Первая в России выставка уникальных старообрядческих икон открылась в Музее фресок Дионисия
Коллекцию икон представили итальянцы Светлана и Уго Риццо, которые живут на две страны. Их любовь к иконам насчитывает более 15 лет.
«Первый раз Уго принёс домой три иконы, – рассказывает его жена Светлана. – Мы тогда в них ничего не понимали. Ему сказали, что они достаточно редкие, а когда через неделю отправились на поиски раритетных фотоаппаратов, керосинок и ламп, он подвёл меня к месту, где купил иконы. Вот, говорит, здесь! Я смотрю, а там точно такие же иконы. Мне рассказали, что жил художник-иконописец, который для всей округи написал такие иконы… После этой истории мы стали много читать о памятниках древнерусского искусства. Позже появились в нашей коллекции иконы из Вологды, Великого Устюга, но большую любовь мы испытываем к старообрядческим иконам Ветки и Стародубья».
На открытии выставки в Музее фресок Дионисия присутствовало всё научное сообщество, а также коллекционеры - антиквары из России, Латвии и Италии.
По словам главного научного сотрудника НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Ирины Бусевой-Давыдовой, ни в России, ни в мире нет коллекции подобных икон этой эпохи.
Ветка (небольшой остров на реке Сож (ныне – Гомельская область, Белоруссия, называемый так по проливу, окружающему его и составляющему ветвь реки) и Стародубье (современные территории Брянской области в России и Черниговской области в Украине) являются одними из важнейших центров старообрядчества. Именно этот край в конце XVII-XVIII веков стал пристанищем для подвергавшихся жестоким преследованиям противников царской власти и нововведений патриарха Никона.
Ветковские мастера изготавливали исконные доски без ковчега, обычно из древесины мягких пород (осина, толь). Как правило, фон и поля покрывались золотом, по которому методом цировки наносились различные узоры; иногда применялось имитационное золочение, – рассказывали на выставке. Использование цировки и других живописных приёмов на золоте – черневой росписи, проскребки и цветных лаков, говорит о знакомстве местных иконописцев с памятниками иконописи Оружейной палаты и подражании им.
История этих мест от заселения, появления там первых священников, до политики царя, направленной на борьбу с «раскольниками», строительства и освящения единственной церкви старообрядцев – Покровской, а также её разборе, гонении насельников и их воссоединении, собрана воедино и представлена на выставке в Музее фресок Дионисия, - сообщает ИА "СеверИнформ.