Норвежцы намерены строить дорогу Киркенес-Рованиеми
В новом Национальном транспортном плане Норвегии запланировало увеличение грузопотока в транспортном узле приграничного с Россией приморского района г. Киркенес в рамках продолженения сотрудничества стран Баренцева Евро-Арктического региона. Об этом в ходе прошедшего 9 июня т.г. в Архангельске 18-го заседания Управляющего Комитета Баренцева Евро-Арктического транспортного региона (ВЕАТА) сообщил старший советник Минтранса и коммуникации Норвегии Пааль Иверсен.
Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM Новости консультант по связям с общественностью представительства администрации Архангельской области при Правительстве РФВильдана Янгалычева, в ближайшее время Норвегия не планирует начинать строительство железнодорожной ветки, которая связала бы приграничный район Никель-Печенга (Мурманская область) с портом Киркенес (Норвегия). По мнению норвежцев, сегодня более реально начать строительство железной дороги от финского г. Рованиеми до норвежского порта Киркенеса (около 550 км). Ее появление приведет к росту деловой активности и росту туризма на севере Финляндии и в норвежско-российской экономической зоне. Тем не менее, по мнению экспертов, реализация проекта Никель-Киркенес не только существенно сократила бы затраты времени доставки грузов из России потребителям, но и разгрузила перегруженный сегодня порт Мурманска и мурманскую железную дорогу. Пааль Иверсен отметил, что ветка Никель-Киркенес может стать основным маршрутом развития транспортного коридора Northen East-West Corridor - "N.E.W. Corridor", который через порты стран Баренцева региона свяжет грузопотоки между Китаем, через Казахстан и Россию с восточным побережьем США. Норвежский логистический проект предусматривает строительство 40 км пограничной железнодорожной ветки Никель-Киркенес. Согласно проекту, новая железнодорожная ветка проходит через север Финляндии, которая таким путем сможет получить прямой выход к Баренцевому и Белому морям. Таким образом, благодаря новой дороге Никель-Киркенес можно не только избежать дальнейшего роста железнодорожных пробок в порту Мурманска, но и оптимизировать транспортную логистику в интересах трех приграничных районов России, Норвегии и Финляндии. Норвежский приграничный Киркенес - незамерзающий и глубоководный порт, с соответствующей мировым стандартам инфраструктурой. Тем не менее, по мнению ряда российских экспертов, такая дорога "может "увести" значительную часть российских внешнеторговых грузов от Мурманска на порт Киркенес". Вместо этого решено построить новые дорогостоящие терминалы Мурманского порта на западном берегу Кольского залива, и подвести к ним новую железнодорожную ветку длиной около 30 км. Однако кризис в мировой экономике может нарушить эти дорогостоящие планы. Так, например, оператор Штокмановского проекта компания "Штокман Девелопмент АГ" сегодня рассматривает норвежские порты в качестве альтернативного варианта для создания там своей базы снабжения.