Рейтинг Фонда "Петербургская политика" за январь 2014 годаФото:whoiswho.dp.ru
Представляем очередной Рейтинг Фонда "Петербургская политика" за январь 2014 года, подготовленный при информационной поддержке ИА REGNUM и Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям.
Социально-политическая жизнь российских регионов разворачивалась в январе без серьезных эксцессов. Это соответствует сезонным тенденциям и во многом обусловлено традиционным замедлением активности в новогодний и постновогодний период. Основным же вызовом для устойчивости стало снижение курса национальной валюты, которое может изменить расстановку сил между российскими регионами. Тактический выигрыш от изменения курса получит экономика регионов, ориентированная на экспорт сырья и товаров - прежде всего, в страны "дальнего зарубежья". В свою очередь, регионы, чья экономика в большей степени завязана на внутренний рынок, рискуют столкнуться с заметным снижением потребительского спроса и некоторым уменьшением экономической активности.
В среднесрочной перспективе ситуация будет в большей степени обусловлена макроэкономическими тенденциями. Так, снижение курса национальной валюты в 1998 году вызвало всплеск импортозамещения и привело к оживлению связанной с внутренним рынком промышленности. В свою очередь, после кризиса 2008 года сопоставимого по масштабам повтора этого эффекта не возникло, а курс национальной валюты вскоре вернулся на прежние позиции. Пока что масштабы девальвации национальной валюты относительно невелики, для того чтобы можно было однозначно говорить о неизбежности подъема импортзамещающих отраслей.
Соотношение экспорта и импорта в федеральных округах и регионах РФ
(Росстат, данные по итогам 2012 года)
В политической сфере главным событием января стали кадровые решения, касающиеся губернаторского корпуса. Назначение временно исполняющими обязанности губернаторов Вячеслава Гайзера, Никиты Белых и Александра Бердникова показало склонность федеральной власти к консервативному подходу - вне зависимости от того, что главы этих регионов (особенно Белых и Бердников) во время губернаторства оказывались в центре негативных информационных поводов и отнюдь не являются лидерами по популярности. В то же время впереди назначение глав более "сложных" регионов - Орловской области, Удмуртии и Ненецкого автономного округа - где продление полномочий действующих глав считается еще менее вероятным, чем в случае Кировской области и Республики Алтай. А стремительная смена власти в Челябинской области продемонстрировала, что наряду с консервативным подходом в кадровой политике присутствует и готовность делать ставку на выдвиженцев доминирующих в регионе финансово-промышленных групп. С другой стороны, опыт еще одного "экспромта" января - отставки мэра Новосибирска - показывает, что внезапные кадровые решения создают дополнительные риски усиления оппозиционных кандидатов на выборах.
Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"
5 февраля 2014 года
Топ-10 событий месяца в региональной политике
1 Отставка губернатора Челябинской области Михаила Юревича
2. Назначение временно исполняющих глав Республики Алтай, Коми и Кировской области
3. Начало дискуссий о последствиях снижения курса рубля для региональных экономик
4. Подготовка к Олимпийским играм в Сочи
5. Утверждение правительством требований к кредитным рейтингам регионов, позволяющим им осуществлять заимствования на внешних рынках
6. Отставка мэра Новосибирска
7. Арест вице-премьера Дагестана Магомедгусена Насрутдинова, подозреваемого в крупном мошенничестве
8. Предложение Минфина РФ предоставить президенту РФ право увольнять губернаторов в случае, если просроченный долг региона превышает 10% его бюджета
9. Публикация Фондом развития гражданского общества Рейтинга эффективности губернаторов
10. Предложение Олега Дерипаски о переносе столицы России в Красноярск или Иркутск
Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости
1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)
2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)
3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)
4. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)
Краткое описание Рейтинга
Рейтинг Фонда "Петербургская политика" публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации.
Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная. Внутри Рейтинга регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.
В Приложении публикуется Мониторинг важнейших социально-политических событий в субъектах РФ за прошедший месяц. В качестве позитивных, как правило, выделяются события, связанные с улучшением экономической конъюнктуры, привлечением инвесторов, реализацией новых проектов, преодолением внутриполитических кризисов и социальных волнений, получением федеральной поддержки, высокие результаты в различных региональных рейтингах (в том числе в сопоставлении с другими субъектами Федерации). В свою очередь, к негативным относятся события, указывающие на рост социальной, экономической, политической и внутриэлитной напряженности, активное вовлечение правоохранительных органов в политический процесс. Кроме того, как негативные нередко расцениваются серьезные кадровые и организационные изменения, разрушающие прежнюю схему принятия решений: в среднесрочной перспективе такие шаги способны принести положительный эффект, но в момент принятия они часто разрушают привычные для игроков правила игры и повышают общий уровень неопределенности в регионе.