Пасха Христова: 1025-е дело и приглашение в будущую жизнь
На Пасху в церкви было мало народу? - Не нужно переживать и тосковать из-за того, что какие-то люди оставили Церковь – они ее не оставляли, потому что они в ней никогда и не были, - убежден священник
Георгий Митрофанов, историк, публицист, кинокритик, кандидат философских наук.
По его словам, давным давно бытовое «благочестие», т.е. соблюдение исключительно внешних правил – гастрономических, обрядовых и т.д. – исчерпало себя как основная форма религиозной жизни. Потому что форма без содержания нежизнеспособна, какой бы красивой и благополучной она ни казалась.
«И чем меньше людей будет освящать в нашей стране куличи и красить яйца в определенные периоды времени, тем скорее к нам придет понимание, что от Христа мы очень далеки. И никакие общественно-фольклорные мероприятия нас ко Христу не приближают. Может быть, тогда и священники, и активные миряне будут по существу говорить с людьми о Христе, а не о том, как так или иначе на идейно-гастрономическом уровне создавать у себя ощущение пребывания в «святой Руси», - говорит священник.
Воскресение Христово, Пасха – итог прихода Бога в мир, продиктованного Его любовью к людям, Своему творению. Чем современные люди могут ответить Богу? Куличами, яйцами и колбасой – это вряд ли, если они хотят быть похожими на христиан.
Самое важное, что нужно сделать на Пасху, – открыться любви Бога, жизни и радости, разрешить себе хотя бы в эти дни быть святым, чистым и веселым. Не таить эту радость для себя, а разделить ее с другими – помочь слабым, поддержать, утешить.
Как говорит епископ Тихон (Шевкунов), «Поразительное открытие сделал почти две тысячи лет назад апостол Павел. Он сказал: «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки — тот же». Христиане чувствуют великую силу этих слов, если вера для них не предмет лишь традиции, а живая жизнь, если они и ощущают, и проживают общение с Богом как самую главную реальность своей жизни. Это относится и к Воскресению. Передать это лишь какими-то теоретическими посылами, к сожалению (или к счастью), невозможно. Так уж Бог устроил. Да если бы вера была просто теория, Церковь Христова зачахла бы уже через несколько лет после своего возникновения. Ведь наша вера — не что иное, как живая связь между Богом и людьми, между Богом, ставшим человеком — Иисусом Христом, и каждым из нас, христиан. Живое ощущение пульса вечности, отзывающегося в каждом христианине, особенно чувствуется в праздник Пасхи — Воскресения. Маленькие дети до взросления отчетливо осознают, что смерть — это нечто совершенно чуждое, непонятное и противоестественное человеку. Мы, взрослые, хорошо помним это детское ощущение реальности вечности как одну из констант бытия только что вошедшего в Божий мир человека.
Таких констант у ребенка несколько, но они являются для него несомненной истиной. Это, пожалуй, любовь матери, ежедневное открытие прекрасного мира и убежденность в вечности своего бытия и вечности всех тех, кто охвачен любовью ребенка: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».
Но даже когда человек взрослеет и даже приближается к концу жизни, ощущение абсурдности собственной смерти не покидает его до последней минуты. Это может засвидетельствовать каждый врач и каждый священник. И это совсем не какие-то психологические феномены, не самообман. Это поразительная реальность, открытая человеку. И Воскресение Христово говорит нам о том, что мы не ошибаемся: смерти для души человеческой, для человеческой личности нет. Открытие жизни будущего века, царства не от мира сего, приглашение в него — это и есть сущность Евангелия, главный смысл Воскресения и суть дела Иисуса Христа в человеческом роде. Если человек не разобрался с вечностью в своей жизни, то, значит, он не разобрался ни с чем вообще. И жизнь прожита зря. Если человек не ставил себе эти «проклятые вопросы», по знаменитому выражению Достоевского, и не пытался всеми силами на них честно ответить, то человек не сделал в жизни абсолютно ничего. Даже если он посадил тысячу деревьев, построил целый город и родил десяток сыновей. Христос оставляет нам такие слова: «Если человек приобретет весь мир, а душу свою потеряет, нет ему в том никакой пользы».
На Пасху мы получаем приглашение в будущую жизнь. Вот в чем главный вопрос и открытие Пасхи. Это и есть главное. А уж в какой цвет красить к празднику куриные яйца, какие печь куличи, поверьте, это 1025-е дело», - убежден епископ Тихон.