Суббота,
6 декабря 2025 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 16 сентября 2008 г. 14:57
ПОЛИТИКА

Эксперт: Подлинного столкновения в Арктике пока нет

Завтра, 17 сентября, в Москве состоится заседание Совета Безопасности РФ "О защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике". 12 сентября члены Совета Безопасности выезжали за полярный круг -на остров Александры на берегу Северного Ледовитого океана, где прошло совещание, посвященное проблемам наращивания присутствия России в Арктике.

Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев подчеркнул, что повысилось стратегическое значение арктической зоны России, которая в перспективе должна стать для нашей страны стратегической ресурсной базой. При этом участники совещания констатировали заметно возросшую на этом фоне активность в Арктике приполярных государств - США, Канады, Норвегии и Дании, в том числе и в военной области.

О научной точке зрения на ситуацию с начавшимся бурным изучением Арктики шеф-редактору ИА REGNUM Оксане Чернышевой рассказал заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета Александр Данилов.

- На самом деле вокруг Арктики пока больше шума, чем реальных дел, - считает Александр Данилов. - Реально работают дипломаты, которые делают всевозможные заявления и и масс-медиа, которые это интерпретируют. А Арктика - это, прежде всего, источник энергоресурсов, что вызывает повышенный исследовательский и политический интерес разных стран, но по большому счету, ресурсы эти не используются. Ведь в настоящее время никто практически не добывает ничего в морской Арктике. Первая морская нефть, которая может быть там добыта, находится на российском месторождении Приразломное на шельфе Баренцева моря, где пока только готовятся к добыче. Глубина моря там - 25-30 м, и сегодня это вполне реально для освоения, но на отдельных участках Баренцева моря глубина достигает 1 км - там добыча будет происходить через десятилетия. Много говорят о Штокмановском газоконденсатном месторождении, также в Баренцевом море, но реальная работа там начнется через несколько лет и сначала на небольших глубинах... В целом, на полномасштабную работу по этим месторождениям выйдут лет через 25-30.

ИА REGNUM: Но сегодняшний исследовательский интерес как раз и означает, что через 30 лет, то есть уже при жизни нынешнего поколения, в Арктике начнутся масштабные освоения месторождений, а это будет влиять на окружающую среду...

- Ключевые вопросы, которые волнуют ученых нашего института, следующие: как безопасно начать реализовать инвестиционные проекты в Арктике и как затем их вести, не нанося ущерба окружающей среде. Психология современного бизнеса, безусловно, содержит определенные угрозы для окружающей среды, поэтому не только российские специалисты, но и международные эксперты с большой осторожностью относятся к новым проектам. На первом этапе освоения наша задача - помочь совместить вопросы безопасности и экономики. Например, по Приразломному работа наших ученых уже закончена. Мы собрали и составили картину того, что представляет из себя лед, под которым находится нефть, как и с какой скоростью, в каком направлении движутся ледяные поля и т.д. По Штокмановскому месторождению сбор подобной информации заканчивается. Кроме того, изучаются возможные воздействия проектов на окружающую среду, а также необходимость минимизации воздействий окружающей среды на сооружения. Например, при эксплуатации Штокмана нужно будет управлять ледовой обстановкой, отслеживать передвижение айсбергов и где-то их разрушать, отводить и т.д.

ИА REGNUM: А у России уже есть опыт такой работы?

- Частично есть на Сахалине, но опыта работы над таким большим и сложным проектом, как Штокман, нет ни у кого в мире.

ИА REGNUM: Кто финансирует исследовательскую работу?

- Недропользователи, т.е. компании, которые планируют работать на шельфе, и имеют необходимые лицензии на разработку конкретных месторождений.

ИА REGNUM: Добыть в Арктике газ или нефть - одна проблема. Другая - перевезти все это к местам переработки.

- Да, транспортировка происходит на судах, и, соответственно, есть опасность разлива. Главная проблема в том, что холодная арктическая среда не способствует быстрому очищению, экосистема в Арктике восстанавливается очень долго, в теплых водах все происходит гораздо быстрее. Соответственно, любая грязь, химические разложения остаются там очень надолго. Но морская арктическая среда пока относительно чистая, а вот атмосфера загрязнена даже сейчас, когда разработки энергоносителей еще даже не начаты. Арктику засоряют не только предприятия, расположенные на Севере, но и крупные производства, которые находятся в Северном полушарии Земли. Последствия работы предприятий в Китае, Соединенных Штатах, России - их атмосферные сбросы затягиваются в Арктику ветрами или несутся туда северными реками. И чтобы отследить последствия новых освоений, нужно четко фиксировать, что происходит сейчас, определить фоновое загрязнение окружающей среды.

ИА REGNUM: А в 90-ые годы, помнится, говорили, что больше всех Север засоряет именно Россия...

- Тогда речь шла о радиоактивном загрязнении, включая последствия испытаний ядерного оружия, и на самом деле свою лепту внесли все страны, которые занимались испытаниями. Но чтобы экологический фактор не превращался в политический, нужны российские постоянные, регулярные, системные исследования ситуации.

ИА REGNUM: А глобальное потепление повлияет на освоение месторождений?

- Чтобы четко отвечать на этот вопрос, также нужны постоянные исследования на протяжении многих лет, но. к сожалению, в России нет системных программ по изучению изменения климата в Арктике и последствий этого изменения. Сбор и наблюдение информации у нас поставлены неплохо, а моделирование, прогнозирование будущих ситуаций, к сожалению, финансируется плохо. Обидно, потому что в Японии, объединенной Европе, Америке, Китае такие исследования развиваются в полную мощь.

ИА REGNUM: Так все-таки если через 50 лет Арктика станет теплее, значит доступнее?

- Некоторые сценарии предполагают такое развитие событий. И в Арктике есть спорные участки, принадлежность которых к какой-либо стране не определена - к ним, конечно, будет интерес. Но все-таки пока это - дело будущего, которое - не забывайте! - на самом деле зависит от мировых цен на нефть и газ. Если через 50 лет они будут низкими, интерес к по-настоящему сложной и дорогой добыче полезных ископаемых в северных широтах, наверное, опять угаснет.

ИА REGNUM: А в настоящее время Россию можно назвать самой мощной мировой державой на Севере?

- Россия регулирует Северный морской путь. Согласно международному законодательству, Россия установила свои правила плавания в северных морях: чтобы пройти по Севморпути, нужно оповестить Россию, согласовать маршрут, заплатить ледовый сбор и т.д. Все это направлено на обеспечение безопасности морской Арктики. Аналогично действует, например, Канада - в тех северных широтах, движение в которых регулирует эта страна.

ИА REGNUM: И именно Россия обладает самым мощным ледокольным флотом?

- Да, насколько я знаю, в настоящее время наш флот самый современный и оснащенный. Но это вопросы - к другим ведомствам.

©СеверИнформ, 2008 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
Яндекс.Метрика