Следующая реставрация ограды дворца Шереметевых - не ранее, чем через 150 лет - эксперт
Специалисты петербургского комитета по государственному использованию и охране памятников истории и культуры гарантируют, что следующая реставрация уникальной ограды Шереметевского дворца понадобится не ранее, чем через 150 лет. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 14 мая, на пресс-конференции сообщила сотрудник петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), главный специалист отдела Центрального района Галина Недашковская.
"Завершение реставрации ограды Шереметевского дворца в 2012 году - один из важнейших этапов празднования 300-летнего юбилея усадьбы Шереметевых, - говорит директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, который расположен во дворце, Наталья Метелица, - в одном ряду с реставрацией стоят также такие события, как открытие историко-художественной выставки "Встреча через 300-лет. Судьбы Фонтанного дома. Мы также ждем подтверждения финансирования реставрационных работ на фасаде дворца".
"Нынешняя реставрация ограды, созданной по проекту архитектора Корсини в 1837-38 годах, была проведена в лучших традициях ленинградской реставрационной школы, когда не солгали ни в чем", - заявил сегодня главный специалист Управления экспертиз, реставрационных программ и систематизации информации Борис Матвеев.
Ограда не знала полномасштабной реставрации более века, в 2008 году эксперты констатировали предаварийное состояние, приходилось проволочками прикручивать отдельные детали, чтобы они не отвалились. Проект реставрации был подготовлен еще в 2002 году, но лишь в 2010 году из бюджета города по адресной программе были выделены средства. Чтобы провести работы качественно, пришлось провести полный демонтаж ограды вместе с цоколем, вес которого более 7тонн 700 кг. "Когда демонтировали цоколь, увидели исторические основания - гранитную плиту и известковые блоки, - рассказала Недашковская, - блоки были разрушены, их заменили на новые и укрепили железобетонной рубашкой". В общей сложности, на реставрацию уникальной ограды понадобилось свыше 47 млн рублей, из них 18,5 бюджетных средств и 28 млн из Фонда развития Санкт-Петербурга. Утраты элементов ограды составляли 35%. "К сожалению, степень сохранности подлинного герба рода Шереметевых оказалась невысокой, а некоторые его элементы были утрачены, - рассказывает директор компании-подрядчика ООО "Стройтехуслуги"Сергей Блинов. - Так, в годы установления советской власти были сбиты и утеряны корона над щитом, лента с девизом рода Шереметевых, хвосты и лапы львов. Все это мы бережно воссоздали по архивным документам. И герб не только внешне соответствует историческому, даже технологии, по которым воссоздавались утраченные детали, являются полным аналогом историческим".
В 90-е годы XX века были проведены отдельные виды реставрационных работ на ограде, при этом часть утраченных чугунных исторических деталей были заменены на силуминовые. Ныне "оград узор чугунный" полностью восстановлен. Снова на воротах -два фонаря из золоченой бронзы и молочного стекла, но плафоны пришлось отливать в пензенской области, так как в Санкт-Петербурге такой возможности не оказалось. Вернули ограде и исторический цвет - из черной она стала темно-зеленой, колера под названием "венецианская ярь".
Экс-глава КГИОП, а ныне директор музея-заповедника "Павловск" Вера Дементьева вспомнила, как приходила на прием к Валентине Матвиенко, тогдашнему вице-губернатору Михаилу Осеевскому, курировавшему городскую экономику, чтобы убедить выделить в кризисный год финансирование на реставрацию. А председатель Совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина отметила, что " проект реставрации ограды дала возможность работать многим реставраторам".
Напомним, что Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге - дом известнейшего российского графского рода, который всю свою дореволюционную историю. Принадлежал одной семье и потом был добровольно передан владельцем Советской власти. Дворец был построен в 1750-х годах, до сих пор идут споры об авторстве проекта - Савва Чевакинский или Ф.-Б. Растрелли. Дворец является ярким образцом русского барокко.