Четверг,
25 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Суббота, 10 октября 2015 г. 10:33
ОБЩЕСТВО

Была эпоха и прошла: недо-Довлатов в фильме Говорухина

На строительстве (вероятно — Саяно-Шушенской ГЭС), грузовики, стоя на краю плотины, синхронно высыпают содержимое кузовов. Юрий Гагарин улыбается и машет радостным согражданам. Федерико Феллини выходит получать главный приз Московского кинофестиваля из рук Григория Чухрая. Никита Михалков прогуливается по московским улицам в компании зарубежных киногостей. Джина Лоллобриджида и Элизабет Тейлор в одинаковых платьях и в компании министра культуры Екатерины Фурцевой — на кремлевском приеме. Булат Окуджава в Политехническом поет про комиссаров в пыльных шлемах. Белла Ахмадуллина — там же — читает стихи. Никита Хрущев оторопело смотрит на картины художников на выставке формалистов и абстракционистов. Завершается череда эпизодов памятным выступлением Никиты Хрущева на сессии ООН. Все «оттепельное» десятилетие Станислав Говорухин укладывает в короткую серию кадров из документальной хроники. После такого пролога и начинается собственно кино.

Поразительно, конечно, но до сих пор прозу Сергея Довлатова режиссеры и сценаристы обходили стороной. Попытки экранизации были робки и нечасты. В 1992 году Сергей Члиянц снял фильм «По прямой» по избранным мотивам «Зоны». Еще была очень вольная экранизация небольшого куска «Зоны» под названием «Комедия строгого режима», снятой режиссёрами Владимиром Студенниковым и Михаилом Григорьевым в 1992 году, а в титрах этой картины Довлатов не упоминался вообще. Роман Либеров в 2012 году снял документально-анимационный фильм, основанный на текстах Сергея Довлатова и воспоминаниях его жены. На этом всё.

В 2015 году вокруг личности самого писателя и его творчества образовался повышенный интерес, которого не было с 1990-х, когда его книги выходили тысячными тиражами. Так что в этом смысле со временем выхода картины автора угадали как нельзя лучше. Еще поразительнее, что довлатовскую прозу экранизировал именно Станислав Говорухин, который в любви к писателю замечен не был. «Кино по Довлатову» логичнее было бы ожидать от кого-то из поколения 40-летних, выросших на его прозе. Однако первым взялся за него режиссер старшего поколения, пиетета перед писателем этим лишенный и, к тому же, обладающий собственными знаниями о том времени.

Сценарий по «Компромиссу» написан аккуратно: основная канва и герои сохранены, добавлены несколько эпизодических персонажей из других сборников, диалоги бережно отредактированы. Изменено разве что время действия. У Довлатова всё происходит в первой половине 1970-х, когда застой уже стал застоем. Говорухин установил своей истории иные границы — с 1965 по 1969 год, время смены власти и агонии хрущевской «оттепели». Оператором на картину пригласили замечательного Геннадия Карюка, в фильмографии которого значатся муратовские «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971). Разумеется, заподозрить автора «Вертикали», «Места встречи» и «Десяти негритят» в утрате режиссерского дара будет неправильно. Снимает он по-прежнему мастерски. «Концу прекрасной эпохи» не хватает эмоций и энергии, и следовательно — дыхания.

Главный герой — журналист Андрей Лентулов (Иван Колесников) стихийно, если быть точнее — под воздействием алкоголя, переезжает из Ленинграда в Таллин. По протекции свежеобретенного друга Миши Шабельского (Дмитрий Астрахан) устраивается в газету «Советская Эстония». Параллельно внешне пристойным занятиям ведет аморальный образ жизни: ходит на тайные собрания единомышленников-антисоветчиков, пишет сборник лагерных рассказов, соблазняет местных красавиц, широко представленных в ассортименте, безудержно пьет и курит сотоварищи и без, и пытается нащупать ту грань, за которой не остается ни совести, ни чести.

Новый говорухинский фильм лишен рефлексий и по поводу советской действительности, и по поводу внутренней жизни советского человека. Хотя на такие размышления, по идее, должны настраивать и довлатовский текст, и человеческий опыт самого режиссера. Но в «Эпохе» фиксируются внешние события и только. При точном соблюдении буквы диалога, они остаются без знаменитой авторской иронии, а персонажи, соответственно, без самоиронии. Режиссер наблюдает за перемещениями героев в пространстве кинокартины отстраненно, словно человек, которому, в общем-то, безразличны чужие переживания и мысли. Лишь бы сменяли друг друга в заведенном порядке и не сбивались с заданного курса. Прекрасная эпоха прекрасна благодаря работе Геннадия Карюка, знающего толк и в выразительных ракурсах, и в работе со светом, и в съемке с каких-то невероятных для нынешнего кино точек. Но красота эта, увы, холодна, бесстрастна и почти безжизненна. Лентулов вроде бы и терзается несовершенством советской реальности, но вяло и апатично, словно нехотя. Компромисс, действительно, достигнут — первая за 20 с лишним лет экранизация Довлатова сделана, таллинские пейзажи запечатлены с изяществом и вкусом, бытовые подробности правдоподобны, женщины прекрасны и ранимы, мужчины мужественны и тоже ранимы. Однако ужаса, тоски, ощущения нарастающего абсурда, которые есть в литературном «Компромиссе», здесь нет и не предполагаются. Была эпоха и прошла.

©СеверИнформ, 2015 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Четверг, 25 апреля 2024 г.
15:01 Вологодская обл
 

Семья лишилась дома: все дело в трубе

11:12 Вологодская обл
 

«Машинки» портят внешний вид

10:38 Вологодская обл
 

Страшная авария произошла на М8

16:06 Вологодская обл
 

12-летний мальчик пропал в Череповце

14:51 Вологодская обл
 

Вологодские студенты будут ловить рыбу на Камчатке

13:53 Вологодская обл
 

Жена задушила мужа колготками

12:32 Вологодская обл
 

Студенты из многодетных семей будут получать бесплатное питание

12:01 Вологодская обл
 

На рассвете семеро людей вынуждено покинули квартиры

10:51 Вологодская обл
 

Череповчанка вышла замуж в СИЗО

07:50 Вологодская обл
 

Водитель Лады погиб, слетев в кювет

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования