Необходимо обеспечить доступ промышленности к Арктическому региону, сулящему грядущими крупномасштабными энергетическими проектами. Наибольший потенциал в развитии транспортной системе региона у Северного морского пути. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 19 марта, на VI Ежегодной международной конференции "Трилогия" в рамках конгресса "Балтийская неделя" в Санкт-Петербурге сказала специалист Секретариата Партнерства "Северного измерения" по транспорту и логистике Ольга Гурикова.
"Арктика - очень богатая территория: это и энергетические ресурсы, и биоресурсы, и полезные ископаемые. Сегодня, конечно, огромным богатством является энергия. И Арктика обладает одними из самых богатых месторождений нефти и газа в мире. Арктика - вот настоящий банк России, а не Кипр, особенно в свете последних новостей (По словам президента Ассоциации региональных банков, заместителя председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, Кипр - крупнейший иностранный инвестор в российскую экономику. Правительство Кипра объявило о вынужденном введении налога на вклады, который станет своеобразной платой станы за финансовую помощь Евросоюза - прим. ИА REGNUM)", - сказала Ольга Гурикова.
Как отметила Гурикова, чтобы добраться "до всех этих богатств", России необходимо развивать торговые пути Международного транспортного коридора Запад-Восток, в частности Северный морской путь.
"В 2012 году по Северному морскому пути прошло 32 суда, которые перевезли 1 млн 127 тыс. тонн грузов, - сообщила Гурикова. - Это только транзит, то есть то, что шло в АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион - прим. ИА REGNUM). А общие перевозки составили 4 млн тонн".
По некоторым оценкам, представленным Гуриковой, грузопоток по Севморпути достигнет 40 млн тонн в год к 2020 году. "Некоторые считают, что это чересчур оптимистические прогнозы, но интерес в мире к этому маршруту есть, и он растет", - подчеркнула Гурикова.
Также Ольга Гурикова отметила, что необходимо связать Севморпуть с транспортной системой Европы. "Сейчас рассматриваются проекты, например, Арктические железные дороги", - уточнила эксперт.
Реализация крупномасштабных транспортных проектов невозможно ресурсами одной только России, признают эксперты конгресса. По словам вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса, столь масштабные проекты разрабатываются не только на основе государственно-частного партнерства, но и с использованием средств международных транспортных организаций. "По некоторым проектам уже есть достаточно неплохие результаты", - сказал Двас.
"Мы говорим о сотрудничестве, но смотрим друг на друга как на конкурентов. Каких-то результатов можно достичь, если делать эти проекты международными", - добавила Гурикова.
Напомним, что, несмотря на технические сложности плавания в Арктике, географически Севморпуть представляет собой кратчайший маршрут, соединяющий Европу с Дальним Востоком и западной частью Северной Америки.
Альтернатива Северного морского пути - транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12,8 тысячи морских миль, то Северным морским путем - только 5,8 тысячи морских миль.
Напомним также, что 30 июля президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании федерального казённого учреждения "Администрация Северного морского пути", который в том числе вводит обязательное страхование гражданской ответственности владельцев судов.