Это лето выдалось особенно теплым, и тем, кому не удалось вырваться в отпуск, приходится спасаться от жары, что называется, «рядом с домом» - уезжать на дачу или просто за город. В редакцию ИА «СеверИнформ» в этом году пришло множество жалоб на условия перевозки пассажиров и переполненность пригородных автобусов на некоторых маршрутах.
Насколько безопасно перевозить людей на достаточно далекие расстояния буквально как «сельдей в бочке»? И соответствует ли правилам такая перевозка пассажиров?
Эти и другие вопросы мы задали гендиректору АО «Дирекция по организации автобусных перевозок» Михаилу Янину и сотрудникам ГИБДД.
- Михаил Васильевич, что сейчас происходит с пассажиропотоком на пригородных перевозках? Растет он или снижается?
- Пассажиропоток снижается, причем не только у нас, но и в близлежащих областях. Самая распространенная причина — приобретение своего личного транспорта. Люди все чаще покупают автомобили и добираются в пригород на своих машинах. Либо на попутках, ищут попутчиков и едут.
- На сколько снизился пассажиропоток по сравнению с прошлым годом?
- По нашему автовокзалу ненамного — на 5%.
Пассажиропоток на пригородных перевозках сейчас снижается по всему Северо-Западу
- Каково состояние автобусного парка при вологодском автовокзале?
- Ни для кого не секрет, что износ автопарка у нас очень большой. Спасают ситуацию только частные перевозчики со своим транспортом. У них он «свежий», а вот у тех предприятий, что уже давно занимаются перевозками — с парком большие проблемы. Но надо отметить, что доля частных перевозчиков, по крайней мере, в Вологодском районе значительно превышает старые предприятия.
- Какие проблемы существуют сейчас в пригородных перевозках? Приходится ли говорить о переполненности автобусов, о давке в салоне как о постоянной проблеме?
Это частные, не показательные случаи. Например, 16 июля в субботу в Кадникове был День города (одна из жалоб наших читателей была связана именно с переполненностью автобусов на маршруте «Вологда — Кадников» - прим.ред.). Перевозчик привык, что в пятницу народ массово едет за город, а в воскресенье возвращается, и выставляет по два автобуса на маршрут. А тут из-за праздника народ массово поехал в субботу. Поэтому автобусы заполнялись полностью, хотя обычно в субботу пассажиропоток меньше. И в воскресенье потом тоже много людей возвращалось в Вологду.
- А каким образом продаются билеты на пригородные автобусы? Почему так получается, что люди едут в тесноте?
- Билеты продаются строго по регламенту. Есть два понятия: общее количество мест в автобусе и общая вместимость. Сидячих мест, например, может быть 25, а общая вместимость — 40 человек. Тогда еще 15 будут ехать в автобусе стоя, держась за поручни. И мы продаем билеты строго по вместимости автобуса. Это заложено в программе продажи билетов на рейс. То есть технически невозможно продать билетов больше, чем прописано в технических характеристиках автобуса. У каждого автобуса они свои.
Нас заверили, что билеты продаются строго по вместимости автобусов
- Всегда ли можно приобрести билет на нужный человеку маршрут?
- Всегда. Сейчас в большинстве случаев заполняемость автобусов не полная. Например, федотовское направление. Там частота рейсов большая, но пассажиров — всего 5-6 человек в автобусе. А где-то пассажиропоток не то что больше, а стабильнее. Это не значит, что перевозчики не справляются. Из таких стабильных маршрутов можно назвать дачи в Можайском. На сегодняшний день я не вижу нигде таких проблем, чтобы люди не могли уехать за город.
- Предусмотрены ли страховки для пассажиров в пригородных автобусах в случае ДТП, например?
- Безусловно. Люди в любом случае застрахованы, страхует их перевозчик. То есть, если что-то случается, пассажир должен обратиться в страховую компанию, с которой у перевозчика заключен договор. Без него — договора — перевозчика просто не пустят на маршрут. К слову, за последнее время пригородные автобусы не попадали в ДТП ни разу.
В таком автобусе могут ехать до 40 человек
- А на междугородних рейсах каким образом продаются билеты?
- На междугородние автобусы билеты продаются только с местами. Это опять же согласно нормативам, здесь мы тоже ничего не нарушаем. Замечу, что и здесь пассажиропоток в целом имеет тенденцию к снижению, особенно на восточных направлениях.
С вопросами о безопасности перевозки пассажиров в переполненном транспорте мы обратились к сотрудникам ГИБДД. В полиции нам пояснили, что это «палка о двух концах».
- К сожалению, это данность нашего времени. И в пригород автобусы уходят заполненные «под завязку», и в городе мы часто сталкиваемся с тем, что люди едут в давке. Вероятность того, что перевозчики «хитрят», исключать нельзя. Насколько это все законно — сказать и проверить сложно. Представьте, какое возмущение поднимется среди пассажиров, если полиция начнет проверять абсолютно каждый автобус, который как-то не соответствует нормам, особенно в час пик, например. Могу сказать точно только, что специальных проверок на тему соответствия количества пассажиров в автобусе и общей вместимости, прописанной в технической характеристиках транспортного средства, на сегодняшний день не проводится, - рассказал нам инспектор группы по пропаганде безопасности дорожного движения ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Вологодской области Виталий Окусков.
В таких условиях по жаре можно проехать пару остановок в городе, но никак не час до другого района
Если переполненный пригородный автобус попадет где-то в ДТП, и сотрудники полиции выяснят, что число пассажиров не соответствует характеристикам, водителя и перевозчика ждет крупный штраф, вплоть до лишения лицензии на перевозку пассажиров.
- Еще момент, многие пригородные автобусы проходят по федеральным трассам, а на них всегда существует повышенная опасность для водителей. Поэтому, с одной стороны, было бы целесообразно ужесточить регламент пригородных перевозок, уменьшить общую вместимость транспорта, например. Но с другой стороны, обеспечат ли автобусами маршрут, чтобы все могли уехать за город? Боюсь, что тогда у нас люди совсем без транспорта останутся, - отметил инспектор.
Специальных проверок на предмет соответствия количества пассажиров в автобусе и общей вместимости сейчас не проводят
Что получается в итоге:
Перевозка людей стоя вполне соответствует правилам, но по факту соотношение количества пассажиров и числа мест в автобусе никто из контролирующих органов не проверяет;
Изменение законов и нормативов может стать причиной настоящей волны народного негодования: если все будут сидеть, автобусов просто не хватит. А люди, скорее всего, предпочтут час-другой потерпеть, чем вообще никуда не уехать.
Вывод напрашивается сам собой: в этом вопросе, по крайней мере, в настоящее время, можно полагаться только на честность перевозчиков и контроль «сверху». Хотя пожаловаться на переполненность автобусов можно и перевозчикам, и в Департамент дорожного хозяйства и транспорта, который выдает свидетельства на перевозку пассажиров, вопросы и грусть вызывают и те, и другие.