Пятница,
19 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Суббота, 16 мая 2009 г. 17:58
ОБЩЕСТВО

Наталья Степина: Карательная психиатрия в сиротских учреждениях - результат репрессивной педагогики

Информационная волна, в очередной раз развернувшая внимание к "детской карательной психиатрии", собственно, не принесла с собой ничего нового. Да, в детских домах и интернатах детей отправляют в психиатрические больницы. Да, это часто используется как способ "привести в порядок" тех, кто этот общий порядок нарушает (включая не только буйных, агрессивных, непокорных, но и тех, кто не в состоянии всю жизнь жить в строю). Во всех детских сиротских учреждениях, с которыми мне довелось столкнуться за 20 лет работы, так делали - где-то больше, где-то меньше. По той простой причине, что так принято.

Почему-то сегодня, справедливо негодуя по поводу карательной психиатрии, никто не говорит о том, что это только часть общей системы карательного воспитания. Общественное воспитание в учреждениях для детей-сирот репрессивно по своей сути, ибо устроены они как режимные учреждения.

Мы возмущаемся, что ребенка или подростка можно насильно увезти в больницу, обколоть аминазином, лишить возможности уже не только действовать, но и думать и чувствовать. Но разве менее странно, что воспитанник сиротского учреждения до 18 лет не имеет права выйти за стены своего учреждения без сопровождения сотрудника и соответствующего приказа? Это нормально - не иметь возможности передвижения, уединения, выбора соседа по комнате, личного пространства, личного времени, личных вещей? До сих пор все учреждения для детей-сирот ориентированы только на групповое воспитание, все дети живут по общему режиму. Индивидуальный путь развития ребенка здесь невозможен в принципе (несмотря на все декларации), так как никакие условия для этого не предусмотрены. Само понятие приватности (права ребенка на частную жизнь) в систему общественного воспитания не закладывается, поэтому все возмущения по поводу нарушения прав ребенка в глазах представителей системы выглядят по меньшей мере нелепо. Ребенок в сиротском учреждении - часть большого механизма, который должен успешно функционировать. Поэтому все нарушители общего порядка караются так жестоко, что они ставят под угрозу существование огромного хозяйства.

Если дети в детских домах вдруг получат право быть разными, в том числе сложными и непослушными, получат право думать, выбирать, иметь свое мнение, ни один детский дом такого не выдержит, потому что и сотрудники, и сам образ жизни в учреждении к этому не готовы.

А уж какими способами детей приводят "к общему знаменателю" - "психушками", угрозами, манипуляциями, подкупом, шантажом - как правило, зависит от того, что ближе и удобнее.

Существование системы коррекционных интернатов - также одно из последствий режимной педагогики. Мне всегда хотелось проверить на психическую адекватность людей, которые считают, что, собрав вместе сотню детей с тяжелыми нарушениями, можно улучшить их состояние, скорректировать их поведение или подготовить их к успешному будущему. Любой нормальный педагог знает, что ребенок не развивается в моносреде. Для развития нужны разнообразные контакты, а для ребенка с проблемами развития особенно важно формировать представление о норме и видеть образцы таковой. Как узнают о нормах поведения дети из коррекционных интернатов, которые никогда в жизни не общались с "нормальными" ровесниками? Дефекты и проблемы в коррекционных интернатах перемножаются и накладываются друг на друга, выжить и сохранить в себе хоть что-то человеческое в таких условиях может далеко не каждый. Детям так плохо и трудно, да и воспитателям с ними тоже и плохо, и трудно, но явно тем, кто это придумал, так удобнее. Разделить детей на "виды" - плохо видят, плохо слышат, плохо говорят, плохо двигаются, плохо соображают, всего восемь "видов" - каждый "вид" изолировать, лишить всякой возможности прикоснуться к жизни вне стен учреждения - такой педагогический концлагерь и в страшном сне не приснится. Но чуть ли не половина детей-сирот растут в коррекционных учреждениях, особенно много в коррекционных учреждениях VIII вида - для детей с диагнозом "легкая умственная отсталость". Развивать и корректировать в таких условиях практически невозможно, можно только подавлять, усмирять, успокаивать. И помещение в психбольницу становится инструментом педагогического воздействия, тем более, что для детей "восьмого вида" - с психиатрическими диагнозами - такой способ легко представить как необходимый.

Что же со всем этим делать?

Возможно ли создать в детском учреждении условия для полноценного роста ребенка - вопрос спорный. Но сделать жизнь детей менее травмирующей и более приемлемой для развития, безусловно, можно. Общая гуманизация жизни детей в детских домах и особенно в коррекционных интернатах, на мой взгляд, должна включать несколько параметров:

возможность уменьшения числа детей в группах для более тонкой работы воспитателя со сложными детьми (для этого нужен пересмотр нормативов, требующих определенного количества детей на ставку педсостава), признание права на индивидуальный путь развития;

разнообразие контактов с разными взрослыми, в первую очередь приходящими "извне";

обязательные, тщательно продуманные программы интеграции детей, в том числе с любыми отклонениями, с ровесниками из семей, особенно без всяких отклонений (процесс требует совершенно иного отношения к своим воспитанникам со стороны педсостава детских домов и изменения общественных установок на более принимающие, но дело того стоит);

выход за стены учреждения - в любых формах (занятия в районном доме творчества, прогулки по общественному парку, а не во дворе интерната, поездки не только в музеи и театры, но и в магазины и аптеки);

повышение престижа специалистов, работающих с сиротами, в общественном мнении и на государственном уровне, что повлечет и повышение уровня требований к профессионализму сотрудников сиротских учреждений;

большая открытость детских домов к взаимодействию со специалистами других детских учреждений и организаций, движение в сторону социального партнерства.

Где найти ресурсы? Вижу несколько путей.

1. Социальный заказ для общественных организаций.

Присутствие общественных организаций в детских учреждениях может стать легитимным. Можно воспользоваться западным опытом, когда общественные организации участвуют в конкурсе на оказание определенных социальных услуг. Разработать условия участия, требования к организациям, способы контроля за ходом работы, определить, кто и как будет оценивать эту успешность (какая-либо структура вне стен интерната). Содержанием деятельности может быть что угодно, на что не хватает рук у самого учреждения - например, организация дополнительных занятий для одаренных или, наоборот, отстающих детей; обслуживание лежачих больных; индивидуальное сопровождение нуждающихся в особом внимании, да и мало ли что нужно детям, но невозможно по штатному расписанию.

Профессиональный потенциал тех организаций, которые сейчас принято называть волонтерскими, зачастую очень высок - "волонтерить" идут педагоги, психологи, дефектологи, медики. Да и просто к детям придут люди, которые хотят с ними работать и не боятся, что им будет трудно. Они готовы работать с любыми детьми. А если кто-то не справится - команда, заинтересованная во взаимодействии, сама найдет замену недобросовестному или неумелому.

Дайте возможность - после любых процедур сертификации - внешним специалистам работать с детьми из детских домов не на птичьих правах, а легитимно - и они разгрузят психиатрические больницы.

2. Развитие института профессиональных замещающих семей.

Конечно, семья в разы увеличивает шансы ребенка на коррекцию и развитие. Но развитие сложного ребенка должно стоять в эпицентре усилий не только семьи, но и коллектива специалистов, должно обеспечиваться государственной поддержкой. Тот вариант патроната, который был отвергнут прошлогодним Законом "Об опеке и попечительстве", - с солидарной ответственностью, когда семья, специалисты и государство делят обязанности по воспитанию и защите прав ребенка, - был бы оптимальным вариантом. Предложенный законом "патронат" как разновидность опеки, возлагающий весь груз на семью, резко сократил шансы тяжелых детей на семейное устройство. Но родительский потенциал в обществе все-таки есть - и трудных, и не совсем здоровых, и инвалидизированных детей стали брать в семьи. Начал появляться круг семей, которые понимают, что приемный ребенок с отклонениями в развитии требует не только любви и внимания, но и профессиональных навыков. Эти семьи нужно поднимать и поддерживать, выстраивая вокруг социальную инфраструктуру - с центрами сопровождения, посещениями специалистов, с формированием уважительного отношения к их усилиям и в школах, и в детских центрах, и в медицинских учреждениях. Не равнодушно или пристрастно контролировать - "справятся ли" - а помогать растить сложного ребенка.

3. Частные и общественные детские дома и дома инвалидов.

Почти непаханное поле. Делается ли что-нибудь и насколько успешно - об этом мало что известно, и внимание привлекают только негативные случаи. Конечно, это тема для отдельного разговора. Но, предчувствуя, какие камни полетят в меня за эту идею, считаю, что и в этом направлении надо двигаться. Потому что есть смысл признать: система общественного призрения сегодня зашла в тупик и находится в глубоком кризисе. И дальше вниз - по сути уже некуда. А подняться вверх требует усилий. И ждать их только от государства - бессмысленно.

Наталья Степина - педагог Региональной общественной организации поддержки детского и молодежного творчества "Я - человек"

©СеверИнформ, 2009 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Пятница, 19 апреля 2024 г.
07:16 Вологодская обл
 

Автомобиль ДПС сбил велосипедиста

16:43 Вологодская обл
 

«ФосАгро» вновь пойдет навстречу сельскому хозяйству

16:19 Вологодская обл
 

Нарушение личного пространства гадюки может закончиться укусом

15:23 Вологодская обл
 

Дезориентированный мужчина перестал выходить на связь с родными

15:11 Вологодская обл
 

Даже после выхода на пенсию полицейские защищают людей

14:26 Вологодская обл
 

Нервозность велосипедиста заинтересовала патрульных (ВИДЕО)

13:24 РОССИЯ
 

В России заговорили о возрождении Партии любителей пива

12:53 Вологодская обл
 

Дачная страда подчиняет себе даже поезда

12:23 Вологодская обл
 

225 вологжан на прошедшей неделе побороли в себе «корону»

11:54 Вологодская обл
 

На понтон через реку в Сямже выделили более 40 миллионов

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования