Соловецкий музей начал проект "Первобытное мореплавание" (Архангельская область)
26 мая 2009 года в г. Кеми началась реализация первого этапа проекта Соловецкого музея-заповедника "Первобытное мореплавание: реконструкция маршрутов и средств передвижения в западной части Белого моря в эпохи камня, раннего метала и Средневековья".
Как сообщила ИА REGNUM Новости сотрудника Соловецкого музея Анна Баландина, в течение трех дней с использованием традиционных технологий будет изготовлена каркасная берестяная лодка. Затем будет предпринята попытка пройти на лодке по наиболее древнему археологически прослеженному маршруту: г. Кемь - о. Немецкий Кузов - о. Олешин - о. Большой Заяцкий - о. Большой Соловецкий, и тем самым проверить одну из археологических гипотез о том, как люди попадали на Соловки в древние эпохи.
Этот проект - первая в истории исследования морской практики Беломорья попытка экспериментально проверить гипотезу о возможности передвижения по Белому морю на каркасной берестяной лодке в первобытную эпоху и в классическом Средневековье. Научная часть проекта разработана начальником первобытной археологической экспедиции Соловецкого музея-заповедника, к.и.н. А.Я. Мартыновым. Практическая реализация проекта началась сегодня, 26 мая, с постройки каркасной берестяной лодки. В строительстве принимают участие мастера-берестянщики под руководством народного мастера Шутихина А.В. (г. Котлас): руководитель студии "Новгородская береста" В.И. Ярыш, (г. В. Новгород), один из создателей сайта "Северная береста. История берестяных ремесел" А.А. Полежаев (г. Вельск) и мастер по мезенской росписи М.П. Хохлина (г. Котлас). На постройку лодки уйдет около трех дней. В первый день из кусков бересты мастера "шьют" длинное полотно шириной около полутора метров. Сшивают берестяные пласты сосновым корнем, размоченным в воде, делая отверстия в бересте шилом. Изготовление такого берестяного "половика" - самый сложный, трудоемкий и ответственный этап, потому что от этого зависит качество всей лодки.
Следующий этап - создание берестяного корпуса лодки. Уже сейчас мастера обозначили контур будущего судна, вколотив в землю около десяти березовых прутьев высотой 70 см. Готовое берестяное полотнище разместят внутри намеченного прутьями контура и станут пришивать борта. Общая высота лодки составит около 50 см. После этого в лодку вложат шпангоуты и стрингера, изготовленные из упругих еловых ветвей. На дне лодки будет устроен небольшой трап для придания днищу формы и прочности. Оставшиеся куски бересты прикроют нос и корму, так что судно будет полузакрытым. Последний этап - смоление швов смесью из растопленной еловой смолы и свиного жира.
Строительство ведется с помощью простейших инструментов - ножа, топора и шила. Для связей используются только корень сосны и полоски из бересты. Конструкция не предусматривает металлических частей, не будет ни одного элемента, который бы крепился жестким способом. Такая гибкая фиксация позволит действовать принципу "обратной деформации" - в случае удара волны лодка прогнется и затем опять примет первоначальную форму.
Руководитель постройки лодки А.В. Шутихин рассказывает: "Это хорошо известная технология изготовления лодки. Например, лодка-берестянка описана в Большой советской энциклопедии, есть берестяная лодка в Российском этнографическом музее, в Кунсткамере есть лодка северо-американских индейцев. Эта технология присуща всем народам земли: в Австралии такие лодки делают из коры эвкалипта, в Южной Америке, на островах Огненной Земли - из коры вяза, аналогичные лодки есть и в Африке, и на Чукотке".
После постройки лодку спустят на воду и в сопровождении Службы безопасности Соловецкого музея-заповедника пройдут по Белому морю до Большого Соловецкого острова около 50 км.
Этот уникальный эксперимент - яркий пример все более популярного направления музейной деятельности - реконструктивной археологии. Организаторы считают, что проект может открыть для Соловецкого музея-заповедника новые перспективы в деле сохранения и презентации соловецкого наследия.