Пятница,
29 марта 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Среда, 16 апреля 2014 г. 10:43
КУЛЬТУРА

"Педагогическая лаборатория" в Большом Драматическом театре - не "социальная нагрузка", а поиски новых возможностей (Санкт-Петербург)

Как сделать школьного учителя "резидентом театра в молодежной среде", как сформировать из студента-педагога будущего учителя и что может сделать в этом случае театр, как "выращивать" своего будущего зрителя - об этом всерьез думают в Санкт-Петербурге в Большом Драматическом театре имени Г.А.Товстоногова. Проект "Педагогическая лаборатория" запущен художественным руководителем БДТ Андреем Могучим с соратниками - проект долгосрочный, являющийся частью целого направления работы театра - "Эпохи Просвещения". Это поиск зрителя, диалог с ним. Это, как говорит Могучий, насыщение театрального пространства между улицей и залом - включение в работу фойе, музея, привлечение в союзники вузов.

В рамках "Эпохи Просвещения" уже создан "Театр изнутри" - дети путешествуют по Каменноостровскому театру, постигая, "что же там внутри", и потом создавая свой спектакль. Диалогом со зрителем, пусть даже неискушенным, отличается спектакль-трансформер "Солдат и черт" на музыку Игоря Стравинского. Семейным спектаклем, очень важным для понимания детства, взросления явилась постановка Евгения Ибрагимова по произведениям Януша Корчака "Когда я снова стану маленьким".

"Педагогическая лаборатория" началась в марте семинаром для учителей и студентов - будущих педагогов "Театр и общество", уже подписан договор о сотрудничестве с РГПУ имени А.И.Герцена. Впереди - практические занятия, мастер-классы и семинары на регулярной основе. На вопросы ИА REGNUM ответил куратор "Педагогической лаборатории" и руководитель социально-просветительского отдела БДТ Борис Павлович, выпускник петербургской театральной академии 2004 года, с 2006-го по 2013-й возглавлявший "Театр на Спасской" в Кирове.

- Борис, вы ведь сами по школам ходите?

- Да, потому что прежде чем начать работу, надо проверить все на себе, окунуться в среду. Так мы придумали уроки-встречи "Как смотреть современный спектакль", которые предваряют просмотр "Солдата и чёрта". Мы спрашивали у друзей - у кого есть знакомые учителя, увлеченные внеклассной работой, те, кто неформально общается с детьми. Так появились первые десять учителей, потом еще десять. Так, "сетевым маркетингом" мы и вышли на партнерские школы - от гимназии при Русском музее до школ за Кольцевой автодорогой.

Мы предложили ребятам прийти и посмотреть спектакль "Солдат и чёрт" - столь не похожий на классический, содержащий в себе все признаки и атрибуты современного театра. Перед спектаклем я говорю со школьниками о том, что такое современное искусство. Они ведь хорошо знают, как правило, современную музыку, а с классической почти не знакомы. Учителя, наоборот, упорно транслируют школьную программу классической литературы, но при этом имеют очень приблизительные представления о сегодняшних культурных приоритетах. Я стараюсь оставаться в контексте и того, и другого. Помогаю навести мосты.

И, как оказалось, из наших с ними разговоров и просмотров спектакля молодые многое не могут объяснить, но чувствуют, зачем нужен театр лично им. Выясняется, что они абсолютно правильно воспринимают смысл - один подросток так отозвался о спектакле: это вообще не про Солдата и Чёрта, это все происходит внутри одного человека - это его внутренние метания и борьба. Андрей Могучий, когда я ему это рассказал, был поражен: "Я ведь тоже похожим образом понимаю историю Солдата". Оказалось, что "неподготовленные" дети готовы к очень небуквальному восприятию, они хотят говорить о сложных вещах, радуются ситуации, когда можно говорить о том, что "не понравилось".

Таким образом, в диалоге мы движемся друг к другу - театр и школа. У нас же у всех есть дети, и мы понимаем, что школа - это пространство, где они растут и формируются, и мы хотим, чтобы это пространство было более гуманным.

- А учителя?

- Мы хотим достичь такого уровня общения, чтобы учитель мог сказать "мне не понравилось", а ученик, наоборот - "мне понравилось". И учитель бы ответил: "Как это здорово, что нам по-разному это видится". Мы к такому хотим прийти. У нас уже был семинар, в котором участвовало 70 школьных педагогов и 30 студентов - будущих учителей. Мы на этой первой встрече "забросили" идеи и теперь получаем обратную связь: участники мне пишут электронные письма, они удивлены и обрадованы, что театр ими заинтересовался.

На семинаре родилось несколько направлений нашей будущей работы. Оказалось, что педагогам не хватает... импровизации, они хотят этому научиться. И нам это интересно, хотя для русского театра импровизация - штука не самая характерная, но я знаю, кто в театральном мире мог бы с учителями этим заняться.

Учителя пишут о том, что хотят сочинить спектакль для детей с родителями - ведь совместное творчество объединяет. И хотят создавать такие спектакли в школах, куда можно привлечь ребят, которые в классе считаются аутсайдерами. Вот с этими идеями я уже могу прийти к актерам, рассказать, какие интересные штуки хотят учителя делать в школах, сказать актерам - давайте придем в школу в гости - и не на "творческую встречу", а придем и поможем им поверить в себя. Это и есть современное искусство, которое ищет болевые точки, заставляет каждого лично включаться.

"Педагогическая лаборатория" и "Эпоха Просвещения" - это не "социальная нагрузка", это арт-проект и поиск новых возможностей бытования театра. И многие выдающиеся художники, начиная с Питера Брука, доказали, что это работает - 50 лет назад он в "Пустом пространстве" (Книга создана Бруком в 1968 году, в ней режиссер размышляет о "живом театре", лишенном фальши и штампов. - Прим. ИА REGNUM) пишет: поставили спектакль - идите и сыграйте его в спортивном зале школы. И все это знают, читали, только не идут в спортивный зал играть спектакль. А Брук это делал, поэтому его художественный язык так богат и глубок.

Мы в России немножечко чистоплюи - у нас твердое представление о том, что Искусство принадлежит высшей касте, а соцработа и самодеятельность - это с большой буквы не напишешь. Мы любим разводить в разные стороны "высокое" и "низкое" в то время как есть просто живое и неживое.

©СеверИнформ, 2014 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Пятница, 29 марта 2024 г.
14:23 Вологодская обл
 

10-летняя девочка не успела выбраться из горящего дома

14:14 Вологодская обл
 

Давление, рост, вес: более 43 тысяч вологжан прошли диспансеризацию

13:26 Вологодская обл
 

В Вологде построят площадку для снега

12:36 Вологодская обл
 

Рекордное потепление ожидается в начале апреля

12:22 Вологодская обл
 

Подросткам не дали спокойно гулять по опасному объекту

11:32 Вологодская обл
 

Отец выжил, а сын погиб на пожаре под Вологдой

11:02 Вологодская обл
 

Ледовая переправа через Северную Двину становится неудобной и опасной

10:19 Вологодская обл
 

Школьник из Красавино победил во Всероссийской олимпиаде школьников

10:11 Вологодская обл
 

168 объектов в Вологде обработают от клещей

09:47 Вологодская обл
 

Два человека пострадали в ДТП на мосту в Череповце

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования