Петербургский эксперт: На Украине сейчас нет таких условий для экономического чуда, как ранее в Польше
Если на Украине сумеют построить качественные государственные институты и позволят развиваться бизнесу, то - хотя быстро повторить экономический успех Польши не получится, - глобального барьера этому нет, - заявил корреспонденту ИА REGNUM вице-президент Ленинградской Торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев сегодня, 11 апреля.
Хотя теоретически у украинской экономики существует возможность развиваться по польскому сценарию, нужно, по мнению эксперта, понимать несколько особенностей, которые в свое время помогли Польше, и которых сейчас нет у Украины. "Во-первых, Польша интегрировалась в европейскую экономику в начале 1990-х, в то время, когда там наблюдался ощутимый экономический рост. Тогда европейские страны были заинтересованы в притоке рабочей силы, которая обеспечивалась поляками. Во-вторых, нельзя забывать, что большая часть Польши - это земли, которые находились под властью Германской империи на протяжении длительного времени. На них - и статистика об этом говорит - сильны традиции самоуправления, существует определенная выучка к соблюдению законов среди населения и т.п. Далее, в 90-х существовала очень сильная политическая мотивация для интеграции Польши со стороны Европы, и не было никаких препятствий со стороны других стран. Украина сейчас находится в иной ситуации", - сказал Прокофьев.
Кроме того, он отметил, что промышленные районы в Польше находятся как раз на западе, в то время как на Украине наблюдается обратная ситуация. Правобережье - это скорее аграрная часть страны, а промышленность сосредоточена на востоке. Эксперт также напомнил, что большая часть польских рабочих, в отличие от украинских, говорит по-английски. "Это мелочи, но они будут влиять на деловой климат в стране", - убежден Прокофьев.
По его мнению, украинские товары могут оказаться вполне конкурентоспособными на рынке Европы. "Эта продукция уже успешно конкурирует на рынке России и с европейскими товарами, и с российскими. Взять, например, украинские продукты питания. Здесь еще стоит вопрос брендинга и продвижения, но если потребитель разберется, тем более что украинские товары будут занимать не самую высокую ценовую нишу, то больших проблем не возникнет. Тем более, последние 20 лет производство продуктов питания в стране вполне современное, те же конфеты Roshen не уступят никаким стандартам", - считает вице-президент Ленинградской Торгово-промышленной палаты.
Эксперт привел в качестве примера Турцию, которая не является полноправным членом ЕС, однако при этом "их продукты находят сбыт не только на европейском рынке, но и по всему миру".