Суббота,
1 июня 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Понедельник, 9 июля 2012 г. 10:41
ПОЛИТИКА

Дмитрий Семушин: Российский совет по международным делам призывает Россию к разоружению и уступкам в Арктике

Несмотря на конфронтационный, по сути, курс США и их союзников в Арктике, нацеленный на ущемление российских интересов, Россия должна и дальше проводить в Арктическом регионе политику "международного сотрудничества". Так, по-видимому, считает работающий при МИДе Российский совет по международным делам (РСМД), опубликовавший 4 июля 2012 года статью профессоров Валерия Конышева и Александра Сергунина "Арктическая стратегия США". (1) Но, как этого добиться, если "американский партнер" старательно не замечает российскую дипломатию с ее отстаиванием "российских интересов" в Арктике и не желает иметь с ней дел по этому поводу? Очевидно, только путем односторонних уступок в важных областях - считают проф. Конышев и проф. Сергунин. Остается только подобную область определить. Заметим, что прецедент подобного рода уже имеется в арктических наработках российского МИДа - это достигнутое 15 сентября 2010 года соглашение о морской границе между Российской Федерацией и Норвегией. Уступка была сделана в надежде получения от Норвегии технологий по шельфовой добыче нефти и газа и включение в норвежские заказы российских предприятий, с их последующей модернизацией под руководством норвежцев. Но вот весной 2012 года норвежская государственная газонефтяная компания Statoil стала заявлять о своем желании выйти из проекта Штокман, несмотря на грозящие ей финансовые потери. Возникает вопрос, приведет ли новое соглашение от 5 мая 2012 года Statoil и "Роснефти" к размещению заказов на строительство морских буровых платформ и оборудования на российских предприятиях?

Отметим, что профессора из Петербурга - авторы "Арктической стратегии США" предложили мидовскому РСМД явно "залежавшийся товар". Текст статьи прямо свидетельствует о незнании авторами последнего крупного политического события в регионе - визита госсекретаря Хиллари Клинтон в конце мая - начале июня 2012 года в Скандинавию и в Норвегию, в частности, и визита Клинтон в Финляндию в конце июня этого же года. Статья Конышева и Сергунина на международную политическую тематику лишена, таким образом, самого главного - признаков актуальности.

Проф. Конышев занимается в СПбГУ исследованием военной стратегии США и является руководителем фундаментальной научно-исследовательской работы СПбГУ по теме "Оптимизация внешней политики Российской Федерации в Арктике" (2011-2012 годов). О том, как эту политику "оптимизировать" в Арктическом регионе проф. Конышев и проф. Сергунин поведали в 2011 году в их совместной монографии. (2) При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что в своей статье, опубликованной РСМД, они повторили в очередной раз уже озвученные ранее ими идеи. В частности, статья является конспектом главы 3 упомянутой авторской монографии, к которому было добавлено одно оригинальное новое предложение.

Основной тезис статьи - в условиях обострения конкуренции за ресурсы Арктики для России актуально выстраивать политику сотрудничества с США. Профессора из Санкт-Петербурга задают два вопроса: имеется ли потенциал для сотрудничества США и России? Или США ориентированы на проведение одностороннего курса в Арктическом регионе? Здесь сразу же обращает на себя логическая несообразность, допущенная авторами статьи. Потенциал для сотрудничества, разумеется, в любом случае есть. Его просто не может не быть. Но как "потенциал сотрудничества" может быть непосредственно связан с действием или намерением, в данном случае, США. Очевидно, что обязательной связи здесь быть не может. Т. е. потенциал для сотрудничества есть - это арктические ресурсы, но США, учитывая этот "потенциал", и проводят "односторонний", по определению профессоров из Санкт-Петербурга, курс. По мнению авторов, развитие отношений США и России в Арктике будет зависеть от того, сохранят ли США свой нынешний курс на преимущественно якобы односторонние действия в регионе, или они сделают выбор в пользу многостороннего сотрудничества.

Но действительно ли этот курс настолько сейчас односторонен? Согласно директиве президента США по национальной безопасности и внутренней безопасности от 12 января 2009 года, Соединенные Штаты готовы действовать независимо или в союзе с другими государствами для защиты своих интересов в Арктике. При простом рассмотрении становится очевидным, что США в регионе Арктики проводили, проводят и намерены дальше проводить политику совместно со своими союзниками по блоку НАТО - Норвегией, Данией и Канадой. Более того, в арктическом регионе США сейчас успешно взаимодействуют на двусторонней основе со Швецией и Финляндией, формально к этому блоку не принадлежащими. Об этом и свидетельствует незамеченный профессорами из Петербурга и всем РСМД недавний визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в скандинавские страны: Данию, Норвегию и Швецию, чуть позднее в Финляндию. В случае с Норвегией во время визита Клинтон речь конкретно шла об Арктике. Следовательно, то, что проф. Конышев и Сергунин называют "односторонним курсом" США в Арктике, является более или менее согласованной политикой Запада в этом регионе. Идет ли речь о Северном совете, Арктическом совете каких-либо конфликтов этих организаций с США не наблюдается. Более того, Норвегия в частном случае Баренцева-региона изначально работает с Россией в русле стратегии, разработанной в Вашингтоне.

Авторы рассматриваемой статьи утверждают, что США фактически "выталкивают" из арктических дел такие международные организации, как Арктический совет и Совет Баренцева региона. Как выясняется опять, вовсе нет. Конышев и Сергунин в данном случае явно ошибаются и вводят РСМД в заблуждение. Во время своего визита на север Норвегии в Тромсё 2 июня 2012 года госсекретарь Хиллари Клинтон сделала заявление, что Соединенные Штаты и Норвегия осуществляют тесную координацию для того, чтобы Арктический совет стал важным и ключевым местом определения будущего Арктики. Более того, как выясняется, США поддерживает идею создания постоянного секретариата Арктического совета с дислокацией его в норвежском Тромсё, объявленной Клинтон и Сторе "столицей Арктики". Таким образом, противоречия между США и НАТО, с одной стороны, и региональными организациями, в которых работают скандинавы, надуманы авторами. И содержание опубликованной госдепом пресс-конференции министра иностранных дел Норвегии Йонаса Сторе и госсекретаря США Хилари Клинтон полностью подтверждает это. Норвегия считает необходимым повышение внимания НАТО к Арктике, включение арктических вопросов в сферу интересов альянса. "Односторонняя", по Конышеву и Сергунину, политика США в Арктике на поверку оказывается согласованной многосторонней политикой ведомого США Запада. Поэтому с НАТО или без НАТО у Российской Федерации нет союзников ни в Арктическом совете, ни в совете Баренцева региона. Здесь не надо строить иллюзий и надеяться на перспективы сотрудничества в этом отношении со скандинавами, особенно с норвежцами. США, на самом деле, сейчас проводят в Арктике многостороннюю политику, учитывающую собственные интересы и интересы своих союзников. Российская Федерация оказывается вне ее круга, независимо от желания или нежелания "сотрудничать" с США в этом стратегическом регионе.

Ссылаясь на "многих экспертов", Валерий Конышев и Александр Сергунин утверждают о смене мотиваций деятельности Вашингтона на крайнем Севере после 2004 года. Если в период холодной войны главным было военно-стратегическое противоборство с СССР, пишут они, то сейчас основное значение имеют экономические интересы - доступ к нефтегазовым ресурсам Арктики. Так ли это? Не значит ли это, что авторам публикации для РСМД просто хотелось бы, чтобы военно-стратегический аспект отошел на второй план при рассмотрении российско-американских отношений в Арктике? Или они хотели бы этот фактор искусственно устранить? Ведь публикуемый далее комментарий авторов Директивы по арктической политике США от 12 января 2009 года доказывает прямо противоположное. В этом документе речь как раз и идет о неизменности военно-стратегических интересов США в Арктике. Повторяются положения о стратегическом сдерживании, ведении морских операций, раннем предупреждении, развертывании ПРО и использовании наземных и морских средств для стратегической переброски сил в Арктику. Поэтому неслучайно, что вопреки заявленной авторами статьи "смены мотиваций", столь созвучной американской риторике "политики перезагрузки", с военно-стратегического противоборства на экономическое проникновение как раз и не произошло. И нет признаков, что это может произойти в ближайшем будущем. И то и другое прекрасно сочетается в американской арктической стратегии. Поэтому в итоге Конышев и Сергунин вынуждены констатировать: "В арктической стратегии США оставляют за собой право действий не просто в одностороннем порядке, но и осуществлять контроль пространств Арктики за пределами юридически обоснованных разграничительных линий... Очевидно, что США вместе с другими странами Запада планируют усиливать многостороннее военное сотрудничество в Арктике".

Валерий Конышев в Санкт-Петербургском университете занимается изучением военных стратегий пост-ядерного века, но при этом, как свидетельствует текст статьи, он не знает элементарной конкретики. "Регион Арктики сохраняет важное стратегическое значение для ядерного подводного флота США, - утверждает он, - С позиций на северо-востоке Баренцева моря США могут поразить большинство важных целей, поскольку здесь пролегают кратчайшие траектории для баллистических ракет, направленных из восточного в западное полушарие". Здесь он как раз и ошибается. В Баренцевом море нет позиций американских ПЛАРБ. При дальности стрельб Трайдент II-D5 (боеголовка 14 W76 - 11 тыс. км) для этого совсем нет необходимости. Данная система, размещенная на ПЛАРБ типа "Огайо", может быть успешно применена по целям на территории Российской Федерации даже из Индийского океана. Другое дело, что в Баренцевом море патрулируют американские многоцелевые АПЛ, наблюдающие за выходами из российских военно-морских баз на Кольском полуострове и последующими движениями российских атомных подводных лодок ПЛАРБ и ПЛАРК. Осуществляют это в большинстве случаев многоцелевые АПЛ типа "Лос-Анджелес". А подводные суда этого класса, построенные после 1982 года, вооружены сверхточными крылатыми ракетами "Томагавк", имеющими в варианте для атаки береговых объектов ядерными боеголовками дальность 2500 км. В подобном оснащении эти американские АПЛ и представляют стратегическую угрозу для РФ во время их операций в Баренцевом море.

Авторы статьи признают, что США вместе с другими странами Запада планируют усиливать "многостороннее военное сотрудничество" в Арктике. Однако тут же Валерий Конышев и Александр Сергунин рассматривают военную деятельность американцев изолированно от деятельности союзников США по НАТО даже в аспекте стратегических оборонных программ.

В частности, они указали на известное размещение американской системы о ракетном нападении НОРАД на Аляске, но не упомянули знаменитый локатор Глобус II в норвежском Вардё. Эта техническая система, используемая в противоракетной обороне США и электронной разведке, создана американцами, а текущую ее эксплуатацию осуществляют сейчас американские союзники по НАТО - норвежцы.

Обошли вниманием авторы статьи и последние усилия американцев и их союзников на уровне обычных вооруженных сил. В частности, они не упомянули важнейшее событие военного сотрудничества в регионе - крупнейшие за последние 20 лет военные учения НАТО в Норвегии 12-13 марта 2012 года под кодовым названием "Cold Response 2012" (Холодный ответ). В них приняли участи 4 тыс. военнослужащих армии Норвегии и 16 тыс. военнослужащих из 15 стран, в том числе, Канады, Франции, Нидерландов, Великобритании, США и даже Швеции, не входящей в блок и формально нейтральной страны. О какой "односторонности" политики США в Арктическом регионе тогда может идти речь, если и в военно-политическом аспекте прослеживаются согласованные действия США со своими союзниками?

Отметив потенциал противостояния, проф. Конышев и проф. Сергунин попытались наметить области сотрудничества между США и РФ. Они определили пять возможных направлений: обеспечение безопасности морских и авиационных перевозок в арктических широтах; освоение нефтегазовых ресурсов Арктической зоны России; организация трансантарктических маршрутов для авиаперелетов; научное изучение и природоохранная деятельность в Арктике.

Все это, разумеется, является только фоном для главного предложения авторов статьи. В военно-политическом аспекте в отношениях Вашингтона и Москвы назрело укрепление мер взаимного доверия в Арктике в военно-политической области, утверждают Конышев и Сергунин. И далее профессора из Санкт-Петербурга предлагают: "К таким мерам следует отнести взаимное предупреждение о планах передвижения сил военных флотов в "чувствительных" зонах, ограничение военного присутствия в Арктике". Нелепость этого предложения очевидна. "Значимые передвижения сил военных флотов" в Арктике наблюдаются только с российской стороны. И обусловлено это простым фактом базирования Северного Флота ВМС РФ на Кольском полуострове. Любое вхождение группировки надводных кораблей ВМС США в Баренцево море будет воспринято РФ как угроза использования военной силы или подготовка ее применения. Поэтому такого рода маневры американских авианесущих групп у российских берегов в Баренцевом море до сих пор не наблюдались.

Если рассматривать проблему в другом аспекте, то становится очевидным, что США и дальше будут продолжать мелкие рутинные операции сдерживания в Баренцевом море из-за простого факта наличия российских военно-морских баз на Кольском полуострове с размещением в них носителей стратегических ядерных вооружений. Как осуществлять уведомление об этой текущей боевой работе отдельных единиц флотов США и России?

Нет и значительного постоянного присутствия американских военно-морских сил в Арктике. Их базы находятся вне этого региона. О сухопутных частях США в этой зоне можно вообще не упоминать. Поэтому хотелось бы спросить у авторов статьи, опубликованной РСМД, означает ли, по их мнению, предлагаемое ими "ограничение военного присутствия в Арктике" сокращение или даже ликвидацию Северного Флота ВМФ РФ? Последний, как известно, в настоящий момент и так сокращается естественным путем. Напомним, что средний возраст кораблей Северного Флота ВМФ РФ в настоящее время превысил 25 лет.

Поэтому проблема "ограничения военного присутствия в Арктике" на самом деле прямо связана не с региональным аспектом, а с переговорами по ограничению стратегических наступательных вооружений. В связи с этим развитие США системы ПРО в качестве ответной меры со стороны России вызвало стремление развивать морскую составляющую стратегической триады. Поэтому призыв Конышева и Сергунина к "ограничению военного присутствия в Арктике" на практике в отношении российской стороны означает свертывание противодействия противоракетным программам американцев. Или петербургские профессора предлагают переместить российские ПЛАРБ для постоянного базирования из Арктики на Тихий океан?

Отметим, что призывы Конашева и Сергунина на информационном ресурсе Российского совета по международным делам о "сокращении военного присутствия в Арктике" по времени последовали за недавним призывом министра иностранных дел Норвегии Йонаса Сторе убрать российское тактическое ядерное оружие с Кольского полуострова. Перед конференцией НАТО в Чикаго в мае 2012 года норвежский министр иностранных дел Йонас Сторе вместе со своим польским коллегой Радославом Сикорским предложил убрать тактическое ядерное вооружение из Европы. Применительно к Арктике речь шла о российских тактических ядерных зарядах авиационного и морского базирования на Кольском полуострове у границы с Норвегией. Очевидно, что мера эта не выполнима, поскольку подобного рода ядерные боеголовки для морских торпед, мин и корабельных ракет с американской стороны хранятся на военно-морских базах в США. Ведь союзники США речь вели об удалении этого класса ядерных вооружений из Европы, а не о ликвидации его вообще. Таким образом, в данном случае речь шла о простой пропагандисткой риторике со стороны союзников США. На фоне этой риторики Норвегия начала модернизацию своих ВВС покупкой у США 56 новых истребителей F-35 за 7 млрд. евро. Кстати, к 2017 году США разработают систему вооружения F-35 тактической ядерной бомбой B61.

В заключение своей статьи проф. Конашев и Сергунин заявляют, что "в настоящий момент сложно предсказать, как будут развиваться отношения США и России в Арктике. Это будет зависеть... от общего настроя в российско-американских отношениях, которые могут поменяться с приходом к власти в США республиканцев". Похоже, что РСМД готовится к новой "перезагрузке" отношений с США, предлагая российскому МИДу очередной вариант односторонних уступок. О том, что это именно так, по-видимому, и свидетельствует опубликованная им статья профессоров из Санкт-Петербурга, содержащая неконкретное, уклончивое и лукавое предложение об "ограничении военного присутствия в Арктике".

Дмитрий Семушин - обозреватель ИА REGNUM

1. См. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=572#top Статья 6 июля опубликована на REGNUM под названием "Арктическая политика США и Россия: между соперничеством и сотрудничеством". -http://www.regnum.ru/news/polit/1548715.html

2. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике. Сотрудничество или соперничество? Монография. М.: РИСИ, 2011, 194 с.; Они же. Арктика на перекрестье геополитических интересов // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 9. С. 43-53; Они же. Арктическое направление политики России. Политика и перспективы // Обозреватель-Observer. 2011. № 3. С. 13-20; См. гл. 10. в кн.: Арктика: зона мира и сотрудничества. М., 2011. С. 156-169.

©СеверИнформ, 2012 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Суббота, 1 июня 2024 г.
15:44 Вологодская обл
 

Пять машин сошлись в одной аварии (ФОТО)

14:36 Вологодская обл
 

В Вологодской области расширены меры поддержки для многодетных семей

08:53 Вологодская обл
 

Евгений Шулепов готов идти добровольцем на СВО

16:58 Вологодская обл
 

В областной больнице №2 ломают пищеблок

16:19 Мурманская обл
 

В Мурманской области сильные грозы

15:59 Вологодская обл
 

Новый вид клещей может быть переносчиком конго-крымской геморрагической лихорадки

15:23 Вологодская обл
 

Сосед вызвал пожарных, увидев пламя в доме

14:59 Ленинградская обл
 

Чибисята разбегались по дорогам

14:37 Вологодская обл
 

В Череповце зацвела айва

12:54 Вологодская обл
 

Молнии сожгли три дома

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования