Антимонопольная служба: В Санкт-Петербурге выявлено 4 случая ценового сговора компаний
"С начала 2012 года Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу выявило 4 случая ценового сговора при заключении госзаказа", - заявил журналистам сегодня, 14 сентября, заместитель руководителя УФАС по Санкт-Петербургу Петр Яковлев. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Петр Яковлев отметил, что все четыре случая относятся к сфере медицины.
Как уточнил Яковлев, так называемый сговор по ценам "не совсем относится к системе государственного заказа, скорее это относится к сфере защиты конкуренции, так как сговор между хозяйствующими субъектами".
Из недавних нарушений в сфере госзаказа медицинского оборудования Петр Яковлев назвал случай сговора ЗАО "ИНКАРТ" (производитель оборудования) и ООО "Торговый дом "Инкарт" (поставщик оборудования), которые выиграли в конкурсе на поставку 32 городским поликлиникам систем суточного кардиомониторинга. "В середине августа 2012 году компаниям был назначен штраф в размере 1,7 млн. рублей", - сообщил Яковлев. Остальные три из четырех случаев Яковлев не назвал, сославшись на то, что по данным делам еще идут разбирательства, и пока компании не привлечены к административной ответственности и, соответственно, штрафы еще не наложены.
Петр Яковлев рассказал о наиболее распространенных нарушениях в государственных тендерах по закупке высокотехнологичного медицинского оборудования. "Томографы, рентгеновские аппараты - это все очень дорого, это привлекает внимания производителей. Иногда конкурсная документация содержит ограничения по техническим характеристикам, которые позволяют только одному производителю участвовать в торгах. Это наиболее распространенные нарушения в этой сфере, - пояснил Яковлев, - К тому же рынок такой техники очень узкий. Производителей томографов в мире всего 5. То есть техники не так много, поэтому составить документацию под одну конкретную компанию в этой сфере легче". Но Яковлев подчеркнул, что не всегда составление документации под одного производителя имеет корыстную цель. Например, в клинике вся аппаратура может быть заточена под одну конкретную марку техники, поэтому при составлении конкурсной документации под эту технику и пишут условия.
С лекарствами, по словам Яковлева, "ситуация лучше", но и выявить нарушения сложнее. "Если, например, документация тендера составлена под одну компанию, то это чрезвычайно сложно выявить, когда какое-либо лекарство производит несметное количество производителей по всему миру, - объяснил Яковлев, - Поэтому, чем шире рынок, тем сложнее выявить нарушения".
Кроме того, по словам Яковлева, с начала 2012 года УФАС определило штрафы для должностных лиц общей суммой около 9 млн. рублей, из которых порядка 6 млн. выплачено, остальные дела обжалуются в суде. Также Яковлев сообщил, что пока прецедентов дисквалификации не было.
"Но мы попробуем один из прецедентов создать относительно руководителя ГУЖА одного из санкт-петербургских районов, на которого за только сентябрь было наложено 12 административных штрафов. УФАС сейчас рассматривает вопрос об инициировании его дисквалификации", - рассказал Яковлев, но не рапространился на счет названия района или имени руководителя ГУЖА.
По словам Петра Яковлева, с начала 2012 года было выявлено порядка 300 нарушений в сфере государственного заказа. Среди лидеров по количеству нарушений Яковлев выделил такие сферы госзакупок, как благоустройство, медицина, "поскольку это очень серьезные расходы денежных средств не только из городского бюджета, но и муниципальных", а также строительство. Напомним, что с начала 2012 года в Санкт-Петербурге оформлено 252 тыс. процедур по госзакупкам на общую сумму в 170 млрд. рублей. Ежегодно, по данным комитета по финансовому контролю Санкт-Петербурга, город тратит около 200 млрд. рублей на госзаказы.