Пятница,
1 ноября 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Четверг, 10 мая 2012 г. 01:11
ПОЛИТИКА

Дмитрий Семушин: На Русском Севере - факельные шествия этносепаратистов

О варваризации культуры русского общества в Архангельске ярко свидетельствует как "культурный продукт", который производят псевдо-поморы, так и то, как эта "культура" принимается местным обществом и городскими властями. Наиболее ярким культурным символом "возрождения" поморства в Архангельске сейчас стало празднование так называемого "Поморского новолетия" или "Поморского Нового года". Этот мнимый праздник мнимого народа "поморы" уже который год подряд празднуют в Архангельске 14 сентября. Вот программа минувшего мероприятия, прошедшего 2011 г.: новолетие в этот день открыла костюмированная процессия, которая продемонстрировала "традиционные поморские" наряды и обряды. В рамках праздничной программы прошли показательные выступления кадетского объединения "Русичъ" (так! через "ъ", попробуйте произнести шипящий звук "ч" твёрдо). "Бузовская артель" (от слова бузить?) города Северодвинска продемонстрировала зрителям ножевой, палочный и рукопашный бой Древней Руси. "Поморский народный панк" из села Шеговары Эдуард Скрябин играл на гитаре. Все провожали какого-то мальчика - якобы "зуйка" - якобы на промысел. "Поморские жонки", подобрав сарафаны, блуждали в "протопоморском" лабиринте на берегу Двины. "Поморский" волхв в шутовском наряде ходил по набережной с камланием и битьем в бубен шамана и дудением в дуду. А еще были похороны мух и факельное шествие с "поморскими вожами" во главе вечером по набережной. В честь "поморского Новолетия" зажгли костер на качающемся на речных волнах плотике. И такого зрелища, как уверен "поморский возрожденец" Иван Мосеев, нет нигде в мире!

Как выясняется, введение в общественный оборот "традиционного поморского этнического праздника" в Архангельске явилось результатом обычной провинциальной прохиндиады. Изначально идея празднования "Поморского Нового года" родилась в голове у архангельского общественника Александра Тутова. Тутов - не помор. Он костюмированный "казак", которых достаточно развелось со времени перестройки по городам и весям современной России. Местный казачий "атаман" и родоначальник "исторического фехтования" в Архангельской области А.Тутов по специальности врач. Он закончил местный Архангельский медицинский институт. Со студенческой поры его приятелем является другой местный колоритный общественник - главный "помор" и медицинский доктор в САФУ, он же по совместительству "эксперт по оффшорной добыче нефти" - Иван Мосеев. А.Тутов порой рядится в казачий мундир непонятного казачьего войска, а И.Мосеев - в костюм поморского племенного вождя.

Оба эти массовика-затейника в противоестественном союзе уже который год своеобразно "обслуживают" духовные интересы и культурные запросы местного городского сообщества, докучая местным градоначальникам разного рода инициативами: "казак" при этом играет на ниве общественного "патриотизма", а "помор" - регионализма и этносепаратизма. Соответственно "казак" А.Тутов сейчас руководит архангельским отделением "Народного собора", а ментальный и, как он считает, генетический "угро-финн" И.Мосеев состоит "президентом" Ассоциации поморов Архангельской области. Однако мнимые крайности политических полюсов не мешают А.Тутову и И.Мосееву оставаться друзьями и действовать солидарно в разного рода общественных начинаниях. Так случилось, в частности, и в 2001 г., когда два друга-общественника убедили городскую администрацию в Архангельске устроить "поморский праздник". Тутов связывал эту затею с родившимся недавно из книг регионом "Поморье", а Мосеев с мнимым "коренным народом поморы", это "Поморье" якобы населяющим. Так и пошла с той поры эта провинциальная затейка. Лет через пять А.Тутову она надоела и организацию праздника перехватило молодое поколение "коренных поморов". Во главе дела стал глава "общины поморов" очередной поморский самозванец в Архангельске - Павел Есипов. По своему мировоззрению П.Есипов - убежденный язычник. Это его свойство наложило отпечаток на все дальнейшее празднование "Поморского новолетия". Стараниями П.Есипова его "общинниками" на берегу Двины был выложен лабиринт в подражание валунным Соловецким лабиринтам, то ли I, то ли II тысячелетия до Рождества Христова, и устроено капище с деревянными идолами. Еще одно языческое капище с поморскими идолами было поставлено где-то в лесу под Архангельском. "Община поморов" даже обзавелась волхвом, роль которого на себя взял местный художник Вячеслав Ларионов, вообразивший себя шаманом. В данном случае "поморы" стали строить современную субкультуру, сродни каким-нибудь "готам" и "эмо".

Собственно, какое отношение к настоящим историческим поморам, жившим в прошлом и живущим сейчас на Поморском берегу Белого моря, имеют все эти камлания и гуляния на берегу Северной Двины под видом празднования "Поморского новолетия" в Архангельске? Абсолютно никакого! На самом деле, Симеонов день (1 сентября по старому стилю, 14 - по новому) не имеет никакого отношения к культуре исторических настоящих поморов, живших на Поморском берегу Белого моря в ХVI-ХIХ вв. Этот день никогда особо не отмечался подлинными поморами в прошлом. В этом нетрудно убедиться, обратившись к исследованию, посвященному поморским праздникам, этнографа Татьяны Бернштам. [1]

Праздничный календарь настоящих поморов ничем не отличался от праздничного календаря прочих русских. Праздники эти были церковными, первейшим и важнейшим из которых была Пасха. Хотите праздновать поморские праздники - празднуйте Пасху, Рождество Христово, Вознесение - не ошибетесь. Что касается "новолетия" - то в допетровской России это был церковно-государственный праздник. Календарь в России с византийским годом и сентябрьским новолетием использовался с 1493 по 1699 г.: 1 сентября по старому Юлианскому стилю (сейчас по новому Григорианскому календарю - 14 сентября) - это день св. Симеона Столпника. В ХVII в. празднование новолетия открывалось вечерней службой 31 августа, после которой совершалось "молебное пение по новолетию, а иногда и Симеону Столпнику". В полночь церковный колокол на звоннице возвещал о наступлении Нового года. Кульминацией новогоднего праздника на следующий день было "действо нового лета или многолетнего здравия" (другое название - "чин препровождения лету"). Отправлялось оно на площади перед храмом между утреней и обедней при стечении народа. Особенно торжественно "действие многолетнего здравия" отмечалось в столице Российского царства - в Москве. Оно начиналось крестным ходом на площади перед Иваном Великим в Кремле. Главными действующими лицами в нем были царь и патриарх. В завершении церемонии царь и народ обменивались здравицами. После обмена благими пожеланиями между царем и народом следовали раздача царских пирогов приближенным и царской милостыни (денег) народу. После чего царь принимал челобитные. В продолжение праздника народ по церковному благовесту расходился по своим приходским церквам. Отстояв обедню, люди для поздравления с наступлением нового года навещали старших в роду. Сентябрьским новолетием начинался "круг церковный" праздников. Поэтому оно приравнивалось к великим церковным праздникам. В этот день благочестивые люди считали своим христианским долгом помочь бедным, сирым, больным и убогим. Они посещали странноприимные дома и остроги, посылали туда милостыню и всякого рода кушанья, раздавали милостыню нищим, одаривали деньгами, одеждой, пищей бедняков.[2]

Что общего между подобным празднованием подлинного "Новолетия" в старой России и тем, что нам предлагают псевдо-поморы в Архангельске? Ровным счетом ничего. Современное празднование "Поморского новолетия" в этом городе, на самом деле, связано не с традицией, с прошлым, а с современным кризисом культуры постмодерна, с его стремлением уйти от действительности в виртуальные миры. На самом деле, откуда "поморские язычники" могут знать, как выглядели чудские идолы на Двине? Только из произведений современной массовой культуры, из какого-нибудь мультфильма о князе Владимире. Откуда А.Тутов может знать о технике фехтования и "бое палками" в Древней Руси? Из романов Толкиена, цветных исторических блокбастеров и клубов азиатских боевых искусств. Поэтому то, что предлагают нам организаторы "поморского новолетия" в Архангельске вместо традиции и классической культуры, является современным массовым шоу. И шоу это представляется особо неприглядным, поскольку помножено оно на местную материальную и духовную бедность, представленную на фоне декораций элементарного упадка материальной городской культуры.

* * *

[1] См. главу 3: " Календарь, верования, фольклор" в кн.: Бернштам Т. А. Народная культура Поморья. М., 2008. С. 148-219.

[2] Русские. Под ред. В.А.Александров, И.В.Власова, Н.С.Полищук. М., 1999. С. 576-577.

©СеверИнформ, 2012 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Пятница, 1 ноября 2024 г.
16:47 Вологодская обл
 

В Череповце зимой можно будет прокатиться на «чертовом» колесе (ФОТО)

16:31 Вологодская обл
 

Двух утопленников достали из Катромского озера

15:20 Вологодская обл
 

Шубы вору оказалось недостаточно

14:55 Вологодская обл
 

6 тысяч лет назад на берегу Сиверского озера слепили глиняный горшок (ФОТО)

14:18 Вологодская обл
 

Мэр Вологды: «Опора при развитии города будет сделана на мнение жителей»

13:53 Вологодская обл
 

С начала месяца не было такого скачка заболеваемостью ковидом

13:17 Вологодская обл
 

На Белом озере пропал человек

12:59 Вологодская обл
 

Мемориал славы отреставрируют до Дня Победы

12:40 Вологодская обл
 

Неисправная труба оставила хозяина без колес

11:45 Вологодская обл
 

Полицейским пришлось стрелять по машине, чтобы остановить неадеквата

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
Яндекс.Метрика