Аналитический комментарий
Ноябрь 2013 года был относительно спокойным временем в социально-политической жизни регионов России. Самым крупным эксцессом стал арест мэра Астрахани Михаила Столярова, который стал уже третьим оказавшимся в следственном изоляторе главой административного центра субъекта Федерации (вслед за главами Махачкалы и Ярославля) и 31-м из глав городов, оказавшихся объектами уголовного преследования в течение 2013 года (полный список см. в Приложении 1). Очевидно, что такие шаги являются одновременно усилением политического влияния правоохранительных органов и свидетельством дальнейшего снижения статуса мэров. В то же время вопрос о бенефициариях от таких шагов пока открыт. Если в Ярославле основной удар оказался нанесен по оппозиции в лице "Гражданской платформы", то в Астрахани, наоборот, заговорили о повышении шансов на успех кандидата "Справедливой России" Олега Шеина на возможных досрочных выборах главы города. Потенциально в выигрыше могут оказаться и губернаторы - особенно в том случае, если за снижением статуса мэров федеральная власть подтвердит циркулирующие слухи о возможной новой муниципальной реформе.
Усилия губернаторов были сконцентрированы в ноябре на двух темах - принятии региональных бюджетов и обсуждении сценария проведения досрочных (или очередных) выборов в собственных территориях. Формирование бюджетов было чревато серьезными конфликтами. Снижение темпов экономического роста, необходимость перераспределения части расходов на социальные нужды в рамках реализации президентских указов - все это требовало ревизии обязательств перед местными элитными группами и создавало угрозу нарастания политических конфликтов. Кроме того, во многих территориях пришлось анонсировать сокращение работников администраций - что тоже чревато внутриаппаратными эксцессами. Однако указанные риски в целом удалось минимизировать и утверждение бюджетов прошло относительно спокойно. Вопрос же о влиянии снижения несоциальных расходов на функционирование региональных экономик в 2014 году пока стоит весьма остро. Кроме того, наличие бюджетных дефицитов в подавляющем большинстве российских регионов будет важным ограничителем экономической и политической автономности региональных администраций.
Одновременно значительно выросла активность глав регионов по лоббированию проведения досрочных выборов в своих регионах. Подобные попытки уже предпринимались накануне избирательных кампаний 2012 и 2013 годов, однако тогда федеральный Центр жестко сдерживал такие проекты, разрешив идти на досрочные выборы главам всего двух регионов - Рязанской области и Москвы. В настоящее время федеральная власть оказалась в двойственном положении. Сдерживать стремление губернаторов к досрочному переизбранию становится все труднее. Однако санкция на досрочные выборы большому числу губернаторов фактически поощряет нагнетание ожиданий ухудшения социально-политической конъюнктуры на 2015 год. Кроме того, федеральной власти придется в этом случае смириться, что часть политического эффекта от реализации президентских указов по повышению зарплат бюджетников по сути окажется "приватизирована" главами регионов в ходе предстоящей избирательной кампании. С другой стороны, досрочные выборы в регионах дают Центру и некоторые плюсы - например, снижение числа избирательных кампаний в регионах в период федерального электорального цикла 2016-2018 года.
Фактор возможных досрочных выборов в регионах актуализирует интригу вокруг соотношения сил между "Единой Россией" и Общероссийским народным фронтом (ОНФ). В течение осени между ними удавалось обеспечивать определенный баланс, устойчивость которого будет зависеть от итогов декабрьской конференции ОНФ. За исключением нескольких территорий сформированный корпус региональных отделений Фронта в целом лоялен губернаторскому корпусу - однако у федерального руководства фронта остаются инструменты для того, чтобы при необходимости скорректировать их позицию (список сопредседателей региональных отделений ОНФ см. в Приложении 2).
Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"
3 декабря 2013 года
Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости
Топ-10 событий месяца в региональной политике
1. Крушение самолета в Казани
2. Арест и отстранение от должности мэра Астрахани Михаила Столярова
3. Принятие региональных бюджетов на 2014 год и трехлетних бюджетов
4. Попытки губернаторов ряда регионов пролоббировать назначение досрочных выборов на сентябрь 2014 года
5. Встреча Владимира Путина с участниками Съезда муниципальных образований
6. Назначение Михаила Меня руководителем новообразованного Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
7. Поражение Екатеринбурга в борьбе за проведение Экспо-2020
8. Победа заявки Красноярска на проведение зимней Универсиады 2019 года
9. Арест красноярского бизнесмена Александра Баталова
10. Отзыв Центробанком лицензий у ряда региональных банков
1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)
2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)
3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)
4. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)
* Цифры бюджетных дефицитов даны на основании публикаций СМИ
Мониторинг важнейших социально-политических событий в субъектах РФ за прошедший месяц и Приложения