Петербургские эксперты: законодательно регулировать Интернет - воевать с ветряными мельницами
Попытки государства контролировать Интернет носят непоследовательный и противоречивый характер, который порою мешает функционированию Сети. Такое мнение высказали накануне представители отрасли и юридической сферы на пресс-конференции, посвященной развитию Интернет-рынка в России. Об этом сегодня, 13 марта, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
"Последние годы государство все усиливает свой контроль над Интернетом. Однако я, как практикующий юрист, не могу сказать, что с появлением государства в этих делах стало что-то лучше", - заявил петербургский юрист Вадим Колосов. "До вмешательства государства Интернет и так неплохо регулировался имеющимися правовыми нормами. Сейчас, когда пытаются контролировать все вплоть до технических нюансов - вспомним закон о борьбе с пиратством, например, - происходит то, что нормы становятся противоречивыми, непонятными, работающими наполовину".
По мнению юриста, едва ли можно говорить, что законодательная неразбериха создается неосознанно: возможность двояко интерпретировать те или иные нормы позволяет осуществлять контроль над некоторыми ресурсами. Вадим Колосов подверг анализу обсуждающийся законопроект "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который затронет, в том числе, проблемы интеллектуальной собственности в информационно-коммуникационной сети. "С точки зрения права, по факту получается так, что интеллектуальная собственность приравнивается к источникам повышенной опасности", - констатировал юрист.
"Любое регулирование в Сети должно обеспечивать две вещи. Первое - интересы национальной безопасности государства, второе - исполнение общего законодательства. Сеть - это всего лишь инструмент передачи информации, которая сама по себе не может нарушать закон, его нарушают те люди, которые размещают определенную информацию", - считает член совета Ассоциации электронных коммуникаций, генеральный директор RU-CENTER Александр Панов. Он уверен, что сегодня нужен закон об Интернете, который, в первую очередь, четко определит все понятия: кто есть оператор, что такое площадка, информация, поисковая машина и т.д., и сделает тем самым более работоспособным существующее законодательство.
"Мы как представители отрасли надеемся, что закон будет сильно изменен перед тем, как принят. Что у нас быстрее - технологии или законотворческая деятельность? Законодательству никогда не догнать технологии. Еще из тех изменений, которые мы ждем, это законы об электронном документообороте. Много в этом направлении сделано, осталось совсем чуть-чуть. Такое использование технологий будет как раз ускорять развитие бизнеса. А все остальное... На сегодняшний день у государства и так достаточно механизмов, чтобы соблюдать интересы национальной безопасности", - подытожил эксперт. Александр Панов подчеркнул, что любые блокировки в Интернете нарушают общую связность Сети, а инфраструктура отвечает за множество социально значимых операций: транзакции, организацию авиасообщения и т.п.
По данным Ассоциации электронных коммуникаций, на 2012 год экономика Рунета составила 1,3 процента от ВВП страны. К 2018 году при хорошем варианте развития российской экономики эта доля вырастет до 35-40 процентов, при плохом раскладе, прогнозирует Ассоциация электронных коммуникаций совместно с НИУ ВШЭ, увеличится до 3-6 процентов.
Эксперты уверенно говорят о комплексном развитии Сети. Это увеличение количества пользователей, ресурсов, переход от стандартных сайтов к новым высококачественным сервисам и приложениям, общее увеличение количества доменов в четыре раза, их соответствующее удешевление, кризис вторичного рынка доменов, а также активное развитие в ближайшие полтора года в России облачных платформ, способствующих большей анонимности источников информации.
Ассоциация электронных коммуникаций - некоммерческое партнерство, состоящее из более 100 участников и созданное с целью формирования цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержки проектов в отраслевом образовании и науке, развития нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка.