В Пскове, в большом зале Псковской областной филармонии 5 июня состоялась пресс-конференция художественного руководителя и главного дирижера Национального филармонического оркестра РоссииВладимира Спивакова. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, вначале Владимир Спиваков рассказал о ближайших гастролях своего коллектива. "У нас проходит своеобразное турне по Северо-Западу России, - пояснил маэстро, - Мы начали с Североморска, потом был Мончегорск, Мурманск и дальше. Всё идет пока успешно. Вчера мы были в Новгороде, завтра будем в Санкт-Петербурге. Питер для меня - город, "знакомый до слез". Я там провел всю юность. Мама у меня ленинградская блокадница. И самое светлое детство прошло в этом городе. С удовольствием вспоминаю Петербург. Дальше мы поедим в Москву, в Подмосковье, и Амстердам. 11 числа у нас пятилетие нашего оркестра. Мне уже подарили огромную бутылку, не знаю чего. Её с трудом может унести один человек. Думаю, что на пятилетие она пригодится. Мне бы этого спиртного хватило бы лет на тридцать".
Говоря о сценических площадках, на которых приходилось выступать ему и его оркестру, Владимир Спиваков рассказал: "Это хорошие воспоминания, но есть и такие, к которым лучше и не возвращаться. Однажды я играл в женской бане, но конечно не в присутствии обнаженных тел, но все-таки играл. На вокзалах, в аэропортах, и в нескольких отделениях западных таможен. Когда долго ждали вылета, делать нечего было, в конце концов, взяли и стали играть. Люди очень довольны были".
Отвечая на вопрос о важности детского бесплатного музыкального образования, маэстро сказал, что не считает это бессмысленным. "Но принуждать к этому никого не возможно. Я не считаю, что я должен принуждать кого-то, что-то делать. Это нехорошо. Что касается правительства, то я говорил об этом. И говорил об этом первым лицам, напоминая знаменитую фразу Дмитрия Шостаковича, что очень хорошо было бы, чтобы в начальных школах проходили не только букву и цифру, но и ноту. Однажды я даже написал об этом на бумажке. Но резолюции я не видел, а революции, слава Богу, тоже не случилось. Пока это не сдвигается. Но, думаю, что мы к этому придем", - пояснил Владимир Спиваков.
Касаясь новых тенденций в музыкальном творчестве, главный дирижер Национального филармонического оркестра России отметил, что неожиданные формы - это не плохо, но всё должно иметь какие то пределы. "Здесь речь идет о художественном вкусе. Человеку, у которого его достаточно, можно и позволить себе лишнего. А у кого нет, или кем руководят какие-то иные идеи мысли и желания, например жажда наживы, то тогда все это выглядит по-другому. Свобода подразумевает какую то ответственность. А это всё вместе ведет нас к воспитанию, а воспитание - это культура. Когда мы встречаемся с невежеством, мы должны понимать, что это рождает национализм и еще что-то в этом духе, вплоть до войны. Так мы можем докатиться, Бог знает куда",- считает маэстро.
Свое отношение к современной популярной музыке и победе на Евровидении Димы Билана, маэстро выразил следующими словами: "Я часто не понимаю многих вещей. Бывает так, что поют одно слово в течение пяти минут. Одно и тоже. Когда я не слышу никакого музыкального развития. Я этого просто не понимаю. Для меня это какой-то чужой язык. Санскрит. А насчет Димы Билана - ну победил и победил. Мог и не победить. Там же много всяких составляющих в этих победах. Это же не то, что "Зенит" победил, или хоккеисты наши. Когда я приехал в Канаду, на следующий день после нашей победы, в Торонто, вот это был действительно траур. Настоящий натуральный траур. Тем более, что концертный зал назывался именем их выдающегося хоккеиста.
Отвечая на вопрос о спонсорах, Владимир Спиваков пояснил: "У каждого района, каждого города, у всех есть зависимость. Самое главное, что у нас нет закона о меценатстве. Никакого. Люди не могут спокойно отдавать деньги на то, что им кажется важным. У нас нет такой культуры меценатства, например, как в Америке. И не подумайте, что я какой-то её поклонник. Наоборот, я больше месяца там с трудом выживаю. Но там создана институция. Могу утешать себя только тем, что они уже более двухсот лет существуют, наработали кое-что в этом направлении, а мы еще молодые. Но будем помнить одну вещь: "Надежда хороша на завтрак, но не на ужин" - цитата из Фрэнсиса Бэкона.
Рассказывая о своих наградах, Владимир Спиваков пояснил, что про них меньше всего думает. "Но самая оригинальная, пожалуй - армянский орден Месропа Маштоца. Это Какое-то движение души, которое впоследствии будет радостно вспоминать. Но Вообще-то, когда придумали орден Почетного легиона (у меня тоже есть такая награда), Наполеон сказал, что "я это специально сделал, для того, чтобы легче было управлять людьми". Так что не будем думать о наградах свысока", - считает Владимир Спиваков.
Отвечая на вопрос об учениках и молодых дирижерах маэстро пояснил, что "у нас есть целая стажерская группа дирижеров при оркестре. Мы болеем за то, чтобы в стране было что-то хорошее. С дирижерами у нас не большой порядок. Их, наверное, всего человек 17. Есть дирижеры из бывших союзных республик, ныне стран, есть даже очень молодые, 11-12-летние дети, которые подают надежды. Что с ними дальше будет - неизвестно. Это такая профессия, которая требует не только технических навыков, но и большого музыкального опыта и большого кругозора. Умение общаться с людьми, с оркестром - это живой организм, не так просто всё это. Там люди творческие, индивидуальности, и чтобы получить оркестр, который, как сказала Марина Цветаева, "единство множества", это трудная задача".
Отметим, что на концерте Национального филармонического оркестра Росиии под управлением Владимира Спивакова и солистки Татьяны Павловской в большом концертном зале Псковской областной филармонии вечером 5 июня свободных мест не было.