Как жильцы и общественные организации могут бороться с коррупцией
Не секрет, что в Вологодской области достаточно жилья, которое нуждается в капитальном ремонте. Так, только в 2018 году в регионе должны привести в порядок более 300 многоквартирных жилых домов. Каким образом сами жильцы, а также общественные объединения могут контролировать ход ремонта и предотвращать злоупотребления? С этим вопросом мы обратились к заместителю председателя комиссии по ЖКХ, архитектуре и экологии Общественной палаты Вологодской области Виктору Вавилову.
«В том, как выполняется программа капремонтов, действительно есть ряд недостатков, - говорит Виктор Владимирович. - Например, мы силами общественности добиваемся того, чтобы перечень домов, подлежащих ремонту на следующий год, был сформирован не позднее 1 июля. Также пока не удается сделать так, чтобы все конкурсные процедуры по выбору подрядчика проводились до 1 января. Бывают случаи, когда аукционы проходят в мае, июне, а лето у нас короткое, и не факт, что все работы закончатся до холодов. При этом в процессе должны участвовать сами жильцы, ведь местные власти не всегда представляют, в каком состоянии находится конкретный дом».
По словам Виктора Вавилова, жильцы и общественники могут сыграть решающую роль как при формировании перечня работ, которые необходимо сделать в доме (от этого зависит смета на ремонт), так и в ходе капремонта, и, особенно, при приеме дома контрольной комиссией. Все эти положения были установлены федеральным законом «Об основах общественного контроля» в 2014 году.
«К сожалению, люди у нас часто жалуются на недостатки уже после окончания работ: это не починили, там не доделали. Сейчас почти везде есть «старший по дому», которому остальные жильцы доверяют подписывать бумаги, в том числе акт приема работ. В идеале это — профессионал, хорошо знакомый со сферой ЖКХ, либо просто активный, внимательный гражданин, который не упустит ни одной недоделки. Свои претензии он может вписать непосредственно в акт приемки, в графу «Замечания», - поясняет общественник.
Роль такого своеобразного «смотрящего» велика, и к тому, кого направить в состав комиссии по приемке дома (кроме представителя собственников, в нее входят делегаты от местных властей, управляющей компании и подрядчика), следует подойти со всей серьезностью. Делается это на общем собрании собственников жилья. Отсутствие замечаний со стороны жильцов — одно из главных условий того, что капремонт считается завершенным. По словам Виктора Вавилова, чаще всего строители прислушиваются к претензиям собственников и стараются их оперативно устранить, ведь портить свою репутацию некачественным ремонтом невыгодно. Кроме того, на стороне граждан в этом случае закон: окончательный расчет с подрядчиком производится только после принятия дома. Это, как считает Виктор Владимирович, должно исключить возможные факты коррупции, попросту говоря — разворовывание денег на стройке.
Впрочем, Виктор Вавилов подчеркнул, что не каждое общественное объединение может заниматься контролем за капремонтами. «Бывает, что люди действуют в каких-то своих корыстных интересах, случается и так, что жалобщик неправ, - говорит общественник. - Не все профессионалы в этой сфере, поэтому я предложил делегировать представителей от Общественной палаты, обучить их и, возможно, выдать документ о полномочиях».