Культура в Санкт-Петербурге заболела заразной болезнью, или "Димочка, дайте копеечку!"
"Димочка, дайте нам копеечку", - просят режиссеры. Нормально это? Нет! Надо ответить на главный вопрос - мы до сих пор не поняли, чем должен заниматься комитет по культуре - распространением культуры или руководством ею. Если руководить - то такой комитет нам не нужен, если способствовать - то во главе его должен быть другой человек", - такие слова произнес сегодня, 7 июня в Законодательном собрании Санкт-Петербурга на слушаниях, посвященных политике в сфере культуры города, режиссер Александр Сокуров. Но, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, главный адресат- председатель комитета по культуре СмольногоДмитрий Месхиев к тому времени уже покинул зал, сославшись на занятость.
Хотите вывалить ушат грязи - я отвечу и уйду
Слушания были организованы комиссией по образованию, науке и культуре, которую возглавляет "яблочник" Максим Резник, а заместителем является представительница "Единой России" и актриса Анастасия Мельникова. Резник сразу пояснил, что провести слушания и пригласить на них деятелей петербургской культуры и председателя комитета Дмитрия Месхиева депутатов побудили многочисленные обращения в комиссию. Месхиеву сразу был дан "пакет" вопросов. Чем отличается деятельность нынешнего комитета от прежнего, почему комитет перестал поддерживать ряд театральных проектов, место расходов на культуру в структуре бюджета. Дмитрий Месхиев сразу отпарировал депутатам: "Я не пришел сюда, чтобы отвечать на вопросы, если хотите вывалить ушат грязи - я поотвечаю на вопросы и в какой-то момент уйду". Но все же ответы дал. "Наша задача - не размыливать и не разбазаривать бюджет и создать ряд проектов, которые бы сделали Петербург действительно культурной столицей. Мы будем стараться сохранять все хорошее, что было у предшественников, но, к сожалению, не все было хорошим". Что касается приостановленного финансирования ряда проектов, то Месхиев сказал, что это было не его личное, а коллегиальное решение комиссий в комитете. К тому же, "есть проекты, которые являются бизнесом, и городской бюджет не обязан им помогать". Но не получили поддержки проекты, которые в бизнес-устремлениях смешно упрекнуть - театры Петербурга -детям, премия для молодых "Прорыв", Театральные игры на кубок Гертруды о чем тут же напомнил Лев Сундстрем - завкафедрой продюсерства в области исполнительских искусств Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства. Сундстрем напомни и печальную историю с последним вручением "Золотого Софита", церемония резко не понравилась тогда новому вице-губернатору Василию Кичеджи. Теперь о премии говорят под вопросом, также есть идея в комитете сделать ее всероссийской, Сундстрем считает, что этого делать категорически не нужно - есть "Золотая Маска", а в Санкт-Петербурге "нам надо иметь наше внутреннее сопоставление - что происходит в петербургских театрах". (Еще одну петербургскую премию "Музейный Олимп" новое руководство комитета тоже хочет сделать непременно всероссийской - прим. ИА REGNUM).
Об ответственности художника перед "деньгодателем"
Месхиев ответил, что комитет, как орган государственный, не может поддерживать общественные организации, коей является Союз театральных деятелей, а, значит, и ее проекты. И напомнил, что бюджетная поддержка петербургских театров составляет около 2 млрд рублей в год: "Давайте поговорим об обязанностях и ответственности художника перед деньгодателем". Театральные люди говорили о том, что деятельность театра оценивается прямо как деятельность бани - по количеству помывок - то есть оказанных услуг. "Любой ценой нагнать зрителей, я с ужасом думаю, что не доберу нужных 120 тысяч проклятых зрителей, которых должен "обслужить" и мне срежут средства", - говорил директор "Балтийского дома" Сергей Шуб. И уже, обращаясь к депутатам: "Контракты на самом деле в театре нужны, у нас нет законодательной базы по формированию труппы, актеры так и будут чувствовать себя вечными пенсионерами с бессрочными контрактами, и режиссеры тут ничего не сделают. А попробуйте зазвать на руководство молодого режиссера, который привык бывать в театре три раза в месяц!". Театральная общественность в зале Законодательного собрания была в явном большинстве - слишком, видимо, за последние полгода наболело - и пресловутая "театральная комиссия" при комитете по культуре, и идея с худсоветом, вызывающая острые воспоминания о цензуре, идея со срочными контрактами и скандал, связанный с режиссером Юрием Бутусовым.
Но все же "киношным" тоже удалось сказать свое слово
Заслуженный деятель искусств России, председатель общественного совета киностудии "Ленфильм" Светлана Кармалита напомнила "о существовании нас - сирых и убогих на Каменноостровском, 10", развернув разговор в сторону ситуации с киностудией "Ленфильм". Она снова напомнила о том, что Месхиев не чурался обоих концепций, допускающих фактическое уничтожение студии, напомнила ситуацию, когда Смольный фактически пригласил "встать в очередь" Марко Мюллера, создавшего Венецианский фестиваль и готового возглавить Петербургский кинофорум. "С ним, как с мальчишкой поступили - пишите концепцию, мы рассмотрим, а потом Месхиев в интервью говорил, что Мюллер в Италии концепцию петербургского кинофорума пишет. А он не пишет. Это мелкая ложь, одна из многих", - сказала Кармалита. "Пока у нас будут такие начальники -ничего не будет. Мы послушали и поговорили", - сходя с трибуны, внятно сказала Кармалита.
Художественный руководитель камерного оперного театра "Санктъ-Петербургъ Опера" Юрий Александров: "В спорте засчитывают результат по последнему. У нас последних все больше и больше!" Александров говорил об актерах с зарплатами в 12-15 тыс, о том, что они вынуждены всю жизнь скитаться по комнатам и общежитиям. Председатель петербургского отделения Союза театральных деятелей Сергей Паршин - о том, что театральному сообществу непонятно внезапное снятие с должности руководителя Детского балета на льду Алексея Фрадкина, директор ТЮЗа им. Брянцева Светлана Лаврецова недоумевала, почему комитет оставляет за собой право ценообразования. Депутат-"яблочник" Владимир Нотяг интересовался, куда отправить запрос - в комитет по культуре или сразу в прокуратуру по поводу расходования средств на ряд городских праздников. Месхиев посоветовал сразу в прокуратуру, сказав, что у него есть полный отчет и данные проверки бюджетно-финансового комитета Смольного. "Я сегодня увидел, что культура в Петербурге есть, но она просто заболела невесть какой заразной болезнью", - резюмировал депутат. Кармалита поддержала Нотяга, напомнив о хирургическом вмешательстве, когда терапия помочь не в силах.
Война всех против всех приведет к поражению всех
Месхиев дал еще несколько ответов, комментируя вопросы. Он отметил, что выступает не за единоначалие в театрах, а за "систематизацию отношений", а худсовет никак не связан с цензурой. Предложил "определить нормы заработка артистов в театрах", признав, что "артисты и музыканты бегут", также предложил обратиться в КУГИ о предоставлении 1-2 зданий под общежития квартирного типа с низкой арендной платой для актеров. "Надо создать рабочий орган для решения таких вопросов - не только творческих людей туда привлечь, но и законодателей и других специалистов", - сказал Месхиев. Но атмосфера в зале продолжала накаляться и, в конце концов, председатель комитета по культуре сказал, что "вообще можно на всеобщее обозрение вывесить списки всех нарушений, всех финансовых ситуаций" в петербургской культуре. И окончательно собрался покинуть зал, сославшись на занятость. "Я еще прошу минуту, - почти выкрикивал телеведущий и автор проекта "Открытая библиотека" Николай Солодников. - Я поражен тем тоном, каким вы, Дмитрий Дмитриевич, говорили сегодня со всеми этими уважаемыми людьми. Молодое поколение ничего у вас просить не будет. Мы на нашу "Открытую библиотеку не пойдем у вас просить!". Но Месхиев уже уходил. Поэтому выводы, которые сделал председатель комиссии по образованию, науке и культуре "яблочник" Максим Резник, были озвучены уже без председателя комитета по культуре. "Судя по тональности выступлений с обеих сторон - с культурой действительно не все в порядке, надо теплее, четче, аккуратнее, атмосферу менять с обеих сторон, - сказал депутат. - А задача нашей комиссии - создать площадку, чтобы диалог шел и тональность менялась. Война всех против всех приведет к поражению всех!".
Журналистка интернет-газеты "Фонтанка.ру" Жанна Зарецкая посоветовала депутатам внимательно прочитать городской закон "О политике в сфере культуры Санкт-Петербурга", который был принят при прежнем главе комитета Антоне Губанкове (ныне возглавляет министерство культуры Московской области - прим. ИА REGNUM). "Там прописано все - и поддержка молодых и инновационные технологии. Закон стратегический, его надо конкретизировать - а это задача депутатов", - сказала журналистка. Напомним, что этот закон называли еще "Петербургской культурной конституцией", но после ухода Губанкова быстро забыли.
Сокуров взял слово в самом конце. Он еще раз повторил, о чем говорил уже не раз, что был против того, чтобы комитет по культуре возглавил Месхиев. Заявил, что город, "где полтора телевизионных канала, несколько газет и ни одной радиостанции, транслирующей классическую музыку", культурной столицей быть не может. В Санкт-Петербурге должны быть сотни театров, должны быть возможности для реализации молодых актеров, благоприятная атмосфера. "Нам нужны люди, которые от имени государства создают эти возможности. "Вы что, боитесь его? - вопрошал Сокуров деятелей культуры. - С самого начала назначение такого человека и безгласная наша реакция говорит о многом. Это не болезнь - это кризис".