Польский кинорежиссер: есть темы, которые показывают русских с хорошей стороны
Обозреватель ИА REGNUM встретилась с директором Варшавской киностудии Влодзимежем Нидергаузом и поговорила с ним о настоящем и прошлом польского кино
ИА REGNUM: Влодзимеж, Вы начали продюсировать фильмы в 1990-е, не самое лучшее время для польского кино. А где тогда добывали деньги на свои первые проекты?
Вообще, я начал работать еще в 1970-е, после университета. А директором киностудии стал в 1990-е. Это конечно непростой вопрос: 50 % обеспечивает Польский Институт Кино, а другую часть продюсер должен найти сам. Что гораздо труднее. Мы стараемся получать деньги от прокатчиков. И если у них есть нюх, они чувствуют, что фильм будет пользоваться спросом, то тогда готовы финансировать проект. Еще один источник - бизнесмены, желающие вкладывать деньги в кино. Также телеканалы покупают права на показы фильмов.
ИА REGNUM: Польский Институт Кино был организован в 2005 году. С его появлением работать стало легче?
Скажу открыто и искренне: появление этого института подтолкнуло наш кинематограф и был сделан серьезный рывок вперед.
ИА REGNUM: Адам Крук в статье "Потерянная декада" (опубликована в журнале "Искусство кино" - прим. ред.) говорит, что первое десятилетие нового века для польского кино было не слишком удачным. В отличие, например, от литературы театра, кино нечасто осмысливало настоящее. Сейчас ситуация меняется?
Если я скажу, что все хорошо, то выражу огромное самоудовлетворение. А человек удовлетворенный не в состоянии развиваться. Тем не менее, польское кино сильно продвинулось. Об этом свидетельствуют зрители, прежде всего молодежь, которая все чаще ходит на отечественные фильмы. Приглашение на международные кинофестивали говорит о востребованности польского кино. Соответственно, бизнесмены, когда видят эти данные, финансируют проекты с большей охотой. Сегодня у нас выпускается 60 фильмов в год. Что для такой страны как Польша, с населением в 35 миллионов, очень много.
ИА REGNUM: В 1950-1970-е режиссеры тесно сотрудничали с современными драматургами и писателями - Тадеушем Ружеичем, Тадеушем Конвицким, Ежи Анджеевским и другими. В настоящее время литературно-кинематографические связи так же крепки?
Связь, конечно, есть, но не такая тесная как прежде. Я бы лично очень хотел, чтобы кто-нибудь из перечисленных писателей написал что-нибудь и для меня. Если получится встретиться через год, то мы возможно привезем фильм, сделанный на основе произведения Януша Маевского. Может быть, это не литература с большой буквы "л", но его книга получила хорошие критические отзывы и вообще много положительных откликов.
ИА REGNUM: На ваш взгляд, каких сюжетов и тем сегодня не хватает польскому кино?
Трудный вопрос. На самом деле польское кино довольно разнообразное. Однако многие снимают фильмы о современности.
ИА REGNUM: До начала 1990-х польские фильмы постоянно были в советском прокате. Потом исчезли, как многие другие. Сейчас, если и выходят, то редко. А прокатываются ли польские фильмы в Европе?
С этим обстоят дела по-разному. Копродукция, например, автоматически предполагает прокат наших фильмов в странах партнеров. Недавно снимали с болгарами. Два года назад Занусси работал с Украиной. Еще с Чехией сотрудничали. Мне казалось, что это можно делать и с российскими партнерами. Однако до сих пор переговоры ни к чему не привели. Пару лет назад я общался на эту тему. Но поскольку сменилось руководство "Ленфильма", то пока к этому не возвращались. Думаю, все-таки есть темы, которые показывают русских с хорошей стороны и вместе с тем поляков тоже с неплохой. Надеюсь, будет еще шанс осуществить желаемое. Если более подробно, то это мог бы быть фильм о любви польского офицера к русской актрисе. Время действия - XIX век. А Петербург - идеальное место для такого сюжета.
ИА REGNUM: Не могу не спросить. В прошлом году в польский прокат вышел фильм Владислава Пасиковского "Колоски". Как сами кинематографисты, коллеги режиссера, восприняли эту картину?
Фильм этот затрагивает очень болезненные исторические моменты и мнения по его поводу диаметрально различаются. Нет смысла скрывать, что вполне возможно такие случаи имело место во время войны. И поскольку цензуры нет, режиссер сделал то, что посчитал нужным, что ему показалось важным. Такова цена демократии.
ИА REGNUM: Появление подобных фильмов еще возможно?
Сейчас Пасиковский снял фильм о польском офицере, сбежавшем в США, чтобы сообщить о военном положении, которое собираются ввести в Польше. Картина о временах "Солидарности".
Справка: "Колоски" (Pokłosie) Режиссер: Владислав Пасиковский Действие происходит в девяностые годы в польской деревне, куда после долгих лет эмиграции возвращается из Америки главный герой Францишек Калина. Он встревожен известием о том, что его младший брат Юзеф повздорил с остальными жителями деревни, и скоро обнаруживает, что причиной конфликта является ужасающая история шестидесятилетней давности. Братья пытаются докопаться до истины: оказывается, местные во время войны убили несколько сотен евреев, а затем обосновались в их домах. Братья даже находят на окраине разрушенное еврейское кладбище, от которого поляки решили избавиться, чтобы стереть память о живших в тех местах евреях, и задаются целью восстановить его. Премьера состоялась 9 ноября 2012
За помощь в организации интервью агентство благодарит киноцентр "Родина"