Пятница,
29 марта 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Четверг, 11 июня 2009 г. 20:18
ПОЛИТИКА

Эксперт: Архангельск обречен на то, чтобы стать крупным логистическим центром

В последние годы тема освоения месторождений шельфов северных морей становится все более актуальной, многие страны оспаривают права на тот или иной участок. Города же вступили в борьбу за право считаться центром освоения, за возможность развиваться именно в этом направлении. Архангельск не стал исключением в силу своего географического положения и исторических традиций. О том, каков же потенциал Архангельска в преддверии освоения Арктики, какова его роль в развитии Арктического региона, что необходимо сделать городу для того, чтобы превратиться в центр освоения, и о том, что уже сделано в этом направлении, корреспондент ИА REGNUM Новости побеседовал с директором Информационного Баренц-центра Андреем Шалевым.

ИА REGNUM Новости: Андрей Александрович, что же представляет собой Архангельск в преддверии освоения Арктики, каков его потенциал?

А. Шалев: Если говорить о потенциале Архангельска, то он очевиден. Есть три основных его составляющих. Первое: ни один регион кроме нас не обладает такой мощной судостроительной и судоремонтной базой, какая есть в Северодвинске. Второе: ни у одного региона из тех, что географически приближены к Арктике, нет столь развитого университетского сектора. И третье: ни один из северных регионов не может похвастаться столь многосторонней транспортной инфраструктурой - морской и речной порты, железная дорога и автотрасса, крупнейшая на севере авиационная компания, тысячекилометровая речная магистраль. Однако основной проблемой является попытка города соперничать с Мурманском. Пора перестать молоть языком по поводу того, какой город является "столицей севера", "нефтяной столицей Арктики" и т. п. Следует иметь в виду, что освоение Штокмана и других шельфовых месторождений Арктики, если все пойдет по плану, будет крупнейшей площадкой индустриального развития в мире. Освоение арктических месторождений - это проект не регионального, а глобального масштаба, и только с этой точки зрения к этому нужно подходить. Объем инвестиций, технологии, логистика, квалификация управленческого и технического персонала - здесь все требует кооперации многих компаний, многих регионов и многих стран, и местечковые подходы, которыми часто грешит общественное мнение, и даже политическая элита Архангельской и Мурманской области - это смешно и неуместно.

ИА REGNUM Новости: Вы упомянули развитую транспортную инфраструктуру области. Каковы шансы Архангельска стать крупным логистическим центром? Есть ли такой потенциал у города?

А. Шалев: Архангельск просто обречен на то, чтобы стать крупным логистическим центром международного уровня. Он предназначен к этой миссии своим географическим положением и историей. Но перспективы Архангельска как логистического узла лежат в плоскости кооперации с другими регионами России. До 2015 года в европейской части страны будут развиваться в первую очередь Балтийские порты и Мурманск. А потом должен наступить черед Белкомура. Понятно, что проект Белкомур имеет смысл, только если в нем помимо Архангельской области будут участвовать Республика Коми и Пермская область. Их заинтересованность очевидна. Строительство магистрали УПУП (Урал Промышленный - Урал Полярный) должен привести к взрывному развитию Уральского промышленного узла. Угольщикам, металлургам, лесопромышленникам, производителям калийных удобрений Урала понадобится выход к морским портам, а ближайший порт - Архангельск. Но это еще не все: к востоку от Урала сибирские регионы пробивают строительство Северо-Сибирской железной магистрали, считая это своей стратегической задачей. Это такие гиганты как Томская область, Красноярский край, Иркутская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Севсиб также должен выйти на Архангельск и Мурманск. Соединение Белкомура с УПУП и Севсибом с естественным окончанием в виде глубоководного участка Архангельского порта на западе, а на востоке - БАМ и тихоокеанские порты - это мега-проект, в котором заинтересованы как минимум 7-8 субъектов Российской Федерации. В его свете особое звучание приобретает и проект Северного морского коридора под эгидой Европейского сообщества из Архангельска вдоль морского побережья Северной Норвегии в Западную Европу.

ИА REGNUM Новости: Давайте немного подробнее поговорим про университетский сектор. Какова сейчас в Архангельске система подготовки кадров? Что случится, если все-таки Северный федеральный университет не будет создан?

А. Шалев: Нет сомнения, что университетский сектор Архангельской области по своим качественным и количественным показателям сильнее любого из соседних регионов. Но только если рассматривать весь университетский сектор, а не каждый из ВУЗов в отдельности. По отдельности каждый из наших университетов может уступать по каким-то показателям тому же Петрозаводскому госуниверситету или Мурманскому техническому университету. Но вместе мы сильнее - это точно. Если мы используем это конкурентное преимущество и добьемся создания федерального университета на своей территории, будет прорыв в качестве высшего образования и науки, откроется инновационный путь развития. Если нет - трагедии не произойдет, будет трудный эволюционный путь, на котором некоторым ВУЗам грозит угасание. Но дело не только в том, чьи университеты лучше - Мурманские, Якутские или Архангельские. Тут надо понимать, что создание федерального университета - это решение геополитического порядка. 40 лет назад норвежцы приняли чисто волевое решение создать новый университет на своем Крайнем Севере - в депрессивной губернии Тромс, и это произошло накануне нефтяной эпохи, превратившей эту страну в одну из самых процветающих в мире. Сегодня университет Тромсё - один из самых передовых, и он ориентирован в своей образовательной и научной деятельности на Арктическую специфику, а Тромсё стал городом - форпостом норвежского освоения Арктики. С этой точки зрения, Архангельск тоже лучшее место для создания федерального университета, потому что правительство должно придерживаться стратегии выравнивания уровня социально-экономического развития регионов, создавая в депрессивных территориях новые точки роста - это постулат федеральной региональной политики. Мурманск станет основной базой освоения Штокмана и вскоре получит мощнейший стимул для развития. Республика Коми - самодостаточный регион, в проекты на ее территории вкладываются и инвестиции Газпрома и средства федеральной инвестиционной программы. Почему не дать свой стимул развития Архангельску?

ИА REGNUM Новости: Итак, потенциал у Архангельска есть. Но что все же нужно для его эффективного использования?

А. Шалев: Сейчас у города есть три основных и взаимосвязанных вызова, на которые нужно срочно отвечать. Во-первых, у нас нет инвестиций для развития этого потенциала. Во-вторых, у нас нет квалифицированных управленцев, которые смогли бы превратить этот потенциал в действующий ресурс и осуществлять современное и эффективное управление этими ресурсами. И, в-третьих, мы самым тяжелейшим образом зависим от политической воли Москвы и имеем слишком мало рычагов и воли для воздействия на центр в наших интересах. Последний вызов в нынешней системе государственного устройства, на мой взгляд, является критическим, поскольку и объем инвестиций, направляемый в регион в виде, например, федеральных целевых программ, зависит от центрального правительства и президента, и лучшие управленцы также находятся в Москве. Из этих трех вызовов сегодня у нас есть реальная возможность ответить на третий: создание Северного федерального университета позволит осуществить прорыв в подготовке кадров, особенно если мы будем действовать в кооперации с крупнейшими университетами Баренцева региона. Но на это уйдут годы.

ИА REGNUM Новости: Понятно, что все действия по развитию города должны быть в контексте освоения арктических месторождений. А можно ли каким-то образом использовать для развития города и области тот факт, что поморы были первооткрывателями Арктики?

А. Шалев: Насчет того, кто был первооткрывателем Арктики, с нами могут поспорить многие народы, например те же норвежцы, но дело не в этом. Не важно, кто был первооткрывателем, важно, кто стал хозяином. Роберт Пири первым достиг Северного Полюса, но не отдавать же его Америке на этом основании. Наши предки когда-то действительно когда-то действительно были хозяевами в Арктике и обладали уникальной компетенцией в ее хозяйственном освоении. Но что это дает нам сегодня кроме некоторого морального удовлетворения? Мы же за какие-то 15-20 лет растеряли почти весь багаж, накапливавшийся столетиями. Может быть, нам лучше вспомнить советский опыт? Советский Союз сделал гигантский прорыв в освоении Арктики благодаря гигантским государственным инвестициям, политической воле руководства страны и эффективной идеологической кампании, благодаря которой папанинцы и челюскинцы были мегазвездами по любым меркам. А Архангельск без всяких ссылок на поморское наследие был центром освоения Арктики. Но о поморской странице в освоении Арктики все-таки нужно говорить. Это должно стать частью идеологической кампании в обоснование мощной государственной программы освоения Арктики.

ИА REGNUM Новости: Одна из территорий Архангельской области - Новая Земля - находится ближе всего к Штокманскому месторождению и другим, которые еще не начали осваивать. Должна ли Новая Земля быть в центре освоения, и какую ответственность накладывает это на Архангельскую область? К чему обязывает и что дает?

А. Шалев: Нужно понимать, что "ключи" от Новой Земли лежат не в Архангельске, а в Москве. Новая Земля всерьез рассматривалась специалистами в качестве варианта для создания нефтяного порта наряду с Мурманском, и эта тема до сих пор активно обсуждается экспертным сообществом (см. например авторитетный журнал "Нефть России" за февраль 2009 года). По сравнению с Мурманском, Новая Земля даже обладает серьезным преимуществом - близостью к месторождениям Западной Сибири и к Тимано-Печорской провинции. А от Штокмановского месторождения до Новой Земли расстояние в два раза меньше, чем до Мурманска. При этом характеристики ледового режима и глубины акватории у них сопоставимы. На Новой Земле - колоссальные запасы минеральных ресурсов. Потенциально архипелаг в перспективе может стать важнейшей базой для навигации по Северному морскому пути. Единственное препятствие - это слабо развитая инфраструктура и низкая транспортная доступность. Но главным является политический фактор, который перевешивает все остальные. Белушья губа, которую рассматривали в качестве наиболее приемлемого места для строительства нефтеналивного порта - это столица ядерного полигона, единственного в России. Рогачево - военный аэродром. Новая Земля - режимная зона, и это обстоятельство более других будет препятствовать вовлечению в хозяйственный оборот ее ресурсов. Насколько мне известно, администрация Архангельской области уже обращалась в прошлом году в правительство России с просьбой разрешить проведение геологических работ и получение лицензии по Павловскому месторождению свинца и цинка на Южном острове Новой Земли. Если бы министерство обороны пошло навстречу этой просьбе, то это стало бы знаковым событием.

©СеверИнформ, 2009 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Пятница, 29 марта 2024 г.
15:19 РОССИЯ
 

В России задумались о возвращении смертной казни

14:54 Вологодская обл
 

Памятник еще одной собаке установят в Вологде

14:23 Вологодская обл
 

10-летняя девочка не успела выбраться из горящего дома

14:14 Вологодская обл
 

Давление, рост, вес: более 43 тысяч вологжан прошли диспансеризацию

13:26 Вологодская обл
 

В Вологде построят площадку для снега

12:36 Вологодская обл
 

Рекордное потепление ожидается в начале апреля

12:22 Вологодская обл
 

Подросткам не дали спокойно гулять по опасному объекту

11:32 Вологодская обл
 

Отец выжил, а сын погиб на пожаре под Вологдой

11:02 Вологодская обл
 

Ледовая переправа через Северную Двину становится неудобной и опасной

10:19 Вологодская обл
 

Школьник из Красавино победил во Всероссийской олимпиаде школьников

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования