Воскресенье,
16 июня 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Понедельник, 16 июля 2012 г. 13:09
ПОЛИТИКА

Наталья Эфендиева: Кома жанра "военное кино"

В канун Дня Победы один то и дело оскандаливающийся канал пытался поставить фильм о четырех майских днях в конце Великой Отечественной. Достоверность происходящего возмутила часть общественности. Картину с показа сняли. В июне история повторилась - для очередного военного киноопуса нашли самое подходящее время, граждане вновь принялись протестовать. Министр культуры Владимир Мединский не слишком настойчиво просил фильм из программы убрать, объясняя это тем, что "кинолента спорная" и здесь "нет положительных героев, носящих советскую военную форму". В результате непродолжительных препирательств (для протестующих усилия пропали втуне) у гендиректора упомянутого телеканала Владимира Кулистикова прорезался талант к стихосложению и министр вместе с телезрителями получил отлуп в рифмованной форме. А фильм таки поставили - в лучшее время.

Война экранная

Из года в год телеканалы предпочитают гонять (и скоро, по всей видимости, загонят окончательно и бесповоротно) одни и те же названия. Редко-редко меж ними оказываются картины, снятые, например, в военное время. Та же история с фильмами 1950-1960-х годов и далее. Хотя выбирать есть из чего - с 1941 по 1991 год в СССР сняли 583 военных кино- и телефильма. Спору нет, не с каждой работы стоит сдувать пыль и вытаскивать на всеобщее обозрение. Но уж полсотни, а то и сотню фильмов, сделанных на уровне уже привычных для уха и глаза, набрать получится. А ведь еще есть массив европейских фильмов на темы Второй Мировой - польских, чешских, болгарских, немецких, французских. До нас они добираются в совсем уж смехотворно скудном количестве. Разумеется, показывать проверенное телерейтингом безопаснее, чем вытащить из небытия и показать картины перестроечной поры вроде "Воскресного дня в аду", "Гу-Га", "Танк "Клим Ворошилов-2"", или экстраординарные даже для своего времени "Письма к живым", "Восточный коридор", "Через кладбище" и т.п.

Конкуренцию советским фильмам могли бы составить фильмы российские. С начала нулевых наши кинематографисты выдали 192 кино-, теле- и документальных фильма, на сюжеты из истории Великой Отечественной войны. Но вот то, что пытаются предъявить публике и на теле-, и на киноэкранах на протяжении последних лет 10-12 чаще отдает гремящей-звенящей пустотой. Самоигральность военных сюжетов фактически перестала работать. И надежды на то, что коли картину не вытянут режиссер, исполнители, оператор, то и рассказанной истории будет вполне достаточно, раз за разом не оправдываются. Механическое повторение прошлых сюжетов, ситуаций, образов, режиссерских решений, операторских приемов превращает фильмы о войне в мертворожденные произведения, с трудом выжимающие сочувствие и горечь, печаль и ужас. А к самому жанру военного кино старательно подрывается доверие, что оборачивается расстройствами, а не прибытками - хоть коммерческими, хоть эмоциональными. Сложносочиненные повествования с неоднозначными вопросами и ответами, рефлексирующие герои, война как трагическое событие, уродующее жизни и судьбы давно и мало кого интересуют. И мало кто пытается изменить положение дел. А если и пытается, то отчего-то выходит пшик в блестящей PR-обертке под названием "Четыре дня в мае". Либо беспардонная залипуха ("Служу Советскому Союзу"), которой хватало в отечественном кинематографе 1970-х.

Шпион, выйди вон...

В апрельском и майском кинотеатральных релизах - "Шпион" Алексея Андрианова "Матч" Андрея Малюкова и "Белый тигр" Карена Шахназарова - попробовали посмотреть на историю иначе. О первом из названных фильмов ИА REGNUM писал в мае.

В "Матче" Андрей Малюков берется за советский миф о киевском "матче смерти". Расстрел нескольких игроков команды "Старт" формально не был связан с игрой. По одной из версий их арестовали, а затем растреляли, поскольку они, будучи спортсменами общества "Динамо" служили в НКВД. А раз так, то фильм лишается исторической убедительности, так необходимой в военных кинокартинах. Война ведь (с одной стороны) слишком конкретное событие, фиксируемое в сотнях тысяч документов, приказов, реляций, писем и т.п. Авторы, похоже, уже не рассчитывают даже на минимальные познания зрителей в истории и тратят экранное время на буквальное разжевывание тех или иных подробностей. Например, про Бабий Яр. Минут 5-7 уходит на объяснения - что это за место и что здесь будет происходить. Фамилию героя переиначивают - из Трусевича (реальная фамилия вратаря киевской команды) в Раневича. Вот только мотивы поступков становятся отличными от прежних, в советских кинокартинах. Конкретно за Родину герои не слишком готовы биться и вообще не очень-то и задумываются о ее судьбах. Побудительные мотивы к действию обычны и не так уж возвышенны, зато понятны - желание защитить любимую, отстоять свои честь и достоинство, спасти жизнь девочки, избежавшей гибели в Бабьем Яре. То есть Малюков пытается перевести повествование на микроуровень истории, демифологизируя войну. Хотя в этом смысле и сценаристы, и режиссер не оригинальны - отстраниться от мифа о войне, вырваться из канонов пробовали еще шестидесятники и перестроечные режиссеры. К тому же совсем отказаться от мифа создатели "Матча" тоже, по всей видимости, не в силах. Слишком уж сильно по драматическому накалу сказание, сочиненное отечественной пропагандой. Но и как любое сказание, оно не лишено одномерности.

Карен Шахназаров в "Белом тигре" заходит на территорию, где рациональное сталкивается с иррациональным и в растерянности отступает. И это верно, ибо никаким разумом невозможно постичь как, каким образом люди вынесли тот ад, в который их ввергли, и потому что природа войны противоестественна, а значит - иррациональна. Наверное, впервые в нашем кино о войне решились говорить вслух как о мистической схватке, хотя и идущей в осязаемом пространстве. С обеих сторон - ожившие мертвецы: русский танкист Иван Незнамов (Алексей Вертков) и немецкий танк по имени "Белый тигр". Человек-зомби и машина-зомби, одержимые друг другом, и есть сама суть войны. В этом смысле Илья Бояшов (автор романа), Карен Шахназаров и сценарист Александр Бородянский не то, чтобы совершают эпохальное открытие, но точно делают шаг вперед и отступают от непреложных положений, вырабатываемых десятилетиями. Создателям "Тигра" удалось, то, что российское военное кино почти утратило - поймать живые, подлинные интонации и заставить зрителей погрузиться в действие. Давно уже не было столь убедительного, почти животного существования в кадре исполнителей, даже в эпизодических ролях. А дуэт Алексея Верткова и Виталия Кищенко (оба обладают совершенно феноменальной органикой) и вовсе уникален в своей сыгранности и убедительности.

Хотя, в конечном итоге, никто из нынешних режиссеров все-таки не решается произнести во всеуслышание, четко артикулируя, мысль о том, что Великая Отечественная война была и есть великая трагедия.

Беда же в том, что сегодняшним кинематографистам (за нечастым исключением) практически нечего предъявить уже и в жанре военного кино. После того как родное кинопроизводство и прокат впали в кому, киножанры, бытовавшие в советское время, стали исчезать один за другим, либо их потолок быстро сравнялся с полом. В перестроечно-гласное пору информации о военных событиях вышло и скопилось в избытке: берите, что называется, художественно перерабатывайте и пользуйтесь. Меж тем, редко кому удается добраться даже до уровня картин вроде "Двое в степи", "Горячий снег" или "Порох". Не говоря об "Ивановом детстве", "Летят журавли", "Восхождении" или "Проверке на дорогах" (на это, кажется, в здравом уме уже давно никто и не рассчитывает). Из старых шахт, что казались неисчерпаемыми, сейчас идет пустая порода, а разрабатывать и строить новые - накладно. Несмотря на все бОльшую бессодержательность и изношенность привычных мифологем.

©СеверИнформ, 2012 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Воскресенье, 16 июня 2024 г.
17:04 Вологодская обл
 

Ремонт ГДК идет и под дождем

15:46 Вологодская обл
 

От удара молнии загорелся чердак

14:56 Вологодская обл
 

Федералы оплатят вологодский Кремль

14:42 РОССИЯ
 

Госдума предложила освобождать от учебы студентов доноров

12:54 Вологодская обл
 

Строительство здания лицея не помешает лыжной трассе на «Локомотиве»

12:29 Вологодская обл
 

Череповчанка «дарила» прописку приезжим

11:26 Вологодская обл
 

Мама с 5-летним сыном спасалась от дыма на балконе

10:48 Вологодская обл
 

Вологодский Отелло сядет на 9 лет и заплатит родственникам убитого

10:16 Вологодская обл
 

9-классник покончил с собой из-за результатов ГИА

10:01 Вологодская обл
 

На Некрасовском мосту начали устанавливать пролет

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования