Доклад о состоянии гражданского общества в Новгородской области за 2009 год, принятый рабочей группой региональной Общественной палаты 1 июня 2010 года, до сих пор не утвержден. Как сообщила сегодня, 8 июля, корреспонденту ИА REGNUM Новости руководитель рабочей группы по подготовке доклада Анна Черепанова, принятие доклада зависит исключительно от общего собрания палаты, до которого проект пока "не дошел", так как в течение месяца уже дважды отклонялся советом палаты - руководящим органом Общественной палаты Новгородской области, состоящим из председателей комиссий палаты.
По регламенту палаты, ее совет должен просто назначить дату обсуждения доклада всей палатой, а решение по докладу должно принять общее собрание общественников большинством голосов. "Совет не имеет полномочий рассматривать доклад по существу - это прерогатива рабочей группы и общего собрания. В нарушение регламента совет Общественной палаты ни 16 июня, ни 30 июня не определил дату представления доклада и не внес его в повестку дня общего собрания", - заявила Черепанова, отметив, что совет, в нарушение областного закона об Общественной палате и регламента вмешивается в деятельность рабочей группы. "Свою позицию члены совета аргументируют следующим: доклад хороший, но как бы он не ухудшил отношения с властью", - пояснила Черепанова.
Она отметила, что была избрана руководителем рабочей группы по подготовке ежегодного доклада в октябре прошлого года тем же советом палаты. В составе рабочей группы - еще восемь общественников, она начала работу над докладом в ноябре 2009 года. "Концепция доклада также обсуждалась и была утверждена на совете палаты в декабре прошлого года. Работа над докладом велась шесть месяцев", - рассказала Черепанова.
После принятия доклада рабочей группой Общественной палаты и перед принятием его общим собранием, 90-страничный документ был обнародован для широкого обсуждения общественности, как это делалось и в прошлые годы. Доклад, в частности, размещен на интернет-сайтах ряда новгородских СМИ и общественных организаций.
Доклад состоит из четырех глав ("Современное состояние гражданского общества в Новгородской области", "Межсекторное социальное партнерство в Новгородской области", "Актуальная повестка дня" и "Общественная палата Новгородской области: итоги 2009 года"). В докладе, помимо традиционного описания ситуации с развитием некоммерческих организаций и поддержкой гражданских инициатив, дается оценка ситуации с гражданскими институтами в Новгородской области, описана реакция общества на экономический кризис и представлен общественный мониторинг кризиса в регионе. Общественники также демонстрируют свое отношение к ряду крупных региональных проектов: в частности, к разработке стратегии развития Новгородской области до 2030 года и празднованию 1150-летия Великого Новгорода (параграф носит подзаголовок "упущенный шанс"). Отдельная глава посвящена деятельности Общественной палаты Новгородской области за предшествующий год - в ней обозначены проблемы взаимодействия палаты и региональной власти.
Как отмечается во введении, впервые при подготовке доклада были использованы несколько социологических исследований. Кроме того, было проведено обследование сектора НКО Новгородской области: в качестве респондентов выступили руководители 114 различных некоммерческих организаций (в том числе, профсоюзов).
ИА REGNUM Новости публикует выдержки из доклада о состоянии гражданского общества в Новгородской области за 2009 год.
Лишь каждый восьмой новгородец думает, что сегодня в обществе преобладают согласие и сплоченность. В отношении согласия и сплоченности в ближайшем окружении новгородцы дают более позитивные оценки. Каждый второй житель области считает, что среди окружающих его людей больше согласия и сплоченности, нежели разобщенности. Власти не понимают и не учитывают интересы простых людей. Так считают две трети участников опроса. Противоположной точки зрения придерживаются лишь 12% респондентов. Это один из самых худших показателей среди регионов России. В России в целом процент ответивших, что власти понимают и учитывают интересы простых людей, гораздо выше - 18%.
При этом факт утраты независимости СМИ властью в Новгородской области рассматривается как позитивный, а представителями общественности и предпринимателями как не только негативный, но и опасный для возможностей выхода региона из кризиса. Опасность видится в том, что, транслируя обнадеживающие обещания губернатора и местных властей, СМИ сеют иллюзии и надежды, подчас неосуществимые. В то время как роль СМИ видится в объективном описании ситуации в помощи людям как раз расстаться со своими иллюзиями и упованиями на власть.
Лицо третьего сектора Новгородской области - высокообразованные люди с альтруистическими ценностными установками, желанием приносить пользу обществу. Тем не менее, инициативы лидеров НКО, реализация ими общественных проектов во многом упираются в недостаток материальных ресурсов. Это противоречие сообщает общую неустойчивость некоммерческому сектору региона.
Многие эксперты отмечают, что запрос некоммерческого сектора на поддержку со стороны государства развивает иждивенческие настроения, а некоммерческий сектор приобретает имидж своего рода "собеса" в масштабах страны. При соблюдении принципа автономии некоммерческого сектора, все же полагаем, что в сегодняшних условиях для обеспечения устойчивости сектора необходима государственная поддержка НКО. Другое дело, каким образом местные и региональные органы власти будут оказывать такую помощь: на конкурентной основе либо ограниченному кругу "своих" НКО. Распределение средств на конкурсной основе будет способствовать динамичному развитию третьего сектора и повышению качества услуг, предоставляемых НКО, создаст здоровую конкурентную среду между НКО и государственными учреждениями. Напротив, финансовая поддержка на внеконкурсной основе будет формировать "карманные" НКО подконтрольные власти, нечувствительные к запросам общества и не предлагающие эффективных решений социальных проблем.
Что же делали или собираются делать новгородские НКО для улучшения своего финансового положения в 2010 году? Ответы респондентов указывают на то, что большинство организаций рассчитывает только на свои силы. Каждый второй руководитель заявил о намерении оказывать платные услуги, увеличить объем предоставления услуг, расширить спектр услуг, каждый пятый - о намерении увеличить размер и собираемость членских взносов, а также привлечь новых членов.
На наш взгляд, благотворительная деятельность в Новгородской области характеризуется следующими особенностями:
- использование властью административного ресурса для понуждения бизнеса к участию в благотворительных акциях. По существу для бизнеса создана обязательная система участия в благотворительных проектах, инициируемых властями;
- непрозрачность в расходовании средств и, как следствие, невысокий уровень доверия к благотворительным акциям со стороны потенциальных жертвователей;
- отсутствие системы оценки эффективности благотворительных мероприятий и других акций;
- отсутствие общественного контроля за использованием собранных средств.
А как должны относиться региональные органы государственной власти и местного самоуправления в Новгородской области к третьему сектору? Более 70% руководителей НКО считают, что власти должны налаживать сотрудничество с ними как с равноправными партнерами, еще примерно половина опрошенных - поощрять их развитие, помогать и сотрудничать. Таким образом, с точки зрения лидеров НКО региона, существует огромный разрыв между тем "какую сейчас позицию занимают власти по отношению к НКО" и "какую должны занимать".
Характерно, что в ответах респондентов также наблюдается большой разрыв между тем, как есть и как должно быть. Понимая, что власти Новгородской области практически не ведут диалог с третьим сектором по реализации общественно важных программ, НКО предпочитают в контакт с властями не вступать. Но при этом конструктивный настрой НКО на контакты с органами власти велик.
Население критично настроено в отношении деятельности руководства Новгородской области по преодолению последствий кризиса. Каждый третий респондент считает, что деятельность руководства региона не способствует преодолению последствий кризиса. При этом доля таких ответов значительно превышает долю ответов "Деятельность руководства региона способствует преодолению последствий кризиса" (19%). Деятельность руководства региона по преодолению кризиса оценивается заметно ниже, чем в среднем по российским регионам.
По мнению экспертов, региональное общество является слабо структурированной аморфной массой, интересы которого (бюджетников, рабочих, молодежи, пенсионеров) слабо институциализированы. Основным каналом выплеска недовольства населения остается "обсуждение на кухне" или в Интернете. Вероятность широкого распространения массовых акций протеста в Новгородском регионе можно оценить как крайне низкую.
Региональная антикризисная программа Администрацией Новгородской области не была разработана или, по крайней мере, о ее существовании неизвестно. Борьба с кризисом велась губернатором в ручном режиме с использованием командно-административных методов управления. В области была создана Антикризисная комиссия, состоящая, главным образом, из представителей властных структур. Экспертный и общественный потенциал региона оказался ею не востребован.
Ряд мер областной администрации, направленных на стимулирование малого бизнеса, позволил стабилизировать ситуацию в этом секторе: создание гарантийного фонда, субсидирование процентных ставок по кредитам, снижение ставки УСН для отдельных видов деятельности. Однако оценить эффективность, достаточность и устойчивость воздействия этих мер на малый бизнес можно будет в 2010 году. Независимое исследование самочувствия малого бизнеса, в том числе на основе опросов, представляется актуальной задачей для выявления проблем, оценки эффективности мер поддержки, внесения корректировок в государственную политику, совершенствования инструментария поддержки.
Меры по снижению напряженности на рынке труда носили временный характер и не решали проблему занятости системно. Среди таких мер можно выделить создание мест в структуре общественных работ, развитие самозанятости путем раздачи скота на откорм.
С опозданием региональные власти реагировали на кризис в поселке Парфино. Первые сигналы начали поступать еще осенью 2008 года, но власти вмешались в ситуацию только в марте 2009 года после протестных акций работников комбината.
В 2009 году Правительством Российской Федерации были отменены экспортные пошлины на минеральные удобрения, что сыграло положительную роль в повышении устойчивости российских производителей в кризис, в том числе ОАО "Акрон". В дополнение к этому региональные власти в индивидуальном порядке оказали поддержку ОАО "Акрон", снизив в 2009 году ставку налога на прибыль, поступающего в областной бюджет с 18 до 16. Вызывает вопросы целесообразность принятия такого решения.
В рамках борьбы с кризисом предпринимались попытки размещения на территории области экологически неблагополучных производств (заводы по переработке аккумуляторов в Боровичском и Батецком районах). Протесты населения районов и позиция общественности остановили реализацию этих проектов.
Меры по поддержке спроса, признаваемые большинством экспертов как наиболее эффективные для борьбы с кризисом, не получили реального развития как на федеральном, так и региональном уровне.
Сам праздник не смог не то что превзойти, повторить успех Ганзейских дней. Юбилей был организован на привычном провинциальном уровне: сытные и питейные ряды, пыточный двор, гостевые сходы, сельскохозяйственная ярмарка на Ярославовом дворище, фейерверк, концерты Надежды Бабкиной и группы "Любэ" на Софийской площади.
Исторический шанс заявить о Новгороде как о родине русского государства и самобытной демократии, сформировать долгосрочный интерес к городу, дать импульс развитию новой экономики был упущен.
Остается надеяться, что празднование юбилея русской государственности в 2012 году будет более эффективно использовано для развития города. Но это возможно при условии изменения подходов к разработке и реализации культурных проектов, привлечении сил и возможностей общества.
На момент подготовки настоящего доклада не опубликован Отчет о выполнении Плана мероприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 580-р, в том числе о сроках, объемах работ, фактическом освоении бюджетных средств по каждому объекту, а также Отчет Фонда 1150-летия Великого Новгорода об использовании собранных средств. Транспарентность в этих вопросах - в интересах самой власти. В конечном итоге это служит повышению уровня доверия.