14 октября в Вологодском театре для детей и молодежи открылся новый 41-й театральный сезон. И начался он с премьеры – спектакля по роману Пушкина «Дубровский». О том, как создавался спектакль и какие еще премьеры готовит театр, корреспонденту ИА «СеверИнформ» рассказал художественный руководитель театра, народный артист России Борис Гранатов.
- Борис Александрович, когда у Вас появилась идея поставить в своем театре «Дубровского»?
- Сложно сказать. Я люблю Пушкина, нашим первым спектаклем, поставленным для фестиваля «Голоса истории» в 1995 году, была «Капитанская дочка». Затем был спектакль «Опасные игры» по пушкинской поэме «Анджело». И «Дубровского» я давно хотел поставить.
Инсценировку хотел писать сам, у меня даже есть томик Пушкина, где весь «Дубровский» в карандашных пометках. Но по ряду причин эта работа не завершилась. В прошлом году мой коллега, известный петербургский режиссер Геннадий Тростянецкий, прислал мне свою инсценировку романа. Он делал ее для себя и поставил в Санкт-Петербургском Пушкинском театральном центре. Пьеса мне понравилась, и я решил ее поставить.
14 октября в Вологодском театре для детей и молодежи открылся новый 41-й театральный сезон
Начался он с премьеры – спектакля по роману Пушкина «Дубровский»
Борис Гранатов: «Инсценировку хотел писать сам, у меня даже есть томик Пушкина, где весь «Дубровский» в карандашных пометках»
- Как долго шла подготовка спектакля?
- Спектакли, вообще репетируются от одного до трёх месяцев. Репетиции «Дубровского» начались в апреле. Премьера состоялась в конце июня на фестивале «Голоса истории» в Пятницкой башне вологодского кремля. Естественно, репетиции шли с перерывами - гастроли, майские праздники... Но в целом, получается, что работа шла 3 месяца.
- Были ли сложности с переносом постановки из стен кремля на сцену театра?
- Не было. Мы долго репетировали спектакль именно здесь, в театре, и только последнюю неделю перед премьерой - в кремле. Понятно, что-то в процессе репетиций мы сейчас корректируем, сцена требует другого актерского существования. В кремле – открытое небо, древние стены, усиленный микрофонами звук, то есть актеры работают как на площади. На стационарной сцене всё иначе – тоньше, мягче.
Репетиции «Дубровского» начались в апреле
Премьера состоялась в конце июня на фестивале «Голоса истории» в Пятницкой башне вологодского кремля
Борис Гранатов: «Сложностей с переносом постановки из стен кремля на сцену театра не было»
- Чем обусловлен выбор минимальных и лаконичных декораций?
- Пьеса Тростянецкого предлагает такой способ игры, где артисты не вполне «проживают» историю на сцене, а и играют, и проживают, и просто открывают книгу и читают текст Пушкина. Как бы литературный театр. Поэтому и оформление сцены у нас соответствующее: на театральном заднике – увеличенные знаменитые рукописи и рисунки Александра Сергеевича Пушкина, построен подиум, как в крепостных театрах ХIХ века, на нем установлена черная беседка-ротонда, которая часто встречалась в помещичьих усадьбах. И на фоне задника она выглядит как нарисованная, как графика. То есть, создается впечатление, будто мы перелистываем страницы рукописи.
К слову, декорации эти нам создавал мой друг, московский художник Виктор Пушкин. Так что в нашем спектакле два Пушкина. Виктор сотрудничает с нашим театром с 2005 года, мы с ним сделали более десяти спектаклей за эти годы.
Борис Гранатов: «Оформление сцены у нас соответствующее: на театральном заднике – увеличенные рукописи и рисунки Александра Пушкина»
На сцене построен подиум, как в крепостных театрах ХIХ века, на нем установлена черная беседка-ротонда, которая часто встречалась в помещичьих усадьбах
Декорации создавал московский художник Виктор Пушкин
- Сколько человек занято в спектакле?
- Вся труппа. В спектакле артисты много танцуют и поют – это и крестьяне-разбойники Дубровского и гости на балу у Троекурова, они создают не только «массовку» - это сильный театральный образ дороги, пожара, крестьянского бунта. Они же, выходя из массовых сцен, играют различные роли. Помогали создать всё это хореограф Наталья Петрова-Рудая и музыкальный руководитель-хормейстер Лариса Васильева.
- Сложно ли было определиться с исполнителями ролей?
- Вы знаете, это очень интимный процесс. Как назначают актеров, кого я вижу, кого не вижу… У нас постоянная труппа, с которой я работаю много лет. Кто-то уходит, уезжает, приходят новые. Но у нас репертуарный театр, значит, есть постоянная труппа. Я ведь не приглашаю артистов со стороны. И если я берусь за какую-то пьесу, значит, я должен точно знать, кто в ней будет играть. Иначе я бы за нее не брался.
В театральном мире говорят, если в театре нет Чацкого, значит, «Горе от ума» ставить не нужно. Решение всегда за режиссером. В конце 80-х годов я ставил шекспировского «Гамлета». И я увидел Гамлета как студента-гуманитария, приехавшего из виттенбергского университета домой на похороны отца. Со стопочкой книг, перевязанных веревочкой. И для этого мне был нужен артист мягкий, интеллигентный, совсем не принц со шпагой на боку. И у нас был такой артист. Все зависит от замысла, от взгляда режиссера на пьесу.
В спектакле задействована вся труппа театра
Борис Гранатов: «В спектакле артисты много танцуют и поют – это и крестьяне-разбойники Дубровского и гости на балу у Троекурова»
Борис Гранатов: «Если я берусь за какую-то пьесу, значит, я должен точно знать, кто в ней будет играть. Иначе я бы за нее не брался»
- Какие еще премьеры готовит театр для своих зрителей в ближайшем будущем?
- В 2017 году 80 лет исполнилось бы драматургу Александру Вампилову. В нашем театре в разное время был поставлен не один спектакль по его пьесам: это и «Старший сын», и «Прошлым летом в Чулимске»… В ноябре мы начнем репетировать пьесу «Утиная охота». Думаю, многие знают фильм «Отпуск в сентябре» созданный по мотивам этой пьесы с Олегом Далем в главной роли. Если все будет хорошо, и мы сыграем премьеру в феврале, то надеемся попасть на Международный театральный фестиваль имени Вампилова в Иркутске. Мы уже были на этом фестивале в 2013 году со спектаклем «Старший сын».
Ну, а завершать сезон, планируем новым музыкальным спектаклем, который продолжит линию музыкально-пластических постановок нашего театра, таких как «Алые паруса», «Страсти по Тилю», «Айболит 2016», «Недоросль» и другие. Труппа сейчас в хорошей творческой форме и есть возможность ставить такие спектакли. Сейчас ищем интересный литературно-музыкальный материал для такого нового спектакля.
В ноябре начнутся репетиции пьесы «Утиная охота» Александра Вампилова
Завершать сезон театр планирует новым музыкальным спектаклем
Борис Гранатов: «Труппа сейчас в хорошей творческой форме, ищем интересный литературно-музыкальный материал для такого нового спектакля»