Четверг,
28 марта 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 10 ноября 2015 г. 13:38
ОБЩЕСТВО

«Cui Bono»: Кому выгодна гибель районных АТП и закрытие автовокзалов?

Гибель районных АТП и закрытие автовокзалов. Точки над i.

С начала 2015 года в восьми районах Вологодской области закрылись автостанции. Сейчас уже в 14-ти муниципалитетах вместо них действуют так называемые контрольно-кассовые пункты. Располагаются они зачастую там же, где были кассы станций до этого, а вот площади вокруг либо отданы в аренду бизнесу, либо вовсе пустуют. Причина проста: у муниципалитетов нет средств на их содержание. Чтобы не морозить людей на улицах в некоторых районах решили проблему, отдав здания автостанций в аренду частным перевозчикам. Теперь билетами торгует частник, по сути, осуществляя все былые функции муниципалитета. Цена аренды не высока, так как тянуть объект в рамках социальной нагрузки ни один ЧП не станет. А значит, им это выгодно.

Такая ситуация сложилась, например, в Бабушкинском районе. Там АТП уже ликвидировано. А замглавы Александр Шушков еще летом говорил, что частными маршрутами охвачены все сельские поселения района и недостатка в рейсах нет. Называл чиновник и причину ликвидации АТП. Сейчас в селе имени Бабушкина работает одна касса по продаже билетов, или контрольно-кассовый пункт. Находится он в аренде у частных предпринимателей, которые и продают билеты на свои рейсы. Планов по закрытию пункта нет, и в ближайшее время не появится.

***

По сути, частник победил (и победит, где еще не победил) в каждом районе. В местных администрациях оправдываются — они более конкурентноспособны. В чем же заключается преимущество ЧП перед МУ? Да много в чем, объясняют нам чиновники: вместимостью и размером автобусов, например, - частники, в основном, используют ПАЗики, ЛиАЗы и прочие так называемые «маршрутки», вплоть до «ГАЗелей», у муниципалов же в парке, в основном, старые дряхлые «сараи» марки «Икарус». Соответственно, у первых и расход топлива меньший. К тому же у частников отсутствуют социально значимые, но убыточные рейсы.

У муниципалов в парке, в основном, старые дряхлые «сараи»
Фото:fotobus.msk.ru

В Вологодском районе, например, муниципальный перевозчик прекратил борьбу практически сразу же — еще со времен появления маршруток: ходили они чаще, ездили быстрее, а денег за проезд просили столько же. Вот и стал пустеть «сараями» маршрут, к примеру, «Вологда - Федотово - Кипелово»: сначала муниципалы избавились от дневных рейсов, потом от утренних, а вскоре желтые «икарусы» и вовсе перевелись. Примерно в это же время поднявшиеся на желтых «ГАЗелях» частники берут в лизинг небольшие автобусы вроде «ПАЗиков» и окончательно прочнейшим образом занимают маршрут. Когда-нибудь, впрочем, пройдет и их время. История эта отнюдь не уникальна — аналогичные по сути процессы происходили (и еще происходят) в любом районе области.

Сейчас в Вологодском районе частники остались единственными перевозчиками. Работают они уже давно вполне официально — билеты продаются через кассу автовокзала, автобусы подъезжают к платформам. В период желтых «ГАЗелей» ни о каких билетах не шло и речи. А сами частники постоянно дежурили неподалеку от вокзала - на обочине улицы Зосимовской.

В период желтых «ГАЗелей» ни о каких билетах не шло и речи
Фото:animalphotos.ru

***

В Вожеге, где АТП также уже ликвидировано, об этом хотя бы сожалеют. По словам первого зама главы района Татьяны Лебедевой, когда в районе работало муниципальное АТП, все люди были уверены в безопасности перевозок, а сейчас этого нет.

«Мы не можем ничего сделать с ИП, только на комиссию вызвать и побеседовать. Слава Богу, диалог вроде бы налажен, и они прислушиваются. Но все равно, знаете, уверенности нет», - сетует женщина.

Кто же сейчас проверяет водителей и автобусы частников перед маршрутом и хотя бы как-то контролирует (отвечает!) за безопасность пассажиров? В администрациях таких людей нет — нет полномочий. Да нет и толкового законодательства, регулирующего сферу частных перевозок — и никогда его не было: раньше эта сфера была строго государственной/муниципальной, а действие чиновничьих должностных и служебных регламентов на частников не распространяется.

Надзорные органы? Да, они предпринимателей периодически штрафуют. Но штрафы эти для успешного перевозчика зачастую просто смешны.

«Был случай: выписали одному из частников штраф в 40 тысяч рублей. Он загрустил, а потом и говорит — ребята, ну мне же это целых три дня надо без прибыли ездить. У другого микроавтобус сломался, а в рейс надо. Так он пошел и купил новый. Теперь со старым не знает, что делать», - рассказал агентству бывший сотрудник регионального УГАДН, пожелавший остаться анонимным.

Муниципалы же такими объемами прибыли похвастаться не могут. Вот и жалуется директор Великоустюгского АТП: заедают постоянные проверки!

«Все требования закона мы выполнить физически не можем — средств не хватит. Но инспектору-то этого не объяснишь! Соблюдаем лишь основные нормативы: по безопасности дорожного движения, труда и пассажиров», - не скрывает Михаил Румянцев. Частники же, по его словам, не соблюдают никаких нормативов и требований — потому и находятся в выигрыше.

***

Могли ли сохранить свои АТП районные власти? Вне всякого сомнения. Во всяком случае, им ничего не мешало продать большие автобусы и купить маленькие. Изменить расписание. Самим стать мобильными и быстрыми, в конце концов. Разумеется, за большие суммы изношенный автохлам продать невозможно и парк предприятий бы в результате явно уменьшился. Однако МУП в таком случае смог бы если уж не конкурировать, то хотя бы качественно дополнять частников. Например, той же безопасностью и страхованием жизни пассажиров. Впрочем, сейчас — по мере успокаивания еще недавно стихийного первичного рынка — от обзаведения подобными атрибутами легального перевозчика не отказываются и некоторые частники. Пусть и в меньших масштабах, чем хотелось бы, но в любом случае, тенденция уже наметилась.

Вряд ли властям такой вариант оптимизации не приходил в голову. Судя же по тому, что он так и не был реализован, чиновники попросту не нашли ответа на вопрос: зачем им лишняя головная боль? Вот и отдали на откуп частному бизнесу одну из важнейших инфраструктурных отраслей. Хотя, с другой стороны, и условный маршрут «Малые Дворищи — Большие Дворищи» по стратегической ценности и вряд ли похож на «Москва — Магадан», однако люди в условных «Дворищах» живут такие же.

В этом плане, кстати, достаточно интересно выглядит Белозерское АТП. В парке предприятия, по словам недавно назначенного директора Игоря Антонова, имеются как три больших автобуса, так и «ГАЗели» с «ПАЗиками». То есть, соразмерные и адекватные тому самому пресловутому пассажиропотоку машины. Тем не менее — ничего хорошего. Во всяком случае, именно так обрисовывает ситуацию с предприятием Игорь Антонов. «Травят» белозерских муниципалов, как всегда, частники: «очень много денег увозят». Хотя засильем — относительно других районов — их присутствие в Белозерске не назовешь. По словам того же Игоря Антонова, сейчас от райцентра курсируют несколько легковых автомобилей, однако ездят они только в Вологду и Череповец. В местные села же пассажиров, похоже, не хотят возить даже частники.

Что интересно, трудности испытывают не только муниципалы. В Вытегре, например, ПАТП уже давно существует в виде ООО — предприятие перевели на бизнес-рельсы еще в начале нулевых. В аренде у ООО «Вытегорское ПАТП» и местная автостанция, работающая, по словам властей, в обычном режиме. Но что здесь любопытно — живет коммерческое ПАТП Вытегры ничуть не лучше муниципальных собратьев!

«Заедает нас все кругом: нелегалы, проверки, цены. Дышим на ладан. Повышать тарифы? Вообще ездить на нас перестанут. Заменить автобусы на маленькие — так они стоят заоблачно, дороже наших старых автобусов. А сверху требуют - оборудовать светодиодными лентами, ГЛОНАССом, тахографами, за страховку платить. Надежд нет никаких. Что делать? Бросить все и всех? Распустить коллектив, с которыми мы 30 лет вместе работаем, да в частники податься? Тогда, конечно, все будет хорошо. А так... Складывается ощущение, что нас целенаправленно и планомерно убивают», - говорил директор ПАТП Александр Горбунов летом этого года.

В чем же дело? Ведь вроде и свой интерес есть, и автобусы небольшие.

По словам людей, не понаслышке знакомых с отраслью, одной из главных причин бедствия муниципальных АТП является... банальное воровство. Причем, иной раз водители наглели до такой степени, что клали себе в карман до половины всей выручки маршрута и вместо 40 тысяч привозили родному АТП с рейса около 20. И, кстати, потом эти же водители увольнялись с предприятия и покупали на «заработанные» деньги свои первые «ГАЗели». Такой вот стартап.

Некомпетентное управление предприятиями тоже сыграло немаловажную роль. Чего стоит хотя бы назначение на должность директора и так уже погибающего Кирилловского АТП молодого человека, которому не было и 30-ти. И вскоре МУП в Кириллове существовать перестал вообще.

АТП в Кириллове существовать перестал вообще
Фото:photos.wikimapia.org

***

Между тем, организация внутрирайонного транспортного сообщения — есть прямая задача органов местной власти. Во всяком случае, в этом уверены прокуроры, признавшие незаконным бездействие администрации Белозерского района, в котором фактически отсутствует регулярное транспортное сообщение между райцентром и пятью сельскими поселениями. Местная автоколонна еще летом стала возить пассажиров только в поселок Нижняя Мондома и в деревню Анашкино. В остальные населенные пункты автобусы перестали ходить из-за предбанкротного положения АТП. Оправдание у чиновников одно: низкая наполняемость. Администрация попыталась было оспорить прокурорский иск, но, разумеется, неудачно.

Каким образом администрация Белозерского района будет реагировать на требование обеспечить народ рейсами, пока неизвестно — до главы администрации Евгения Шашкина дозвониться нам так и не удалось. Летом же, на встрече с жителями, глава предлагал главам поселений самим организовывать заказные рейсы по договоренности с пассажирами. В районном АТП прояснить ситуацию до конца также не смогли - директор автоколонны Игорь Антонов рассказал, что возобновить рейсы все-таки планируется, но как именно, пока неясно.

А автостанция в Белозерске работает, правда, в виде контрольно-кассового пункта — так требований меньше. Хотя в нем не только продают билеты, но также имеется и зал ожидания. Полноценная автостанция, в общем-то, что уже неплохо в нынешних условиях. Принадлежит он, кстати, той же местной муниципальной автоколонне.

Работает автостанция и в Грязовце. Во всяком случае, сейчас. Хотя еще совсем недавно людям приходилось мокнуть под дождем - вокзал в городке закрывали на три месяца.

«Пока работаем. Но, может, и продадут. Нас на три месяца — до 9 октября - закрывали, люди стояли на улице, а билеты в автобусах покупали», - рассказали нам на автостанции. А до местного АТП дозвониться так и не удалось даже с тысячной попытки — там попросту не берут трубку.

Ждать возвращения муниципалов на рынок перевозок бессмысленно
Фото:i.wheelsage.org

***

Подводя итоги, можно с уверенностью констатировать лишь одно — ожидать возвращения муниципалов на рынок перевозок бессмысленно. В ближайшее время так точно. А значит, следует в принципе изменить подход к вопросу. И самым приемлемым вариантом (и, пожалуй, даже единственным выходом из ситуации) здесь видится переход частников под крыло муниципалитета — своеобразное «слияние» - в соответствии с толковым унифицированным законодательством. Пока еще не придуманным и отсутствующим начисто. А законы такие нужны. И работа по их созданию предстоит, мягко говоря, масштабная. Одно точно - это не дело районных властей. В нынешних условиях (да и по обычной логике) реально решать этот вопрос можно и нужно на уровне от области и выше.

Муниципалитеты же, со своей стороны, в силах лишь попытаться заинтересовать частников в «слиянии». Сделать это будет трудно, ведь став полностью легальными перевозчиками, работающими на благо района, отвечать частникам тоже придется по всей строгости закона. Не стоит забывать и о неизбежных налогах, которых многим перевозчикам пока еще удается избежать, но в случае выхода из тени платить придется.

К слову, наверху - в региональном Заксобрании - проблемами в сфере районных перевозок уже заинтересовались. Правда, пока дело ограничивается лишь «попытками анализа» и прочими разговорами. Ну да, лиха беда начало.

©СеверИнформ, 2015 г.
07.12.2023  10:26  Браконьер спилил 26 деревьев
25.11.2015  12:43  Qui Bono: кому нужны дорожные сборы с дальнобойщиков?
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Четверг, 28 марта 2024 г.
15:13 Вологодская обл
 

Вологжанка понарошку устроилась на работу ради получения кредита

14:30 Вологодская обл
 

Доля глубокой переработки древесины в Вологодской области выросла до 76%

13:51 Вологодская обл
 

Из Бабаево в Устюжну пустят автобусный маршрут

13:29 Вологодская обл
 

25 вологжан погибли, провалившись под лед

12:39 Вологодская обл
 

Коров хотят выгнать за пределы Вологды

12:18 РОССИЯ
 

Судимым за педофилию запрещено походить к школам

11:54 Вологодская обл
 

Школьникам вернули медали, добавив к ним деньги за усердие

11:21 Вологодская обл
 

Коронавирус не собирается спокойно покидать Вологодскую область

10:55 Вологодская обл
 

Сценарий фильма ужасов про мумий стал реальностью

10:31 Вологодская обл
 

Вытегор ограбил собственную жену на ее рабочем месте

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования