплой и предгрозовой - дождь начался около 4:00 мск, а до этого по тротуарам абсолютно летнего города ходили толпы людей разного возраста, перемещаясь от музея к музею, от галереи до библиотеки.
Как сообщают журналисты ИА REGNUM, по маршрутам исправно курсировали автобусы-перевозчики участников акции, а также социальные ночные автобусы. Ездили по городу и старинные трамваи из Музея электротранспорта.
Намного меньше по сравнению с другими "Ночами музеев" было среди посетителей акции тех, кто успел выпить - сказался запрет на продажу после 23:00 слабоалкогольных напитков. Но, видимо, за годы, что существует акция, она уже приобрела свою публику, свою культуру поведения, круг своих участников, который, тем не менее, постоянно расширяется.
"Ночью искусства" назвал акцию председатель комитета по культуре Смольного Василий Панкратов - в акции принимают участие большие и малые музеи, библиотеки, галереи, загородные музеи-заповедники. Впервые в минувшую ночь с 18:00 до 6:00 мск с концертными программами нон-стоп был открыт Большой зал Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича.
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, среди слушателей было много молодежи, большинство молодых людей пришли сюда впервые. Но было много и тех петербуржцев, зачастую весьма немолодых, для которых посещение Филармонии - стиль жизни. Зал был практически полон, когда в 5:00 мск начался органный концерт молодого музыканта Тимура Халиуллина, исполнившего собственные импровизации "в предрассветном стиле", необычно было слышать утреннее пение птиц, доносившееся через открытые окна с Михайловской улицы.
"Как пройти в библиотеку?" - этот вопрос в два часа ночи в Санкт-Петербурге на двух традиционных акциях "Ночи библиотек" и "Ночи музеев" звучит вполне уместно. В ночи корреспондент ИА REGNUM успешно освоил технику рисования на воде "эбру". "Это очень старая техника рисования. Он появилась в Османской империи. "Турецкое слово "эбру" в переводе означает "похожий на облако, - пояснила корреспонденту студентка из Турции Элив. - Вода наливается в поддон. В воду добавляется загуститель, чтобы можно было наносить натуральные, сделанные из желчи краски". Чтобы перенести рисунок на бумагу, лист бумаги кладется поверх воды, разглаживается и резко снимается, тем самым на бумаге остаются "облачные разводы".
Непременным успехом пользуется у петербуржцев филиал музея кошки "Республика кошек" недалеко от Исаакиевской площади. Кошки для Санкт-Петербурга - особые существа, они традиционно хранят Эрмитаж под присмотром эрмитажных домовых - эрмитов. "Эрмиты приехали к нам из Европы вслед за иностранными мастеровыми тайно в багажах и поселились в наших дворцах", - рассказал "друг эрмитов" Андрей Алексеев. Чтобы каждому было легче представить себя в роли эрмита, в "Республике кошек" можно было усесться в огромное кресло и закутаться в шарф из шерсти эрмитажных котов, загадав при этом желание, а также погладить дружелюбных обитателей "Республики кошек". Кстати, любого обитателя можно забрать домой, коты и кошки "Республики" и Эрмитажа приносят счастье.
"Это социальный молодежный проект, мы хотим сделать присутствие животных в нашей жизни модным. Взять кошку с улицы - это здорово, причем взять не котенка, а и взрослую кошку. Здесь мы учим, как ухаживать за кошками, как с ними общаться", - рассказала волонтер "Республики кошек" Анна.
В Центральном музее связи имени А.С. Попова корреспондент ИА REGNUM услышал оркестр из пяти ноутбуков - это придумала петербургская группа исследования компьютерной и новой музыки CNMRG.
Еще в музее прошел первый в России фестиваль мобильного кино для детей и юношества "Мое открытие". Из 100 работ было отобрано 25 лучших. "Это полутораминутные фильмы, снятые детьми на непрофессиональные средства - мобильный телефон или фотоаппарат, - рассказала заведующая отделом музейной педагогики, куратор проекта Светлана Серебрякова. - Например, один мальчик сделал для себя такое открытие - он создал фильм о том, как улыбаются юноши и девушки - как изображенные на картинах, так и его знакомые - реальные люди". Тема "Открытие" в этом году стала ключевой темой "Ночи музеев", каждый музей открывал что-то в своей экспозиции, каждый посетитель открывал что-то для себя. Музей истории религии устроил квест-игру.
Переходя с одного на другой "уровень" программы "Religio. Открытый доступ", корреспонденту ИА REGNUM пришлось отгадать немало сложных загадок, пройти "полями блаженства", миновав "восемь кругов ада" и вычислить все-таки "Формулу рая", найдя "эликсир бессмертия".
Одним из самых привлекательных для разных поколений горожан в "Ночь музеев" стал Шереметевский сад у Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Традиционно стояла очередь в музей-квартиру, сами уголки сада были таинственно подсвечены, звучали стихи, а сама ночь в саду была посвящена русскому авангарду. Прозвучала исполненная впервые 90 лет назад "Симфония гудков" Арсения Аврамова - грандиозный звуковой перформанс, в котором музыкальными инструментами служили заводские гудки. Мир русского авангарда - мир Малевича, Пунина, Филонова, Татлина оказался внятен нынешним молодым петербуржцам.
Правда, чтобы победить в литературной игре в футуристическом кафе, угадав, из какого стихотворения поэтов того времени "выдернута" строка и получить за это вкусный приз, молодым людям пришлось прибегнуть в привычному способу - через мобильные устройства выйти в Интернет. Зато узнали и потом громко читали в ночи стихотворение Николая Олейникова "Страшно жить на белом свете, в нем отсутствует уют".
Еще корреспонденты ИА REGNUM внимательно наблюдали, как во дворе Креативного пространства "Ткачи" молодые люди выстраивали из больших букв "Я" "интерактивный конструктор общества" архитектора Петра Березина - инсталляцию "Мы". Это можно было сделать только вместе. Правда, некоторые все же забрали отдельные "Я" на память.