Икона XV века вернулась в Новгородский музей после реставрации
Один из шедевров новгородского искусства XV века — икона «Богоматерь Умиление» — сегодня, 15 декабря, вернулась после 13 лет реставрации на своё постоянное место в экспозиции Новгородского музея-заповедника. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе музея, реставрацией памятника с 2002 года занимался художник-реставратор высшей квалификации Юрий Александров.
«Икона «Богоматерь Умиление» входит в число экспонатов Новгородского музея, возвращённых после Великой Отечественной войны из Германии. Сведения о происхождении иконы отсутствовали. В сравнительно недавнее время выяснилось, что икона была написана для местного ряда иконостаса одного из древнейших новгородских соборов — Николо-Дворищенского (XII в.). Удалось уточнить и её датировку — образ создан вскоре после 1463 года», — сообщили в пресс-службе музея.
До реставрации поверхность иконы находилась под сильно потемневшими слоями олифы и лаков. Изображения ликов и рук Богоматери и младенца Иисуса оказались скрыты под сплошной плотной темперной записью, искажён первоначальный вид одежд и фона.
«Сейчас авторская живопись полностью освобождена от поздних напластований», — сообщили в музее. Отмечается, что раскрытие образа осуществлено с привлечением современных методик — только под микроскопом специально изготовленными микроинструментами без применения растворителей.
Напомним, в коллекции Новгородского музея-заповедника находится уникальное собрание русской иконописи, включающее более 1500 икон XI — начала XX в. Его основу составляют произведения, созданные в ведущих мастерских Новгорода для главных монастырей и храмов города и его окрестностей. Наиболее ценные памятники представлены в экспозиции «Русская икона XI — XIX веков». В собрании музея есть иконы, созданные не только в Новгороде, но и в Москве, Пскове, Тихвине, Вологде и Ярославле.