В третий раз в деревне Сигово Печорского района Псковской области с 27 по 29 августа прошел Этнокультурный фестиваль народа сету "Setomaa. Семейные встречи" - около 300 участников из России и Эстонии, более 20 творческих коллективов, множество гостей. Кульминацией фестиваля стал праздник 28 августа в Музее-усадьбе сету под открытым небом: ярмарка ремесел, мастер- класс кузнецов, конкурс хозяек, Костер Дружбы. Проливной дождь, несколько раз принимавшийся не на шутку поливать усадьбу, не помешал празднику. Корреспондент ИА REGNUM Новости вместе с гостями старинной усадьбы пробовал угощение, слушал песни и знакомился с людьми. Впрочем, многие были и так давным-давно знакомы друг с другом - приезжали целыми семьями на родину или туда, где родились их предки и до сих пор живут старики и находятся родные могилы.
Миральда Вишнев из Таллина родилась в деревне Ячменево: "От Печор это сорок километров, в Таллин я поехала учиться в 1951 году и там осталась. Мы сюда ездим постоянно, покупаем дорогие визы, но в этом году нам визы оформили, чтобы приехали мы на Setomaa". У Виллу Линнасмяэ в деревне Тайлово родные могилы - бабушки и дедушки. И Виллу и Миральда поют в ансамбле "Сорресето". "Это певучие сету, позитивные, добрые сету" - расшифровывает название Валли Карп. Она тоже приехала из Таллина и здесь вместе с мужем Таави. "Он не поет, но всячески помогает нашему ансамблю, надеюсь, скоро запоет", - говорит Валли, которая закончила среднюю школу здесь, в Печорах, в 1972 году. "Мои братья до сих пор живут в родной деревне Затрубской. А я считаю, что свою миссию выполнила - все мои дети - три сына и дочь знают сетуский язык, дочка играет на гармошке и поет наши песни".
У сету есть традиция - ежегодно избирать короля, вернее, короля-наместника на земле (согласно легенде, король сету спит, а наместник-король видит сны и сообщает их значение своему народу - прим. ИА REGNUM Новости). Выборы проходят так - за претендентами выстраивается очередь, и чья очередь длиннее - тому и быть королем. Две недели как был избран королем сету Ахто Рудоя. Он - в национальном костюме, шляпе, с сумкой из овчины и посохом, который держали в руках уже шесть королей и одна королева, объявил о начале фестиваля и призвал свой народ спеть Гимн сету, очень мелодичный, но грустный. В нем говорится о том, как непросто народу в белых и цветных одеждах сохранить свою культуру, свои песни и жить между двух цивилизаций, но надо держаться корней.
Ахто Рудоя русский учил, еще будучи советским школьником, поэтому корреспондент ИА REGNUM Новости беседовал с ним по-русски. Мама короля родом из Печорского района, а сам он в обычной жизни руководит небольшой копанией по реновации старых деревянных домов, у Ахто Рудоя лесотехническое образование: "Король - это почетное хобби". В этот раз на выборах сетуского короля в эстонской волости Микитамяэ было три претендента. За Ахто выстроилась очередь боле чем в 400 человек, за его ближайшим соперником - чуть более двухсот. Ахто Рудоя еще не успел навязать свой пояс на королевский посох - всего две недели, как избран королем, но сны о том, что надо развивать и поддерживать культуру сету, он уже видит.
С большим деревом сравнил народ сету в своем выступлении на открытии фестиваля член парламента ЭстонииУрмас Клаас: "Дерево может быть сильным, если у него сильные корни, с помощью фестиваля "Setomaa. Семейные встречи" мы укрепляем нашу общую культуру сету". Землю из Сибири, завязанную в узелок, привезла на историческую родину Галина Евсеева - сету из деревни Хайдак Красноярского края. В Сибирь во времена Столыпинской реформы в начале прошлого столетия переселились тысячи малоземельных сету - власти давали неплохие подъемные и много земли. А потом, уже после революции, начался активный процесс ассимиляции малого народа. В деревне Хайдак сейчас 200 человек называют себя сету, а по всей Сибири - не более тысячи. В деревенской школе создан музей культуры сету и ансамбль "Куллари-кук". Подростки из ансамбля вместе с Евсеевой и приехали на родину предков - красноярцы впервые участвуют в "Setomaa". "Нам помог приехать центр финно-угорской культуры (Сыктывкар), - говорит Галина Евсеева, - мое поколение - последнее, кто свободно владеет языком и хранит традиции, для детей, которые поют в ансамбле - это уже история, они знают песни, но не говорят на языке предков". Предки Евсеевой приехали в Сибирь из Печор и Южной Эстонии в 1908 году. "Куллари-кук" - это желтый цветок купальницы, который приглянулся сету в Сибири, отсюда и название ансамбля, который организовала в школе деревни Хайдак учительница - сету Лидия Ледо.
Нон-стоп шли на сцене выступления творческих коллективов. А тем временем угощение конкурса хозяек можно было попробовать. Хранительница музея-усадьбы сету Энне Лыйв рассказала корреспонденту ИА REGNUM Новости об особенностях национальной кухни: "Мы все варим домашний коровий сыр, здесь четыре сорта, здесь с огородов соленые огурцы и помидоры, традиционные пироги напекли хозяйки по старинным рецептам - с грибами и луком, с грушей и сухофруктами, с сушеными яблоками, с творогом, с вареньем, со свежими яблоками и шоколадный крендель еще".
И Энне Лыйв и Хелью Маяк - председатель этнокультурного общества сету Печорского района, член Совета финно-угорских народов РФ стали победительницами конкурса хозяек. Хелью Маяк в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости выразила надежду, что программа поддержки народа сету, которая разработана и осенью будет принята администрацией Псковской области, во многом поможет сохранению культуры народа и укреплению межграничных связей: "Еще программа не принята, но в ее рамках выделены деньги для этого фестиваля. Надеемся, что за четыре года много чего улучшится - финансовая составляющая программы 80 млн рублей. Это не только поддержка культуры - но и строительство дороги от Печор до Сигово, дорога от Старого Изборска, где поворот на Мальскую долину - там участок 2 км до Мальского кладбища, где наша церковь, где идет служба на двух языках и могилы, где похоронены родственники многих из тех, кто сегодня на фестивале". Программа предусматривает также и развитие усадьбы в Сигово - открытие гостевых домов, кафе, где можно будет отведать сетускую кухню, развитие поддержка факультатива сетуского языка и кружков ремесел в Печорской школе - ныне лингвистической гимназии, развитие малого предпринимательства. Хелью Маяк подчеркнула, что создание гостевых домов - это и дополнительные рабочие места и возможность приехать из Эстонии и остановиться в Печорском районе тем сету, у которых здесь, кроме родных могил, ничего и никого не осталось. Когда выступили все музыкальные коллективы, король сету лично разжег Костер Дружбы и праздник завершил Кирмаш - хоровод вокруг костра и угощение за столами, расставленными прямо под открытым небом.
Напомним, существуют две версии происхождения народа сету. Согласно первой из них, сету - коренной финно-угорский народ; сохранившийся до наших времен "осколок" древней чуди, с которой встретились славяне при заселении северо-запада Восточно-Европейской равнины. По второй версии, сету - потомки бежавших в средние века с территории современной Эстонии на русские земли эстов, спасавшихся от гнета рыцарских орденов. В Печорском районе в конце XIX столетия проживало 16 тысяч сету. Сейчас в Печорском районе по одним подсчетам проживает около 200 сету, по другим - около 300, в то время как в Эстонии - около 4, 5 тысяч сету.