Перевод Белкомура в Мурманск ставит под вопрос появление в Архангельске глубоководного порта
Долгожданное решение по Белкомуру вот-вот должно быть принято правительственной комиссией. Однако теперь, когда запуск проекта, на который экономика Архангельской области возлагает большие надежды, находится в завершающей стадии, его могут скорректировать не в ее пользу.
Как известно, строительство железнодорожной магистрали Белкомур было положено в основу межрегиональной комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития трех регионов - Архангельской области, Республики Коми и Пермского Края. В Архангельской области этот проект связан еще и со строительством глубоководного района "Северный" Архангельского порта. Крупнейшие предприятия Республики Коми, Пермского края и Архангельской области на условиях государственно-частного партнерства уже начали реализацию своих проектов с суммарным объемом инвестиций 490 млрд.рублей.
Информация о том, что проект может быть скорректирован, пока широко не обсуждалась. Однако сделанные месяц назад в Перми заявления замминистра транспорта Виктором Олерским подтверждают намерения Минтранса переориентировать магистраль с архангельского порта на мурманский. Олерский, в частности, отметил, что ориентир на Архангельск может затормозить реализацию проекта. Причина - отсутствие гарантий, что планы по созданию глубоководного порта в Архангельске будут претворены в жизнь. В то же время, по словам замминистра, новая магистраль хорошо ляжет в концепцию Мурманского транспортного узла.
В Архангельске позицию замминистра пока воспринимают как частное мнение, однако подсчеты потерь уже делают, ведь в случае такой корректировки Архангельская область потеряет основную часть грузов, благодаря которым могла бы развивать порт. "Развитие порта мы связываем с Белкомуром, он должен дать толчок к его оживлению, обеспечив грузами. Если магистраль уйдет в Мурманск, то мы эту возможность потеряем, - сказал корреспонденту ИА REGNUM министр транспорта и связи Архангельской области Эрнест Белокоровин. - Конечно, сегодня наш замерзающий порт не столь привлекателен, как мурманский, но, невзирая на слова чиновников, мы обязаны отстаивать интересы нашего порта. Мы будем убеждать и доказывать в правительстве и инвесторам, что этот проект нужно провести именно в порт Архангельск". При этом министр подчеркнул, что техническое обоснование проекта проводилось с учетом Архангельской области, и в конечном счете решение, куда вести груз, будет принимать непосредственно бизнес.
Теперь о перспективах строительства глубоководного района "Северный" Архангельского морского порта. Как было сказано выше, планы Минтранса переориентировать Белкомур на Мурманск обусловлены туманностью перспектив появления глубоководного порта в Архангельске. Однако, с появлением дополнительной ветки Белкомура на Мурманск строительство глубоководного района в порту Архангельска и вовсе может оказаться под вопросом. Министр Белокоровин признает: "Для того, чтобы приступить к реализации проекта "глубоководный порт", сюда нужно вести Белкомур. Это программа "максимум". Программа "минимум" - это развитие порта в виде проведении дноуглубительных работ на отдельных участках, создание транспортно-логистического центра и так далее". На грядущей правительственной комиссии фактически и будет сделан выбор - по максимуму будет развиваться порт Архангельска или по минимуму.
К слову, в правительстве Архангельской области говорят о том, что порт будет развиваться и без магистрали. "Мурманский порт проблемный. Он имеет однопутную дорогу и это сильный сдерживающий фактор для грузопотока. У архангельского порта таких проблем нет. Поэтому есть Белкомур или нет - у нас все равно есть перспективы. Архангельск может стать разгрузкой для питерских грузов, - заявил корреспонденту ИА REGNUM заместитель министра транспорта и связи Архангельской области Сергей Львов. - Одно из решений - дифференциация потоков. Если Мурманск делает уклон на газоконденсатные грузы, нефтяные, то Архангельск может выделиться как контейнерная база".
В том, что глубоководный порт появится в Архангельске, не сомневается член комитета по экономике и инвестициям Архангельского областного Собрания Александр Новиков. "Весь вопрос в том, при каком поколении он появится?" - полушутя говорит депутат. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM он заявил, что планы Минтранса - это, с одной стороны, выталкивание региона из проекта, а с другой - результат работы чиновников в конкурентной борьбе с мурманской стороной. "Если бы в нашей области был настоящий хозяин, то ситуация была бы несколько другой, - сказал Новиков. - Второй вывод: конечно, Архангельская область заслуживает повышенного внимания федеральных властей в силу своего географического положения, но мы не должны уповать только на Белкомур. Я думаю, что и без того, у нас есть большие возможности, чтобы быть заметным регионом - у нас огромные площади лесосеки, к примеру. Так что мы должны использовать свои внутренние ресурсы, а не ждать помощи извне". Депутат также выразил уверенность в том, что в связи в возможными корректировками проекта Белкомур все равно принесет определенные дивиденды Архангельской области, однако отметил, что возлагать большие надежды на развитие региона от этой магистрали не стоит. "То же самое было и с открытием алмазного месторождения. Чего нам только не обещали тогда! В итоге до сих пор в регионе не развито даже производство по огранке алмазов", - добавил он.