Четверг,
25 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 10 марта 2015 г. 14:39
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Алиса Агранат: Кто в правительстве России и зачем остановил Национальную программу борьбы против рака?

Кто в правительстве России и зачем остановил Национальную программу борьбы против рака?
Фото:abunda.ru

Программа должна быть продолжена. Для многих пациентов промедление — смерть

Онкологи бьют тревогу: если не возродить федеральную онкологическую программу, страну ждет гуманитарная катастрофа. Но даже сам Минздрав не может объяснить логично, почему ее прикрыли. Официальная версия: смертность от онкологических заболеваний за 5 лет снизилась всего на один процент из четырех запланированных, а дорогостоящее оборудование не используется.

Что представляла из себя национальная онкологическая программа?

Еще в прошлом году, в преддверии перевода финансирования онкологии государственной онкологии на деньги ОМС, специалисты предупреждали власти об опасности прекращения федеральной онкологической программы — одного из приоритетных национальных проектов. В то время врачи и пациенты еще надеялись, что Минздрав не откажется от нее окончательно и бесповоротно, а лишь сократит в связи с грядущим финансовым кризисом. Между тем, прекращение работы программы поддержал и председатель думского комитета по охране здоровья Сергей Калашников. По его мнению, вся программа свелась к закупке дорогих томографов и эндоскопов, а прорыва в снижении заболеваний так и не случилось, в отличие от кардиологии, где удалось поставить на поток стентирование. Хотя до сих пор существует проблема своевременной доставки пациентов в стационары.

Чего же ожидали от национальной онкопрограммы в Минздраве и в Госдуме? Прежде всего, превентивного выявления опухолей на ранней стадии процесса. Хирург-онколог и до 2013 года — директор НИИ им. Герцена Валерий Иванович Чиссов в своем докладе «Онкология России в свете Национальной противораковой программы» объяснял это так: «Показатели активного выявления в России в целом абсолютно неадекватны современным возможностям медицины. Показатель активной выявляемости составил в 2008 году 12,2% (в 2007 году — 12,1%). Из 56 тысяч больных, выявленных активно в 2008 году, только 61% имели I-II стадию заболевания, из них опухоли визуальных локализаций составили 64,6%». Заметим, что профессор Чиссов разработал методики диагностики, хирургического и комбинированного лечения анатомически сложных локализаций опухолей с помощью передовых лазерных технологий и технологий лучевой диагностики. В том числе и опухолей, поражающих основание черепа, черепно- челюстно-лицевую область и позвоночник.

Далее уже кадровый вопрос. «Онкологической настороженности», то есть, тенденции к выявлению злокачественных новообразований, не выявлялось даже у стоматологов. А ведь они могли без всякой специальной аппаратуры — лишь при внимательном осмотре выявить подозрительные патологии полости рта, которые могли оказаться злокачественными новообразованиями. Одним из приоритетных направлений будущей Национальной онкологической программы стало выявление онкологии на перспективных для полного излечения I и II стадий рака. Планировалось, что раннее выявление снизит, как летальность, так и стоимость лечения.

После выхода страны из очередного кризиса 2008 года Минздрав с одобрения Минфина и правительства РФ разработал Национальную онкологическую программу на 2009-2015 годы. Программа должна была функционировать на 6 уровнях:

= Проведение профилактических осмотров специалистами первичного звена: гинекологами (маммография, выявления опухолей шейки матки, яичника), урологами (рак предстательной железы), отоларингологами, проведения программ массового скрининга, в том числе, цифровая флюорография и УЗИ. Многие, хотя и не все районные поликлиники в 62 округах, включенных в программу, были оснащены в 2009-2013 году новым оборудованием для скрининга, а также онкомаркерами (PSA, CA-125 и др.)

= Передача данных о подозрительных новообразованиях в онкологические кабинеты.

= Направление пациентов с подозрительными новообразованиями в консультативно-диагностические центры для дальнейших исследований. Для этого КДЦ и оснащали необходимым новейшим оборудованием — КТ, МРТ, УЗИ, радионуклидной аппаратурой и аппаратурой для эндоскопической ультразвуковой диагностики, позволяющей с высокой точностью устанавливать толщину анаплазированной ткани при раннем раке.

= В случае необходимости, пациент направлялся в окружной КДЦ для дообследования и лечения с помощью высокотехнологических методик.

= Далее — уже с выявленным диагнозом — в федеральные онкологические институты (НИИ Минздравсоцразвития России, ФМБА России, РАМН) для оказания ему высокотехнологической помощи. Эти же институты и осуществляли разработку методик и внедрение всех новых методов лечения.

= Руководство и контроль за проведением программы осуществляет Минздрав.

Как отмечали специалисты, программа при всех ее недостатках дала многочисленные положительные результаты. Во-первых, был хотя бы частично ликвидирован «технологический голод» отрасли. Множество профильных заведений (хотя бы в 62 регионах страны) получили необходимое, хотя и не достаточное по количеству оборудование. Одной из важных технологических задач программы было обеспечение населения разных регионов равным доступом к радиотерапии. В 2008 году 80% профильного оборудования были изношены и морально устарели (примерно на 25 лет и давно выработали свой 10-летний ресурс). Поэтому погрешность подведения дозы к опухоли превышает 20% вместо 5%-го уровня, что, несомненно, отражалось на качестве лечения. В 2014 году необходимым для лучевой терапии оборудованием была обеспечена примерно треть заведений, которые умели им пользоваться (minimum minimorum).

Были построены новые лечебно-диагностические онкоцентры, которые могли выявлять рак на начальных стадиях. Благодаря этому снизились показатели так называемой одногодичной летальности. То есть, ситуации, когда человек умирает в течение года после постановки диагноза. Между тем, по данным ВОЗ введение активного скрининга населения в течение 5 лет, может снизить стоимость лечения онкологии в 4 раза.

ФОМС: борьба с полумертвыми «душами»

До конца 2014 года программа финансировалась из федерального бюджета и, в основном, не зависела от страховых фондов. Следовательно, и проверяла целевое расходование средств четная палата РФ. Именно она и обнаружила многочисленные нарушения, как при проведении конкурсов на закупку дорогостоящего оборудования в рамках программы, так и при его «использовании». Об этом недавно писало ИА REGNUM в материалах «Онкология в России. Край уже близко» и «Счетная палата РФ пересчитала расходы онкоцентров».

Многочисленные высокотехнологичные установки простаивали из-за того, что в Программе не были предусмотрены средства на их техническое обслуживание, расходники и даже на запуск. Это была системная ошибка программы, которую можно было исправить, если бы она была продолжена. Вторая также исправимая — не учтена необходимость срочной подготовки специалистов для работы с этим оборудованием. По мнению юристов, проблему с откатами при покупке оборудования можно было решить на государственном уровне. Достаточно принять отдельное постановление о персональной ответственности за переплаты при закупках оборудования для этой, подчеркнем, национальной программы, и направить на выявление возможных нарушений лучшие силы УБЭП и ДЭБ МВД. Опыт в выявлении подобных махинаций у них огромный.

С ноября 2014 года, когда Миндздрав принял решение о прекращении программы, чиновники успокаивали пациентов и их родственников, что она предназначалась лишь для технологического оснащения лечебных учреждений, но вовсе не затрагивала ни проблемы детской онкологии, ни — лекарственного обеспечения взрослых пациентов. Между тем, лекарственные препараты являются лишь одной из необходимых частей лечебного процесса. Главное все же — ранняя диагностика и оперативные методы работы с новообразованиями на любой стадии развития.

Общий бюджет здравоохранения с 462,5 млрд. рублей — в 2014 году снизился до 406 миллиардов в 2015, к 2016 году их планируют сократить до 340 млрд. рублей. Следовательно, будут снижены расходы по всем направлениям здравоохранения. И оно срочно перейдет на систему софинансирования с населением, что, в случае онкологической клиники, может стать совершенно неподъемной ношей для пациентов и членов их семей. Сейчас уже пытаются выработать механизм ответственности за отсутствие профилактических осмотров и обследования граждан, как на их работодателей, так и на них самих. Такая система существует, например, в Германии и в Японии (где наблюдался очень высокий уровень рака желудка у мужчин после 45).

— К сожалению, в России эта практика мало применима, — констатирует уролог Константин Галочкин. — Работодатель просто не будет принимать на работу людей из группы и возраста риска (45+), либо справки об осмотрах начнут покупать. Даже и если, вдруг, все осознают необходимость, например, гастроскопии, готова ли к этому государственная медицина? Хватит ли у нее мощностей? В подтверждение этих слов посмотрим, что предлагает «Программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Напомним, предполагает «подушевые» нормативы финансирования. Итак, без учёта расходов федерального бюджета это составит: в 2015 году — 11599,1 рубля; в 2016 году — 12215,8 рубля; в 2017 году — 13379,6 рубля. В том числе на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счёт субвенций ФОМС базовой программы ОМС: в 2015 году — 8261 рубль на пациента; в 2016 году — 8727 рублей; в 2017 году — 9741 рубль. Учитывая нынешнюю инфляцию, прибавка на душу населения совсем небольшая. А инфляция в 2015 году не остановится.

Однако решение об окончании Национальной программы было принято Минздравом бесповоротно. Основания — низкая эффективность вложений в отрасль, которая является убыточной по определению. Разумеется, на решение Минздрава повлиял и кризис, и Минфин.

По информации аудитора Счетной палаты Александра Филипенко, дефицит средств ОМС в «докризисном» 2014 году составил 55 млрд. рублей. Каков он будет в 2015 году, подсчитать сложно, но даже при условии регулярных вливаний из муниципальных бюджетов, как это недавно произошло в Москве и Санкт-Петербурге, меньше он не станет. Тем более, что при подушевом пересчете больных на лечебно-профилактические учреждения, они не будут столь сильно заинтересованы в обследовании реальных пациентов. Рассказов о том, что многие специалисты вписывают в плановые осмотры «полумертвые» души, для снижения нагрузки и выполнения плана по валу.

— Я уже давно лечусь у врача, который знает всю мою семью буквально с пеленок, — рассказывает соцработник Инга Вечерникова. — При этом мой терапевт, который меня лет двадцать в глаза не видел, регулярно записывает в моей карточке новые недуги. Оказывается рост у меня 165, и я страдаю ожирением третьей степени, хотя на самом деле — 180, и я очень худая.

Страховые компании, наверняка, осведомлены о подобных фокусах и будут использовать любимый рычаг экономии средств — штрафы с медучреждений за различные провинности. Причем, далеко не всегда нарушения действительно столь очевидны. Порой, врач назначает слишком дорогое, по мнению страховщиков, обследование. Или медсестра делает больному ненужные, с их точки зрения, процедуры. Возвращать страховой бюджет штрафами было весьма популярно еще в 90-е годы ХХ века, когда ФОМС был введен в систему финансового обеспечения здравоохранения. Надо сказать, фонд появился в лихие 90-е — не от хорошей жизни, и предполагался, как временная мера.

В это время я работала в ГКБ№13 г. Москвы и сама видела, как срезались премии и дополнительные выплаты врачам и медсестрам за разнообразные огрехи в заполнении карточек и кодов. В конце концов, в 1995 году зарплата медсестры, например, всего лишь в 2 раза перекрывала проездной. Но затраты на лечение онкологических пациентов, по крайней мере, в Москве, старались не снижать, хотя отрасль работала на пределе возможностей.

Чудесная медстатистика: в среднем по больнице

А теперь попробуем разобраться с высокой смертностью, которую вменили в вину онкологам. По мнению чиновников Минздрава, смертность от онкологических заболеваний к 2014 году снизилась всего на 1% — вместо запланированных 4%(никто так и не объяснил, откуда взялась именно эта цифра), в то время как от кардиологических заболеваний — на 6,4%. Почему это произошло, и насколько точно эта цифра отражает реальное положение вещей в онкологии?

Аудиторская проверка Счетной палаты выявила рекордное повышение смертности в двух крупнейших московских онкоцентрах НИИ им. Герцена и РОНЦ им. Блохина. Между тем, по словам руководителя отделения лучевой терапии НИИ им. Герцена Анны Бойко, с 2009 года излечены дополнительно 5-6 млн. человек, то есть, процент вылеченных пациентов увеличился. Но из-за позднего обращения за лечением, не снижается и смертность.

Примеров, когда больные обследуются поздно и боятся услышать результат вполне достаточно. Например, к урологу Николаю М. Я приходил пациент с повышением ПСА, или так называемого простат-специфического антигена, что является безусловным показанием для госпитализации и проведения биопсии. Однако мужчина четырежды сдавал анализ с периодичностью в 6-9 месяцев, а от биопсии отказывался, мотивируя, что «врачи хотят его убить». «В итоге — рак стадия IIIБ, — рассказывает врач, — а другой сам ко мне пришел с результатом, итог — II стадия, сейчас без рецидива живет отлично».

По данным аудиторской проверки НИИ им. Герцена и РОНЦ им. Блохина: «По сравнению с 2012 годом летальность больных выросла на 40%, расхождения диагнозов по результатам вскрытий увеличилось на 31,3%». Откуда такие расхождения и страшные, почти сенсационные цифры? Давайте уточним, как обычно считаются показатели смертности. В лучшем случае в среднем по РФ производится одно вскрытие из четырех «не криминальных». Следовательно, самый важный — окончательный диагноз достоверно известен только у 25% пациентов. Как правило, в причинах смерти, указывается несколько заболеваний.

Процитирую профессора, члена Бюро Исполкома Пироговского движения врачей члена Комитета гражданских инициатив (КГИ) Юрия Комарова: «В медицинской статистике причины добросовестно шифруют, кодируют по международной классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ). Далее коды вместе с копией свидетельства о смерти поступают в областные органы Статуправления. Там сидит девочка, не имея медицинского образования, выбирает одну из причин смерти, потому что в разработку по линии Росстата идет всего одна причина. У девочки есть несколько вариантов: первое, выбрать ту причину, которая непосредственно привела к смерти, например, инсульт. Второе, выбрать основное заболевание, которое уже было, например, общий атеросклероз. МКБ рекомендует брать за основу заболевание, которое привело к причинам смерти. Девочка выбирает на свое усмотрение» (http://komitetgi.ru/news/news/2091/)

Таким образом, показатель летальности, которым обосновали неэффективность программы становится весьма сомнительной даже при том, что онкология является второй по распространенности причиной смерти.

— Летальность — вообще «странный» показатель, — комментирует ситуацию доцент ЯрГУ Владимир Солондаев. — В районной поликлинике она минимальна, в региональной больнице максимальна (сравнивая ЛПУ). Вывод: лучшие врачи в районной поликлинике — явно неверен. Возможно, больных перестали выписывать домой/ в хосписы, начали оказывать стационарную помощь до последних минут — скачок летальности. Но за такую летальность надо награждать!

По мнению Солондаева, причинами изменения показателей может стать изменение характера обращаемости пациентов. А посему для определения представительности выборки, нужна проверка по масштабному социологическому мониторингу, который, увы, юридически невозможен. Возможно, что произошло улучшение диагностики. Нужен экспертный анализ расхождений. Важно, какие именно диагнозы и как расходятся, не количественно, а качественно… И это только самые очевидные факторы…

По мнению многочисленных онкологических организаций, в большинстве ЛПУ проверка результатов внедрения национальной онкологической программы и вовсе не проводилась. Власти пообещали проанализировать все до июня 2015 года. Особенно учитывая, что и состояние паллиативной помощи лучше не стало. В пылу реформы в Москве попытались прикрыть немногочисленные паллиативные отделения, оказывающие врачебную помощь инкурабельным пациентам. Частные же хосписы существуют на пожертвования и зачастую вопрос лечения пациентов решается только сбором средств. Таким образом, доступность лечения одного из самых тяжелых неинфекционных заболеваний стремится к нулю.

Национальная программа оказания онкологической помощи должна быть продолжена, конечно, с условием работы над ошибками, но как можно скорей! Для многих пациентов это промедление — смерти подобно.

©СеверИнформ, 2015 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Четверг, 25 апреля 2024 г.
16:06 Вологодская обл
 

12-летний мальчик пропал в Череповце

14:51 Вологодская обл
 

Вологодские студенты будут ловить рыбу на Камчатке

13:53 Вологодская обл
 

Жена задушила мужа колготками

12:32 Вологодская обл
 

Студенты из многодетных семей будут получать бесплатное питание

12:01 Вологодская обл
 

На рассвете семеро людей вынуждено покинули квартиры

10:51 Вологодская обл
 

Череповчанка вышла замуж в СИЗО

07:50 Вологодская обл
 

Водитель Лады погиб, слетев в кювет

16:43 Вологодская обл
 

Вода никого не забрала

16:08 Вологодская обл
 

Ограбление по-голливудски раскрыли в Череповце

14:09 Вологодская обл
 

Приезжий пытался убить двух человек в связи с "выполнением общественного долга"

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2324252627281
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования