Пятница,
19 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Четверг, 29 октября 2015 г. 21:06
ОБЩЕСТВО

«Государство, которое занимается, чем угодно, кроме культуры – обречено»

ИА REGNUM: Рома, когда Вы узнали, что есть такой поэт Осип Мандельштам? Я о нем узнала в детстве благодаря Алле Пугачевой. Думаю, мало что поняла, но текст запомнила намертво. И вернулась к этой поэзии уже в сознательном возрасте.

Узнать мало. Нужно понять и полюбить. Мне было 18 лет, когда однокурсница, чуть постарше, сказала, что есть такой поэт и принесла его «Армянский цикл». Я прочитал, ничего не понял и совершенно хладнокровно с ним расстался. Небольшой набор ранних стихов я знал, но любви не испытывал. А потом стихи вдруг стали быть. Хотя момента зарождения любви не помню. Не понимаю, как и когда он возник.

ИА REGNUM: У героев ваших фильмов и жизнь, и судьба драматичны. А внешне благополучные советские писатели и поэты Вас в принципе не интересуют? Допустим, Фадеев. Или Багрицкий.

ИА REGNUM: Я ведь никого не вы — и не отбираю. Нужно полюбить то, что написано. Фадеева не любил никогда. Багрицкий симпатичен, но должна быть больше, чем приязнь. Вот, скажем, к Бабелю повышенная чувствительность наблюдается.

ИА REGNUM: Вы ведь когда готовите каждый фильм, используете не только чьи-то воспоминания, автобиографические сочинения и так далее, но гораздо больше?

Конечно! Берется весь достижимый корпус текстов. Иначе не имеешь права этим заниматься. Дальше что-то такое сочиняешь и думаешь, как превратить поэзию и судьбу в подобие киноязыка. Ничего единичного в основе не лежит. В «Сохрани мою речь навсегда» ни слова не придумано, из воспоминаний Надежды Яковлевны использовано немного. Следует очень тщательно исследовать время. Сейчас работаем в сторону Андрея Платонова и там тоже масса сопутствующего. Надо изучить, например, Шахтинское дело, дело Промпартии. Контекстов очень много — звуковой, новостной и так далее. Есть исследователи, которые целые работы выстраивают на газетных фактах. Но опять же — правда факта опять же не имеет отношения к искусству, она может служить возбудителем.

А дальше расщепляешь действительность под углом героя, изнутри, и собираешь через себя. С Осипом Мандельштамом было очень сложно — он же неуловимый. Случались моменты невероятного отчаяния, я упрашивал его даться, а он выскальзывал так, что невозможно совершенно было. Скатиться в человека, переживающего трагедию, — плоско. Он не жил этим переживанием беспробудно. Это был витальный, иудейский, жизнерадостный, юный, принужденный стареть. Он как Петербург, который был построен европейцами для процветания и жизни в Европе и который заставляют умирать в Азии. Мандельштам оказался принужденным умирать в чужой своей эпохе.

ИА REGNUM: А как шла работа с предыдущими героями?

Понять другого человека, тем более таких талантливых людей — рабочий процесс. Кино подразумевает некоторое сочетание разнообразных выразительных средств. Чем больше возможностей, тем больше вовлекается средств и тем сложнее их организовывать, сочетать, продумывать. Первые три работы я не могу пересматривать — так неловко за их примитивность. Тогда наши возможности стремились к нулю, а я всегда останусь знать, что придумалось и как могло бы быть. С работы «Написано Сергеем Довлатовым» мы стали приближаться к тому, чего хотелось бы и пока так же далеки.

ИА REGNUM: Что сейчас с фильмом о Платонове?

У нас пока нет ни копейки. Мы ведь с государством дел не производим, продюсера нет. Самому приходится всем заниматься. Как было бы объяснить условному продюсеру, что съемочной группе нужно обязательно слетать в Афины?! В сценарии же, допустим, этого нет…

ИА REGNUM: Если посмотреть ваши фильмы подряд, получается совершенно страшная картина. Все истории разрушительные. Когда Вы придумываете свои картины, возникает ли некое внутреннее желание, чтоб люди, посмотревшие их, изменили свое отношение к тому времени, с учетом нынешнего повышенного интереса к советскому периоду.

Моя установка очень простая — память. Беспамятство сегодняшнего дня — очень тревожная история. Никто не понимает, где он и кто. Дружно маршируют и кричат, что они русские, не понимая, что это значит. Кино, литература, вообще любые проявления культуры, как раз служат памяти. С ней мы и работаем. Другое дело, что в нашем случае берутся писатели, киноязык. В стране не было своего Нюрнбергского процесса и уже никогда не будет. Сегодняшний день загоняет в тупик, это от беспамятства. Ничто так не обезличивает трагедию как бюрократический язык. И ничто не является большей трагедией, чем бюрократизация языка. Отразить же трагедию масс возможно только через отдельно взятого человека. Проговаривать это все следует непременно.

Ведь кто такие люди без роду и племени? Варвары! Мы превращаемся в них. Мы уже под их властью. Наша страна, города ими захвачены. Это не плохо и не хорошо. Я очень люблю общаться с людьми старше себя, особенно с теми, кому за 80, могу слушать и слушать. Это, конечно, банально и даже пошло звучит, что наша задача сводится к простым вещам. Эпоха такая, что надо начинать заново, продолжая давнее, вместе с тем.

ИА REGNUM: Думаю, культура и память все-таки не угаснут до конца.

Безусловно. И во время Большого террора очаги культуры существовали, но, к сожалению, ни на что не влияли. Роль культуры сейчас сводится к функции, а все что не функция — тлеющие где-то вдали очаги. Всякий тиран первым делом отнимает память, переписывает ее, потому что так легче управлять. А единственный носитель памяти, опыта, и всего остального — культура. Другого ничего нет, и государство, которое занимается, чем угодно, кроме культуры — обречено. В принципе же, единственное, что оно должно, на мой взгляд, делать — законодательно регулировать всякие попытки нарушения взаимодействия между людьми. То есть обязано работать на культуру вообще, а не выборочно. Ведь ничто кроме этой самой культуры не передает ни памяти, ни опыта.

©СеверИнформ, 2015 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Пятница, 19 апреля 2024 г.
16:43 Вологодская обл
 

«ФосАгро» вновь пойдет навстречу сельскому хозяйству

16:19 Вологодская обл
 

Нарушение личного пространства гадюки может закончиться укусом

15:23 Вологодская обл
 

Дезориентированный мужчина перестал выходить на связь с родными

15:11 Вологодская обл
 

Даже после выхода на пенсию полицейские защищают людей

14:26 Вологодская обл
 

Нервозность велосипедиста заинтересовала патрульных (ВИДЕО)

13:24 РОССИЯ
 

В России заговорили о возрождении Партии любителей пива

12:53 Вологодская обл
 

Дачная страда подчиняет себе даже поезда

12:23 Вологодская обл
 

225 вологжан на прошедшей неделе побороли в себе «корону»

11:54 Вологодская обл
 

На понтон через реку в Сямже выделили более 40 миллионов

11:31 Вологодская обл
 

Бывшая мебельная фабрика загорелась в Череповце

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования