Школа в Ленобласти учит детей с учетом цыганских традиций: репортаж
Малокомплектная школа в посёлке Нижние Осельки Всеволожского района Ленобласти испытывает проблемы, характерные не только для прочих аналогичных сельских школ региона, но и для всей России. Но половина детей в этом небольшом, по городским меркам, учебном заведении - цыганские дети (123 человека из 203).
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в том, что опыт осельковской школы заслуживает повышенного внимания, убедились участники выездного заседания постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе, которые побывали в школе и познакомились с педагогами и учениками.
"Так сложилось, что у нас в Осельках состав населения - интернациональный, и это нисколько не мешает нам любить нашу школу и детей, которые в ней учатся. "Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать!" - такой у нас девиз. Стараемся сделать так, чтобы это были не просто слова", - рассказала гостям директор Осельковской общеобразовательной школы Зинаида Царёва.
Нельзя, по её словам, не считаться с традициями и укладом цыганских семей, которые приводят детей в осельковскую школу. "Мы учим детей, учитывая веками складывающихся в цыганском народе традиции. Большинство поступает к нам без знания русского язык, а начиная с пятого класса девочки, мальчики женятся и выходят замуж. Слово цыганского барона для всех - закон. Но мы добились того, что дети исправно посещают занятия, и никто из наших учеников не просит милостыню, держась за мамину юбку, дети исправно учат грамоту", - объяснила она.
Цыгане - народ музыкальный, и дети с удовольствием учатся танцевать. Это своё умение они продемонстрировали гостям, которые оценили яркость костюмов, изящество и красоту движений. "Главное, понять, к чему имеет склонности ребёнок, остальное, при хорошем отношении к нему, приложится - в этом смысле дети гораздо восприимчивее взрослых".
Уклад и традиции цыганского народа, также как наука взаимопроникновения разных культур, учитываются в авторских программах, которые разрабатываются и осуществляются в осельковской школе при научном сопровождении Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
"Учёба и общение с детьми основано на главном принципе педагогики: строить отношения в школе и за стенами школы так, чтобы педагогам и детям было интересно общаться", - изложила директор позицию работающего здесь коллектива.
Школа в Осельках работает по программе "Школа с этнокультурным компонентом". Успешно развивается и программа "Диалог культур". К тому же педагоги интересуются положительным опытом существования подобных школ в других регионах России и зарубежных странах.
Им хорошо известно, что, например, французы называют сельские школы с малым количеством учеников "идеалом республики". В Норвегии половина малокомплектных школ занимается по системе объединенных классов. Имеются такие школы даже в Австралии, где поселения крайне разбросаны, и на Аляске. А в соседней Финляндии для спасения сельских школ коренного народа - саамов специально создана организация "Сельское движение".
"Опыт осельковской школы доказывает, что к такому процесс, как "оптимизация", то есть, сокращение числа малокомплектных школ, это учебное заведение не должно быть причастно. Здесь работают люди, которые хорошо понимают это - создаются индивидуальные программы обучения, учитываются особенности национального состава", - поделился впечатлениями постоянной комиссии по образованию и науке Законодательного собрания Ленобласти Иван Пустотин.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко неоднократно высказывался против закрытия малокомплектных школ, объясняя это тем, что демографическая ситуация в регионе улучшается, и потому сами малокомплектные школы - явление временное.
Также не раз областные депутаты и чиновники, обсуждая проблемы сельских школ, на заседаниях правительства и парламента региона вспоминали о том, что соседствующая с сельским кладбищем осельковская школа не слишком хорошо приспособлена к учебному процессу, что имеются проблемы с коммуникациями. Вместе с тем, отмечалось, что речь о её закрытии не идёт, но хорошо бы выстроить новое школьное здание.
Нижние Осельки (фин. Ala Osselki) - деревня Лесколовского сельского поселения. Есть предположение, что название это финское, от слова uusiselkä, что означает "новая гряда". Известно, что по Карельскому перешейку прошёл ледник, который оставил после себя гряды и валуны, сохранившиеся до сих пор. Ниже Верхних Осельков по склону гряды расположились Нижние Осельки.
Напомним также, что по статистике в России из 59 тысяч школ почти 40 тысяч - сельские, в них учатся 4 млн человек. В Ленобласти насчитывается 38 малокомплектных школ.