Аналитический комментарий
Представляем очередной Рейтинг Фонда "Петербургская политика" за февраль 2014 года, подготовленный при информационной поддержке ИА REGNUM и Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям.
Вплоть до эскалации российско-украинского конфликта в конце февраля главным событием месяца оставалось проведение Зимних Олимпийских игр. Можно ожидать, что по их итогам сочинский инфраструктурный проект будет признан наиболее успешным и образцовым для территорий, где запланировано проведение крупных мероприятий международного уровня. Приоритетным направлением станут города проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Что касается регионов, где в ближайшие годы должны быть проведены крупные неспортивные мероприятия (например, международные форумы, саммиты), то вопрос о федеральном финансировании соответствующих проектов может оказаться более спорным.
Те регионы, представители которых завоевали наибольшее количество медалей, рассчитывали на получение максимальных имиджевых и административных преференций. Интересно, что первая "пятерка" (Москва, Московская область, Красноярский край, Краснодарский край, Санкт-Петербург) почти полностью совпадает с первой пятеркой во Втором рейтинге развития командных игровых видов спорта в Российской Федерации, опубликованном Фондом "Петербургская политика" и газетой "Спорт-Экспресс" 8 февраля (Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край - см. более подробно http://fpp.spb.ru/fpp-sport2 ).
Представительство российских регионов среди медалистов Зимних Олимпийских игр в Сочи
В то же время стремительное вымывание спортивной тематики из постолимпийской повестки дня может оказаться невыигрышным для добившихся успеха в Сочи регионов. Обострение российско-украинского конфликта ставит регионы в двойственное положение. С одной стороны, у части из них возникает соблазн предъявить собственные "заслуги" в идущей кампании - от приема "беженцев" в приграничных территориях до инициативы переезда граждан с Украины на Дальний Восток. С другой - вполне вероятно, что предложение Центра к регионам "помочь" Крыму не будет сопровождаться дезавуированием прежних приоритетов - например, исполнением майских президентских указов, что усилит и без того стрессовую нагрузку на местные бюджеты. Наконец, неоднозначный фон для местных экономик создаст продолжающаяся девальвация рубля, возможные последствия которой были описаны в предыдущем Рейтинге (http://fpp.spb.ru/fpp-rating-2014-01 )
Из собственно региональных тем февраля можно выделить новые назначения губернаторов и дискуссии вокруг муниципальной реформы. Если в январе перестановки в корпусе глав регионов шли скорее по консервативному сценарию (продление полномочий Александра Бердникова и Никиты Белых против досрочной отставки Михаила Юревича), то в феврале из 5 кадровых решений только в одном случае - Псковской области - полномочия губернатора были продлены. В остальных субъектах Федерации не было общего сценария смены власти: наряду с относительной преемственностью в Удмуртии и частичной преемственностью в Курганской области в Орле врио губернатора был назначен представитель КПРФ, а в Ненецком автономном округе - фактический лидер внутриэлитной и внутрипартийной оппозиции губернатору. После того как основной пакет назначений в регионах, где кончался срок полномочий губернатора, прошел, интрига будет разворачиваться вокруг досрочных выборов - как в территориях, где досрочные выборы по сценарию Собянина лоббируют главы регионов (например, в Мурманской области), так и в регионах, где развернется борьба за досрочный уход действующих глав (как это было в Челябинской области). Что же касается проекта муниципальной реформы, идущая дискуссия выявила разноречивость подходов ключевых участников. Как следствие, открывается возможность двух сценариев - либо продавливание волевым усилием из Москвы конкретной схемы, либо подтверждение "многоукладности" с правом выбора схемы муниципального управления за самими территориями. Впрочем, даже в этом случае политически слабым регионам, возможно, придется принять схему, "рекомендованную" федеральным Центром - как это уже было во время принятия местных законов о муниципальных фильтрах на губернаторских выборах.
Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"
11 марта 2014 года
Топ-10 событий месяца в региональной политике
1. Зимние Олимпийские игры в Сочи
2. Вовлечение части регионов РФ в российско-украинский конфликт
3. Отставки губернаторов Удмуртии, Курганской, Орловской областей и Ненецкого автономного округа
4. Развитие дискуссий вокруг проекта муниципальной реформы
5. Назначение Андрея Турчака временно исполняющим обязанности губернатора Псковской области
6. Инициатива назначения федеральных представителей в Совет Федерации
7. Дискуссия вокруг предложений Минэкономразвития РФ о закрытии неперспективных моногородов
8. Подготовка к выборам мэра Новосибирска
9. Объявление о сокращении производства автомобилей Ульяновским автозаводом, петербургским заводом General Motors и "АвтоВАЗом"
10. Заявление владельца Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина о возможности банкротства некоторых российских металлургических компаний
Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости
2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)
3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)
4. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)
Краткое описание Рейтинга
Рейтинг Фонда "Петербургская политика" публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации. Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная. Внутри Рейтинга регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.
В Приложении публикуется Мониторинг важнейших социально-политических событий в субъектах РФ за прошедший месяц. В качестве позитивных, как правило, выделяются события, связанные с улучшением экономической конъюнктуры, привлечением инвесторов, реализацией новых проектов, преодолением внутриполитических кризисов и социальных волнений, получением федеральной поддержки, высокие результаты в различных региональных рейтингах (в том числе в сопоставлении с другими субъектами Федерации). В свою очередь, к негативным относятся события, указывающие на рост социальной, экономической, политической и внутриэлитной напряженности, активное вовлечение правоохранительных органов в политический процесс. Кроме того, как негативные нередко расцениваются серьезные кадровые и организационные изменения, разрушающие прежнюю схему принятия решений: в среднесрочной перспективе такие шаги способны принести положительный эффект, но в момент принятия они часто разрушают привычные для игроков правила игры и повышают общий уровень неопределенности в регионе.
МОНИТОРИНГ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНОВ (февраль 2014)