Пятница,
5 декабря 2025 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Пятница, 5 октября 2012 г. 21:02
ПОЛИТИКА

Владимир Зорин: Проект Стратегии по реализации государственной межнациональной политики ждет отзывов из регионов

Проект Стратегии по реализации государственной межнациональной политики, подготовленный по поручению Президента России Советом по межнациональным отношениям, вышел в свет. Впрочем, уточним, что получившийся документ еще не вполне проект, а, скорее, основа для его обсуждения. Он разослан во все российские регионы, которые должны дать замечания и поправки. Несомненно, свое мнение выскажут и представители политических партий, общественных объединений, религиозных конфессий, научной и экспертной среды.

В случае принятия Стратегия станет базовым документом государственной национальной политики. В ее основу положены исторически сложившиеся особенности развития России как многонационального государства. Она послужит отправной точкой для координации действий органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, определит главные направления реализации государственной национальной политики. Стратегия сыграет свою положительную роль, если станет актуальным документом общественного согласия, официально признанной системой принципов, целей и задач, обеспечивающей единство народов, целостность Российской Федерации, способствующая сохранению этнокультурного многообразия, укрепления гражданского и межнационального согласия в стране. Широкое общественное обсуждение поможет решить эту задачу.

Хотел бы подчеркнуть, что Стратегия не является документом, возникшим внезапно и вдруг. Она несет определенную преемственность. Участники работы над Стратегией учли позитивный опыт Древней Руси, Российской Империи, Советского Союза, лучшие наработки, проверенные жизнью и историей. Ведь за 1150-летнюю историю российской государственности наша страна прирастала не только землями, но и народами, некоторые из них упоминаются в "Повести временных лет". При разработке проекта имелось в виду, что государственная национальная политика носит межотраслевой характер, социально обусловлена и учитывает федеративное устройство нашей страны. Подчеркну, что кроме преемственности и комплексности, в Стратегии содержится и ряд инноваций, которые, прежде всего, вызваны новыми историческими вызовами и рисками для национальной безопасности Российской Федерации, ее демократического развития.

Среди таких вызовов отметим следующие. В последнее время в нашей стране заметно стали чувствоваться негативные проявления всплесков этнической мобилизации, этнотерриториального сепаратизма и экстремизма под религиозными флагами. Добавим к тому территориальные споры и конфликты, связанные с неоднократными произвольными изменениями административных границ СССР, репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов. Отголоски этого мы недавно наблюдали на примере дискуссии должностных лиц Чеченской и Ингушской республик об административной границе. В условиях размывания духовных смыслов и ценностей русского и других народов России, проникновения чуждых идей и идеологий, возникла опасность принижения роли отечественной традиции и культуры как главной основы воспитания патриотизма личности.

В последнее время многие наши граждане стали острее ощущать не только свою национальную, но и религиозную идентичность. А ведь Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных и поликонфессиональных государств в мире. На нашей территории, по данным переписи 2010 года, проживают представители 193 этнических общностей. Большинство народов нашей страны формировались в пределах современных границ Российской Федерации, так что они заслуженно считаются коренными российскими народами, сыгравшими историческую роль в формировании государства и культуры. Наша страна не знала, к счастью, межрелигиозных войн, и в этом наша уникальность. Стратегия учитывает и конфессиональный фактор в вопросах гармонизации межнациональных отношений.

Актуальными темами общественно-политических дискуссий сегодня являются проблемы миграции, которая оказалась своеобразным "троянским конем" для российского общества, вызвавшим рост национальной нетерпимости и ксенофобии. Идут острые дебаты о том, что собой представляет российский народ или многонародная российская нация. По сравнению с Концепцией государственной национальной политики образца 1996 года добавились также ответы на вызовы унифицирующего влияния глобализации, кризис политики мультикультурализма в европейских странах, распространения агрессивных идеологий.

Вот почему так важно было сформулировать принципы, цели и задачи государственной национальной политики, предусмотреть меры по прогнозированию, предупреждению и регулированию межнациональных конфликтов и предконфликтных ситуаций. Может быть, впервые делается попытка договориться о глоссарии - что мы понимаем под "национальностью", "мигрантами", "межнациональным конфликтом" и так далее. Ведь в нашем общественно-политическом дискурсе до сих пор есть проблема неоднозначного использования терминов.

Предполагается, и мы очень надеемся, что в результате обсуждения поступит много интересных предложений со всех субъектов Федерации. К слову, после указа Президента России многие регионы заранее внесли свои предложения в проект Стратегии государственной национальной политики, которые были учтены рабочей группой при подготовке документа. Конечно, нельзя объять необъятное. Принципиальным вопросом, на мой взгляд, является оценка состояния межнациональных отношений и эффективность деятельности различных уровней власти.

Межнациональный мир, борьба с экстремизмом невозможны без поддержки гражданского общества, его институтов в лице национально-культурных автономий и других национально-общественных организаций. На них приходится примерно половина всех зарегистрированных некоммерческих организаций. Только национально-культурных автономий насчитывается порядка 800 организаций по 59 национальностям. Тем не менее, следует отметить, что время требует серьезного повышения их активности в решении задач улучшения работы с молодежью, адаптации мигрантов, преодоления языка "вражды и ненависти" в СМИ. Важно также договориться о правилах финансирования государственной национальной политики, привлекать к решению этой задачи не только государственные источники, но и социально ответственный бизнес.

Еще одни важный аспект: приближается день выборов, 14 октября. Политизация этнического фактора резко возрастает в период избирательных кампаний. К сожалению, мы это видели на выборах в Государственную думу. В пылу предвыборной агитации порой используется этническая мобилизация избирателей. Этого нельзя допускать. Важно, чтобы у всех партий без исключения была четкая позиция, направленная на публичное осуждение любых проявлений ксенофобии и расизма.

Конечно, нельзя в одном документе собрать ответы на все вопросы многонациональной России. По-видимому, исходя из духа Стратегии субъекты Федерации, муниципальные образования примут документы с учетом своих этнокультурных особенностей. Так что есть все возможности, чтобы в ближайшее время страна получила базовые основы государственной национальной политики на современном этапе.

Владимир Зорин, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН.

©СеверИнформ, 2012 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
Яндекс.Метрика