Суббота,
1 июня 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Среда, 4 декабря 2013 г. 00:15
ПОЛИТИКА

Рейтинг Фонда "Петербургская политика" за ноябрь 2013 года

Аналитический комментарий

Ноябрь 2013 года был относительно спокойным временем в социально-политической жизни регионов России. Самым крупным эксцессом стал арест мэра Астрахани Михаила Столярова, который стал уже третьим оказавшимся в следственном изоляторе главой административного центра субъекта Федерации (вслед за главами Махачкалы и Ярославля) и 31-м из глав городов, оказавшихся объектами уголовного преследования в течение 2013 года (полный список см. в Приложении 1). Очевидно, что такие шаги являются одновременно усилением политического влияния правоохранительных органов и свидетельством дальнейшего снижения статуса мэров. В то же время вопрос о бенефициариях от таких шагов пока открыт. Если в Ярославле основной удар оказался нанесен по оппозиции в лице "Гражданской платформы", то в Астрахани, наоборот, заговорили о повышении шансов на успех кандидата "Справедливой России" Олега Шеина на возможных досрочных выборах главы города. Потенциально в выигрыше могут оказаться и губернаторы - особенно в том случае, если за снижением статуса мэров федеральная власть подтвердит циркулирующие слухи о возможной новой муниципальной реформе.

Усилия губернаторов были сконцентрированы в ноябре на двух темах - принятии региональных бюджетов и обсуждении сценария проведения досрочных (или очередных) выборов в собственных территориях. Формирование бюджетов было чревато серьезными конфликтами. Снижение темпов экономического роста, необходимость перераспределения части расходов на социальные нужды в рамках реализации президентских указов - все это требовало ревизии обязательств перед местными элитными группами и создавало угрозу нарастания политических конфликтов. Кроме того, во многих территориях пришлось анонсировать сокращение работников администраций - что тоже чревато внутриаппаратными эксцессами. Однако указанные риски в целом удалось минимизировать и утверждение бюджетов прошло относительно спокойно. Вопрос же о влиянии снижения несоциальных расходов на функционирование региональных экономик в 2014 году пока стоит весьма остро. Кроме того, наличие бюджетных дефицитов в подавляющем большинстве российских регионов будет важным ограничителем экономической и политической автономности региональных администраций.

Одновременно значительно выросла активность глав регионов по лоббированию проведения досрочных выборов в своих регионах. Подобные попытки уже предпринимались накануне избирательных кампаний 2012 и 2013 годов, однако тогда федеральный Центр жестко сдерживал такие проекты, разрешив идти на досрочные выборы главам всего двух регионов - Рязанской области и Москвы. В настоящее время федеральная власть оказалась в двойственном положении. Сдерживать стремление губернаторов к досрочному переизбранию становится все труднее. Однако санкция на досрочные выборы большому числу губернаторов фактически поощряет нагнетание ожиданий ухудшения социально-политической конъюнктуры на 2015 год. Кроме того, федеральной власти придется в этом случае смириться, что часть политического эффекта от реализации президентских указов по повышению зарплат бюджетников по сути окажется "приватизирована" главами регионов в ходе предстоящей избирательной кампании. С другой стороны, досрочные выборы в регионах дают Центру и некоторые плюсы - например, снижение числа избирательных кампаний в регионах в период федерального электорального цикла 2016-2018 года.

Фактор возможных досрочных выборов в регионах актуализирует интригу вокруг соотношения сил между "Единой Россией" и Общероссийским народным фронтом (ОНФ). В течение осени между ними удавалось обеспечивать определенный баланс, устойчивость которого будет зависеть от итогов декабрьской конференции ОНФ. За исключением нескольких территорий сформированный корпус региональных отделений Фронта в целом лоялен губернаторскому корпусу - однако у федерального руководства фронта остаются инструменты для того, чтобы при необходимости скорректировать их позицию (список сопредседателей региональных отделений ОНФ см. в Приложении 2).

Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"

3 декабря 2013 года

Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости

Январь 20136,67
Февраль 20136,58
Март 20136,63
Апрель 20136,65
Май 20136,64
Июнь 20136,52
Июль 20136,47
Август 20136,44
Сентябрь 20136,42
Октябрь 20136,40
Ноябрь 20136,46

Топ-10 событий месяца в региональной политике

1. Крушение самолета в Казани

2. Арест и отстранение от должности мэра Астрахани Михаила Столярова

3. Принятие региональных бюджетов на 2014 год и трехлетних бюджетов

4. Попытки губернаторов ряда регионов пролоббировать назначение досрочных выборов на сентябрь 2014 года

5. Встреча Владимира Путина с участниками Съезда муниципальных образований

6. Назначение Михаила Меня руководителем новообразованного Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

7. Поражение Екатеринбурга в борьбе за проведение Экспо-2020

8. Победа заявки Красноярска на проведение зимней Универсиады 2019 года

9. Арест красноярского бизнесмена Александра Баталова

10. Отзыв Центробанком лицензий у ряда региональных банков

РЕЙТИНГ

1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)

РегионТекущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц)Динамика за месяцОбъем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.)*
Томская область8,3 (8,1)0,23,3
Амурская область8,2 (8,0)0,24,4
Самарская область8,1 (7,9)0,28,5
Камчатский край8,1 (8,0)0,11,7%
Сахалинская область8,3 (8,3)0,06,6 (5,8%)
Ульяновская область8,1 (8,1)0,03,57
Магаданская область8,0 (8,0)0,00,8
Чукотский АО8,5 (8,5)0,02,6
Пензенская область8,5 (8,5)0,03,2
Хакасия8,6 (8,6)0,02,2
Мордовия8,0 (8,0)0,02,9
Калужская область8,3 (8,3)0,05,58 (13%)
Ивановская область8,3 (8,3)0,02,7
Ямало-Ненецкий АО8,9 (9,0)-0,19,6
Саха8,0 (8,2)-0,210,4
Белгородская область8,2 (8,4)-0,25,8

2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)

РегионТекущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц)Динамика за месяцОбъем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.)
Коми7,8 (7,6)0,28 (12%)
Ленинградская область7,2 (7,0)0,29,14 (14,4%)
Костромская область7,3 (7,2)0,12
Новосибирская область7,2 (7,1)0,19,2
Московская область7,2 (7,1)0,125
Нижегородская область7,2 (7,1)0,110,7
Еврейская АО7,0 (6,9)0,10,65
Тамбовская область7,9 (7,9)0,02,4 (7,5%)
Кемеровская область7,8 (7,8)0,011
Тюменская область7,7 (7,7)0,04,4
Тыва7,5 (7,5)0,00,4
Вологодская область7,2 (7,2)0,03,2 (9,6%)
Ханты-Мансийский автономный округ7,5 (7,6)-0,121,1 (11,2%)
Ростовская область7,5 (7,6)-0,14,2
Иркутская область7,3 (7,4)-0,110,4
Марий Эл7,3 (7,4)-0,11,7 (7,8%)
Санкт-Петербург7,0 (7,1)-0,147
Ненецкий АО7,6 (7,8)-0,22,5

3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)

РегионТекущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц)Динамика за месяцОбъем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.)
Приморский край6,5 (6,3)0,26,3 (7,9%)
Оренбургская область6,4 (6,2)0,28,3
Тульская область6,4 (6,2)0,26,8 (11%)
Челябинская область6,3 (6,1)0,212,3
Бурятия6,8 (6,7)0,12,9
Чувашия6,6 (6,5)0,13,2
Псковская область6,6 (6,5)0,15,4 (37,4%)
Новгородская область6,5 (6,4)0,12
Хабаровский край6,2 (6,1)0,15,5
Забайкальский край6,1 (6,0)0,13,8
Липецкая область6,1 (6,0)0,14,6 (10%)
Кировская область6,0 (5,9)0,14,87 (10,7%)
Курская область6,9 (6,9)0,04,1
Чечня6,6 (6,6)0,0Нет данных
Адыгея6,5 (6,5)0,00,32 (2,6%)
Москва6,3 (6,3)0,0147,8 (9,8%)
Краснодарский край6,0 (6,0)0,010,4 (5,6%)
Алтайский край6,7 (6,8)-0,12,7
Башкортостан6,7 (7,0)-0,315
Свердловская область6,5 (6,9)-0,425,5
Татарстан6,4 (6,9)-0,59,6

4. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)

РегионТекущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц)Динамика за месяцОбъем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.)
Владимирская область5,5 (5,2)0,33,1
Карелия4,9 (4,6)0,33,1
Смоленская область4,3 (4,0)0,33,5
Волгоградская область5,9 (5,7)0,210,8 (19%)
Воронежская область5,9 (5,7)0,211,5 (15%)
Пермский край5,8 (5,6)0,213,8
Калининградская область5,8 (5,6)0,23,86
Красноярский край5,8 (5,6)0,222,7
Саратовская область5,8 (5,6)0,27,3
Мурманская область5,1 (4,9)0,28,3 (16%)
Курганская область5,0 (4,8)0,23,9
Ярославская область4,8 (4,6)0,25,9
Северная Осетия3,9 (3,7)0,21,24
Калмыкия3,7 (3,5)0,20
Кабардино-Балкария3,4 (3,2)0,22,7
Ингушетия2,5 (2,3)0,2Профицит 0,35
Ставропольский край5,6 (5,5)0,16,7 (9%)
Омская область5,4 (5,3)0,17,5
Брянская область5,0 (4,9)0,10,6 (1,96%)
Рязанская область4,9 (4,8)0,13,7
Карачаево-Черкесия4,6 (4,5)0,10,07
Архангельская область4,2 (4,1)0,16,7
Дагестан1,6 (1,5)0,12,4
Удмуртия4,5 (4,5)0,06,3
Республика Алтай5,6 (5,7)-0,10,017
Тверская область5,3 (5,4)-0,12,4 (6,3%)
Орловская область4,6 (4,7)-0,12,9
Астраханская область5,9 (6,5)-0,64 (14,4%)

* Цифры бюджетных дефицитов даны на основании публикаций СМИ

Мониторинг важнейших социально-политических событий в субъектах РФ за прошедший месяц и Приложения

©СеверИнформ, 2013 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Суббота, 1 июня 2024 г.
15:44 Вологодская обл
 

Пять машин сошлись в одной аварии (ФОТО)

14:36 Вологодская обл
 

В Вологодской области расширены меры поддержки для многодетных семей

08:53 Вологодская обл
 

Евгений Шулепов готов идти добровольцем на СВО

16:58 Вологодская обл
 

В областной больнице №2 ломают пищеблок

16:19 Мурманская обл
 

В Мурманской области сильные грозы

15:59 Вологодская обл
 

Новый вид клещей может быть переносчиком конго-крымской геморрагической лихорадки

15:23 Вологодская обл
 

Сосед вызвал пожарных, увидев пламя в доме

14:59 Ленинградская обл
 

Чибисята разбегались по дорогам

14:37 Вологодская обл
 

В Череповце зацвела айва

12:54 Вологодская обл
 

Молнии сожгли три дома

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования