Тяжелые времена ждут российских автомобилестроителей: экономисты о заводе во Всеволожске
"Тяжелые времена ждут наших автомобилестроителей", - заявил ИА REGNUM директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, комментируя информацию о приостановлении конвейера на заводе Ford Sollers во Всеволожске (ЗАО "Форд мотор компани", входит в Группу "Соллерс") до 8 июня 2014 года.
Эксперт напомнил, что решение о приостановке было ожидаемым, причины ее ясны: "у "Форда" большие проблемы со сбытом, он имел одни из самых худших показателей в прошлом году по продажам и соответственно начало года тоже было не лучшим", - напоминает Николаев. Незначительное улучшение ситуации с продажей автомобилей, по мнению Ниолаева, обусловлено попыткой населения вложить средства в крупные покупки в ожидании роста цен из-за снижения курса рубля и стагнации в экономике. "Но на "Форде" даже это положительно не сказалось", - говорит он.
Эта остановка "беспрецедентна", считает Николаев, хотя официально причина сформулирована политкорректно - "в связи с оптимизацией производства".
Ситуация не единична, продолжает он, прогнозируя. что аналогичные проблемы возникнут и на Волжском автозаводе в Тольятти - "на ВАЗе тоже проблемы, остановки и увольнения тоже будут".
Однако ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов выражает уверенность, что планы предприятия выпуску в 2015 году обновленных моделей "Форд Фокус" и "Форд Мондео" вполне реализуемы даже в нынешней ситуации. "Планы, несомненно, реалистичные, - заявил он корреспонденту ИА REGNUM, - Более того, приостановка производства, в том числе, может быть использована для подготовки к выпуску обновленной модели, соответствующей переналадки в цехах, необходимого переобучения персонала".
Баранов, тем не менее, также отмечает стагнацию на автомобильном рынке страны и уменьшение спроса на автомобили. Он приводит данные Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, согласно которым за первые три месяца 2014 года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей снизились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
"Очевидно, - отмечает он, - что в условиях, когда продажи автомобилей снижаются, о чём свидетельствует статистика, автопроизводителям ничего не остаётся другого, как сокращать производство, снижать всеми возможными способами свои издержки, в том числе и путём остановки производства, сокращения персонала и применяя прочие меры".
Тем не менее эксперт предполагает, что "в предстоящие год-два нас может ждать своего рода "передышка", которая не связана с кризисными явлениями в экономике России. Выражаться она может в снижении объёмов производства и продаж, качественным изменением в модельном ряду, увеличением доли автомобилей с нетрадиционным силовым агрегатом, ростом продаж компактных автомобилей. И в этом случае 2013 год можно считать как раз первым годом такой "передышки" на российском автомобильном рынке, а 2014 год может стать вторым годом этой "передышки", то есть показатели работы автопрома могут оказаться на уровне 2013 года или даже ниже".
С другой стороны, по словам Баранова, серьёзное положительное воздействие на авторынок будет оказывать такой фактор как неудовлетворённый спрос на автомобили. По уровню автомобилизации, говорит он, Россия от многих стран серьезно отстаёт.